Сбитый над Мариуполем вертолёт
Вечером 31 марта официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков заявил, что при попытке эвакуировать из Мариуполя командный состав полка националистов "Азов" был сбит украинский вертолёт Ми-8. Конашенков сообщил, что расчёт переносного зенитного ракетного комплекса Народной милиции Донецкой Народной Республики уничтожил украинский Ми-8 из трофейного американского комплекса "Стингер". Машина, по словам представителя Минобороны России, упала в районе населённого пункта Рыбацкое.
Второй украинский Ми-8 от попадания ракеты получил повреждения, уклонился в сторону моря, но потерпел крушение в 20 километрах от берега. Пресс-секретарь военного командования ДНР Эдуард Басурин заявил, что вертолёты и раньше предпринимали попытки залетать в Мариуполь и некоторые из бортов удавалось сбивать. Позднее было принято решение провести спецоперацию и пропустить вертолёты в город. Они провели посадку оставшихся в Мариуполе боевиков "Азова" и были сбиты на обратном пути
"Азовсталь" и эвакуация боевиков

"Азовсталь". Фото © Getty Images / Ukrinform / Future Publishing (Photo credit should read Stanislav Ivanov / Ukrinform / Future Publishing
В ходе одного из брифингов Басурин добавил, что выжили после крушения сбитого вертолёта лишь два человека. Первый — неназванный боевик батальона "Азов", второй — офицер Главного управления разведки Минобороны Украины (10-й отдельный отряд специального назначения ГУР МОУ — прямой аналог российского спецназа ГРУ) с позывным Бельмак. От него донецкие военные узнали много важных деталей. К примеру, отступающих боевиков сначала планировали эвакуировать с территории завода "Азовсталь". Для того чтобы вертолёты смогли безопасно приземлиться, а затем взлететь, на территории завода была нанесена специальная разметка, имитирующая габариты вертолётной площадки. По мнению бывшего командира Ми-8, гвардии майора запаса Вячеслава Доронина, даже в условиях максимальной подготовки эта операция была обречена на провал.
Достаточно много кадров опубликовано, где хорошо видно, как некие люди на территории завода пытаются оборудовать площадку. Садиться в таких условиях — огромный риск. Место просматривается со всех сторон, видимо, поэтому и решили сначала отступить, а потом эвакуировать из района порта. Вертолёты над заводом летать нормально не могут, высокий риск зацепить лопастями здания или конструкцию. Взлетать нужно медленно, и за это время, примерно две-три минуты, цель можно поразить даже из противотанкового комплекса
Всего, по данным выжившего украинского разведчика с позывным Бельмак, в рейд на территорию завода "Азовсталь" выходило пять вертолётов: четыре Ми-8 и один вертолёт прикрытия Ми-24. Опытные военные говорят о том, что такая компоновка группы свидетельствует о сильной спешке. Обычно для группы эвакуации выделяется не менее двух ударных вертолётов. При этом офицер ГУР Украины, выживший после попадания "Стингера", отметил, что "по два раза в одно место никто не летал". Это, по мнению бывшего командира Ми-24, подполковника ВВС СССР в запасе Виталия Мартынюка, говорит о том, что для украинских военных лётчики — расходный материал.
Главная задача экипажа — это изучить местность перед тем, как лететь. Если просто положить карту и дать какие-то вводные, у командира борта и штурмана будет минимальная информация, использовать которую практически невозможно. Плюс, я так понимаю, отсутствие прикрытия и обстрел из Мариуполя сделали своё дело — лётчики решили не рисковать и отошли, бросив группу эвакуации на произвол судьбы
Любопытно и другое. На месте крушения Ми-8 были найдены шевроны Танзании, ЮАР и Марокко, а также другие эмблемы миротворческих подразделений. Это означает, что машина участвовала в миротворческих миссиях ООН, а для эвакуации нацистов из батальона "Азов" её специально вернули на Украину.
Карты боевых действий в Мариуполе, или Почему город так важен для "Операции Z"

Фото © Getty Images / Maximilian Clarke / SOPA Images / LightRocket
Численность гарнизона, брошенного ВСУ в Мариуполе и впоследствии окружённого армией ДНР при поддержке российских военных, до начала "Операции Z" составляла примерно 15–20 тысяч человек. После того как кольцо окружения вокруг города замкнулось и начало сжиматься, эта цифра сократилась до четырёх тысяч человек. Единственными относительно безопасными коридорами оставались южный район завода "Азовсталь" и район морского порта. Первая территория должна была быть отсечена классическим военным приёмом, когда окружённую группировку начинают дробить на части и уничтожать. Ветеран спецназа ВДВ, командир подразделения разведки Борис Данчев объяснил, что мнения "азовцев" по поводу дальнейших боевых действий, видимо, разделились и значительная часть выживших решила не испытывать судьбу и отступить к порту.
Почему их хотели забрать из порта, вполне понятно. Это удобная точка, куда может добраться десантная группа. Радиус полёта вертолёта Ми-8 — это примерно 500 километров. Учитывая, что группа взлетала из Днепропетровска, летели до места час с небольшим или примерно два, если к месту "шли огородами" и обходили Бердянск. Насколько я понимаю, планировалась быстрая операция, но о прибытии группы знали заранее, поэтому произошло то, что должно было произойти
Военные лётчики и бывшие разведчики отмечают, что значительную часть тех, кто смог бежать с территории "Азовстали" и попытался выбраться из Мариуполя через порт, ещё предстоит идентифицировать. Борт, заправленный керосином для полёта на максимальную дальность, долго горел, а большая часть пассажиров была ранена или имела следы оказания первой медицинской помощи. После того как тела погибших будут опознаны, можно будет сделать вывод, кого из офицеров ВСУ и командования полка "Азов" удалось накрыть трофейным "Стингером".

Фото © Getty Images / Pierre Crom
Почему эвакуация боевиков "Азова" сорвалась?
* Деятельность организации запрещена в России по решению Верховного суда.
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии