Небольшой скандал приключился на пересечении
литературного мира и соцсетей,
затронув непростую и важную тему. Началось с того, что
книга Анны Старобинец
«Посмотри на него» (автобиографический рассказ о потере
нерожденного ребенка) вошла в шорт-лист российской
литературной премии «Национальный бестселлер». А затем одна
из членов жюри опубликовала странную рецензию (которую,
впрочем, очень быстро удалила, но скрины же вечны),
в которой, помимо прочего, она писала и о том, что
когда горе случилось с ней, она перенесла это молча,
не вынося из семьи.
Тема начала активно обсуждаться, и дискуссия перешла в другое русло: молчаливо ли истинное горе или «кричать» о нем нормально?
Чаще всего звучало мнение — популярное, привычное, «наше» — что страдать молча и в одиночку — это добродетель, достоинство, что нельзя выносить сор из избы. Что тот, кто действительно страдает, не кричит об этом на каждом углу, не пишет книжки, а носит все в себе. А все остальное — это спекуляция, манипуляция, монетизация и пиар на костях.
Ну да, мы же привыкли стиснуть зубы
и молчать. Держать удар, держать лицо. Точно, мы
же все из этих, как их, которые в горящую избу
и коня на скаку
она же сильная, железная, непробиваемая и может плакать только ночью в подушку. Чтобы тушь не потекла. Терпи, не позорься.
Именно поэтому эта история не просто о чьей-то книге, о чьем-то единичном горе, о чьем-то единичном мнении, она куда более масштабна. Она о том, что вся наша жизнь, вся наша женская доля, вся наша «женская» медицина построены на принципе молчаливого страдания и унижения.
Она обо всех этих «чего орешь, когда ноги раздвигала, не больно было?». О попытках обесценить чужое горе, о традиционных «ты такая не одна, все через это прошли, не ты первая, не ты последняя». Чего орешь?!
Да-да, мы помним, что раньше в поле рожали и ничего. Выкидыши, замершие беременности — все это «женские дела», личное, интимное, стыдливое. Зачем об этом говорить? Зачем выносить это на публику? Мы не хотим, уберите это. Страдайте молча.
Очередное затыкание ртов. Культура молчаливого страдания.
У нас никогда не было
принято говорить об этом, проговаривать, «проживать»,
не было психологов,
психоаналитиков, не было специально обученных консультантов,
не было куда и к кому
пойти со своим горем, не было выхода, кроме как
заталкивать боль внутрь себя. Врачам не до того,
у них другая функция, и странно ожидать жалости
от санитарки со шваброй и
грязным ведром.
Но мы живем не в викторианскую эпоху, не в советские времена. Пришло новое время, и мы становимся свидетелями колоссальных перемен, когда меняются многие социальные установки, и одна из них как раз об этом: о разрешении говорить.
О травмирующих ситуациях, про которые было принято молчать,
годами нося
боль в себе, как-то внезапно начали рассказывать, начиная
с флешмоба #Янебоюсьсказать, огромного количества личных
и откровенных историй из области так называемой
«карательной гинекологии», громких и не очень
разоблачений, последовавших за «делом Вайнштейна»
и заканчивая вот такими вот книгами, которые между прочим
несут в себе вполне определенные функции, например,
терапевтическую.
Потому что кому-то чтение о чужом горе помогает пережить
свое, дает ощущение поддержки. И такая литература во всем
мире сегодня очень востребована,
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии