
– Дарья, стартует шестой сезон конкурса. В 2018 году победителю были обещаны съемки в продолжении фильма «Последний богатырь». Состоялись? Ждать ли на этот раз чего-то особенного?
– Да, наши ребята уже приняли участие в съемках. Премьера фильма «Последний богатырь. Корень зла» назначена на следующий Новый год. Почти ежегодно у нас появляется какой-то специальный приз. Был сезон, в рамках котором мы выбирали российского представителя на Международном конкурсе классического «Евровидения»


Стараемся не просто выжать лимончик и выкинуть кожуру
– Отметили для себя в процессе кастинга кого-то из нынешних конкурсантов?
– Я всегда опасаюсь выделять детей, но некоторые, конечно, сразу проникают в душу. Вот Максим Абрамов, мальчик без ног, который катается на скейте. На меня произвело впечатление не только то, что он это делает, но и подвиг его приемных родителей. От Максима отказалась родная мама, и другая семья не просто взяла его на воспитание, а все делает для того, чтобы показать ему обычную мальчишескую жизнь. Здорово, что выступает он не один, а с друзьями. Для меня то, что ребята так поддерживают Максима, — лучший урок правильного отношения к особым детям.

– Есть у нас мальчик с особенностями общения, Андрей Филонов, но как он преображается, когда садится за фортепиано! Для него игра на инструменте — способ взаимодействовать с миром, минуя наши привычные формы коммуникации, ему неподвластные.
Рада, что в конкурсе участвует Марта Козлова, сыгравшая в фильме «Война Анны». Считаю, в своем юном возрасте она уже не просто актриса, а настоящий художник, человек, глубоко чувствующий. Не случайно за эту роль Марта получила премию «Ника». У нас в этом году вообще отличный состав детей, выступающих в категории «Актерское мастерство». Так, еще одна девочка, Вита Корниенко, настолько здорово прочитала монолог Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (а представляете, каково взяться за это после Олега Ивановича Янковского), что Константин Аркадьевич Райкин (а я всегда боюсь его реакции, потому что он прямолинеен, нет в нем этих «сюси-пуси») после ее выступления сказал: «Я счастлив, что мне понравилось, так не люблю ругать. Рад, что это было искренне, потому что дети иногда начинают изображать взрослых и теряют свою наивность».


– Как вы считаете, талант всегда пробьет себе дорогу или, если его не лелеять, не выхаживать, то зачахнет или не даст тех ростков, который мог бы?
– Дело в том, что талант — это не только способности, но и характер. Иногда у человека есть дар, но вот сил его отстаивать, чего-то добиваться не хватает. Хотя многие люди, достигшие высот в профессии, говорят, что талант заставляет их работать, совершать поступки, даже если ты по натуре человек очень скромный. Мне кажется, наши участники и без «Синей птицы» смогут найти свой путь, но мы помогаем делать им эти шаги увереннее, в правильном окружении, с хорошими наставниками.
К тому же ребенок может получить слишком яркую раннюю популярность, ненужную ему, и потом потерять себя. Юный талант ведь как цветок, от которого потом должен появиться плод. И можно сорвать его раньше времени. Мы стараемся не просто выжать этот лимончик, взять сок и выкинуть кожуру. Огромный процесс идет до того, как ребенок выходит на сцену. С ним занимаются педагоги Гнесинки. Не в том смысле, что ставят ему конкретный номер, они помогают ему, стараются убрать все наносное, ведь часто бывает, что ребенок вследствие совсем простых жизненных обстоятельств не знает хорошей музыки, у него другие ориентиры. Дети знакомятся на проекте с такими людьми, к которым им хочется потом тянуться.

Проект меняет судьбы ребят
– «Синяя птица» как-то поддерживает участников после завершения конкурса, отслеживает их судьбы?
– Изначально у нас был замысел делать не просто телевизионную программу, чтобы радовать зрителей, нам хотелось, чтобы она стала платформой, которая позволила бы способным детям, во-первых, встретиться друг с другом. Для человека талантливого очень важен питательный бульон, в котором он варится. Живя в маленьком городе, непросто свои способности взращивать, а в творческой профессии важно быть окруженным единомышленниками. Кроме того, таким детям бывает сложно заводить друзей, потому что часто футболу они предпочитают скрипку. Хотя, как показывает опыт наших ребят, и спорт им тоже интересен, у них даже своя футбольная команда сформировалась.
Во-вторых, главная особенность конкурса — наш финал-концерт. Это не просто программа, где выступают дети, а особый опыт, когда они выходят на сцену со взрослыми, состоявшимися артистами. А те, в свою очередь, не просто в первый раз видят ребенка на площадке, а вместе с ним готовят номер и наравне выступают. У нас были, пожалуй, все значительные артисты — от молодых Данилы Козловского, Саши Петрова, Лизы Боярской до уже ушедших от нас Евгения Павловича Крылатова, Евгения Александровича Евтушенко, Станислава Говорухина, не говоря, например, о Жераре Депардье. Для ребенка встречи с людьми такого масштаба задают планку, по которой можно уже измерять все, что делаешь в жизни. Получается такая связь поколений. Но, как оказалось, не только дети потом счастливы, но и звезды заряжаются от них невероятной энергией и не хотят расставаться. Дети играют в спектаклях, участвуют в концертах с теми, кого встретили на «Синей птице». Конкурс, можно сказать, изменил жизнь Дениса Мацуева.


– Каким образом?
– Он невероятно погрузился в работу с юными талантами, следит за их судьбой. Теперь ни один его концерт не обходится без детей. Денис стал привлекать ребят еще с начала проекта. Соню Тюрину, победительницу второго сезона, сразу перевез в Москву из города Балаково Саратовской области, стал брать ее на свои концерты во Франции, в России. Затем и Елисея Мысина (в «Синей птице» юный пианист впервые выступил в 5-летнем возрасте. — Прим. «Антенны») поставил на эти рельсы. Мальчик с мамой переехали из Ставрополя в столицу, сейчас учится в ЦМША (Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. — Прим. «Антенны»), престижной школе, одной из лучших в мире, куда родители за безумные деньги пытаются пристроить детей. Недавно снялся в фильме Александра Адабашьяна по Михаилу Зощенко в роли Миньки. Из Елисея и участницы прошлого сезона Агафьи Корзун Денис сформировал дуэт, ребята вместе выступают вместе с ним на концертах. Мацуев не единственный член жюри «Синей птицы», кто помогает детям. Коля Цискаридзе, как ректор Академии русского балета им. Вагановой, тоже плотно этим занимается. Светлана Безродная каждый год собирает ребят на старый Новый год на концерт в Большом зале консерватории.
И таких ребят, судьбы которых изменились после программы, много. Лиза Бугулова принимала участие в постановке Большого театра, играла в Театре наций. Глеб Богданович играет маленького Гвидона в опере «Сказка о царе Салтане» в постановке Большого театра. Недавно я вела концерт Юрия Абрамовича Башмета и за кулисами встретила нашего мальчика Андрея Рязанцева, он играет на кларнете и теперь участник молодежного оркестра Башмета, объездил с ним всю страну. Конечно, Ваня Бессонов, победитель «Евровидения», сейчас востребованный молодой музыкант
Для меня важно, чтобы дети вынесли из участия в нашей программе прежде всего добрые воспоминания, чтобы у них осталась эта радуга из детства. Мы стараемся, чтобы это чудо ничем не омрачилось, не превратилось в соревновательный процесс, не было нечестности.

Статус нашего жюри — главный аргумент честности проекта
– Среди участников много ребят, которые сами хотели попасть на «Синюю птицу», рвались или часто это желание родительское?
– В принципе еще на отборе всегда видно, живет ли ребенок делом или его толкают. Другое дело, что редко кого можно дотолкать до действительно серьезных высот. Да, поддержка семьи необходима. Но успехи детей — колоссальное поле для родительского тщеславия, которое, к сожалению, слишком активно поддерживается. В этот огонь подливается много масла. Существует много форм эксплуатации этого тщеславия — всевозможных платных конкурсов, «академий», «школ». Хотя у нас еще со времен Советского Союза сохранилась уникальная государственная музыкальная школа. В каждом городе, даже самом маленьком, можно практически бесплатно учиться музыке. Другое дело, что родителей часто интересует не то, чтобы их ребенок учился этому профессионально, а чтобы его быстрее куда-то сфотографировали, взяли на какую-то сцену или передачу и потом можно было разместить снимок в «Инстаграме» или похвастаться перед знакомыми.
Я постоянно сталкиваюсь с тем, что нашим сотрудникам предлагаются деньги и родителями, и коммерческими организациями, которые за деньги занимаются «обучением» детей. Разумеется, не все платные образовательные организации не заслуживают доверия, многим необходимы взносы, чтобы оплачивать помещение, труд педагогов, но вряд ли может идти речь о тысячах долларов за обучение. Знаю семьи, которые закладывают квартиры, чтобы оплачивать, например, запись музыкального альбома или съемки портфолио детей. Поверьте, у нас в стране настолько развита система вылавливания талантов, что если у вашего ребенка выдающиеся способности, его бесплатно обучат, снимут, покажут. Конечно, родители имеют право развлекаться и тратить средства как хотят, просто грустно, когда дети становятся заложниками их тщеславия. Очень жалко таких детей! Часто с детства твердят ребенку, какой он гениальный, а когда он сталкивается с настоящим зрительным залом, где воспринимают только талант, горькое разочарование неминуемо, если афиши куплены. Инвестировать нужно, так и поступают продюсеры, но когда это разумно и необходимо. Поэтому важно научить детей любить музыку, а не награды.
– Вы часто встречаете в вашей программе родителей, которые умеют находить золотую середину — не ломать ребенку детство и в то же время не загубить способности?
– Мне кажется, родители тех детей, которых мы отбираем, — все наши единомышленники. Если изначально видим безумие со стороны родственников, сразу понимаем: возьмешь такого ребенка, а потом начнутся звонки — почему моего задвигают, засуживают? У меня такое случалось. Но я всегда говорю, что статус нашего жюри — главный аргумент честности проекта. Понятно, что эти люди неподкупны. Гарантия — их многолетняя репутация.


Как быть с «не хочу»
– Должен ли хороший родитель, на ваш взгляд, давать возможность ребенку следовать за сиюминутными порывами: сегодня хочу в акробатику — иди, через три месяца — на рисование, пожалуйста, через некоторое время — футбол, выбор за тобой. Или стоит приучать быть последовательным, уметь завершать начатое?
– С одной стороны, думаю, ребенку нужно давать возможность попробовать как можно больше вещей. Потому что, за исключением случаев, когда видишь ярко выраженный талант, способности еще нужно поискать. Что срезонирует с самим ребенком, его интересами, душой. Другое дело, что многие сферы требуют труда. И здесь важно быть дипломатом. Я со своим ребенком, когда он заявляет: «Больше не хочу это делать», стараюсь все проговорить, не заставить, а разобраться в ситуации, что именно ему не нравится: объем домашнего задания, скучно, дело в педагоге или иных обстоятельствах. Обсуждая, понимаешь мотивацию. И главное — дать возможность выбора, сказать: «Если тебе действительно не нравится, можешь не заниматься, но подумай, хорошо ли просто так взять и оставить в жизни что-то не сложившимся, неуспешным. Может, стоит приложить немного труда, дать себе время чуть продлить это?»

– Сын у вас в музыкальную школу ходил. Она ему наскучила?
– Нет, там он занимается с удовольствием. А вот с карате в какой-то момент у него возникло «не хочу». Спорт — это физически тяжело. И я сказала Леве: «Хорошо, ты можешь бросить или попробовать немножко потерпеть, может, у тебя откроется второе дыхание. Нет — откажемся, но дай время». Важно, чтобы у ребенка не было ощущения, что его не слышат. И тогда, как правило, он привыкает к нагрузке, и ему уже нравится, он гордится, что сделал усилие и справился. А еще важно отмечать достижения: «Какой ты молодец, как у тебя здорово получилось». И тогда ребенок не только не бросит что-то, у него будет опыт маленького жизненного успеха. И, возможно, это поможет ему в жизни даже больше, чем само карате или музыка. Карате Лева не бросил и уже получил какие-то нашивки. Теперь гордится, какой он сильный, ловкий.

– Лева — редкий ребенок, часто дети неохотно систематически занимаются музыкой.
– Думаю, это потому, что он рано начал. С музыкальных сказок, песенок, с маленьких концертов, которые устраивала его педагог по музыке. Чем раньше и в более игровой форме ты открываешь ребенку какой-то мир, тем легче он приобщается и дольше в подростковом возрасте в нем остается. Я обратила внимание, что маленькие дети спокойно слушают классическую музыку, того же Моцарта. Когда они знакомятся с ней в юном возрасте, она становится для них чем-то понятным и знакомым. Если же впервые услышат ее лет в 10 лет, для них она может остаться закрытой страницей.
То же самое касается книг. Для меня было важно, чтобы Лева понимал чтение. Это было мое любимое занятие в детстве. Очень важно, чтобы первая толстая книга захватывала. Тогда труд (а чтение на первом этапе — всегда труд) будет под силу. Когда сын начал читать сам, я купила ему «Рассказы о маленьком Николя» — книжку о мальчике, очень похожем на Леву по характеру и интересам. И в свои 5–6 лет он с большим удовольствием сам ее прочел. С этого и начался его интерес к большим книгам. Я в принципе считаю важным не форсировать события. Не стоит твердить: ты должен прочитать это классическое произведение, начни читать рассказы Чехова.

– «Каштанку»…
– Ее, кстати, я ему сама прочла. И Леве понравилось. Но дверь в мир больших толстых книжек ему открыл все же Николя. А теперь сын сам читает и о приключениях Карлсона Астрид Лингдрен, и книги о Гарри Поттере, не стоит недооценивать эту очень талантливую сказку Джоан Роулинг.
– В школу Лева уже пошел?
– Да, уже во втором классе, учится там же, где и я в свое время. Мне кажется, здорово, когда возникает такая преемственность. Это спецшкола с углубленным изучением английского, но обычная государственная. Мне кажется, качество часто зависит от того, кто стоит во главе учебного заведения. Если директор сильный, то государственная школа может дать лучшее образование, чем частная, где часто подстраиваются под интересы родителей, которые платят взносы. Директор моей школы не изменился с тех пор, как я там училась. Ирина Григорьевна гениальный педагог и, пожалуй, могла бы возглавлять хоть Министерство атомной промышленности. В свое время она была учителем английского, но сейчас не ведет предмет. Она умеет вселить ребенку… нет, не страх, потому что бессмысленно детей ругать, запугать их тоже невозможно, они все знают свои права, а уважение, у нее такой авторитет у учеников! Я окончила школу больше 20 лет назад, но каждый раз, когда вижу Ирину Григорьевну, испытываю внутренний трепет, хотя ей нравятся передачи, которые я веду, она меня хвалит. Она даже смеется надо мной: «Ну что ты, перестань!»
– Как отучились первый год? Это же важный этап…
– Замечательно. И в этом году Лева на свой день рождения пригласил уже весь класс. Хорошие ребята. Мне нравится, что у них в школе есть традиция театральной недели, когда каждый класс готовит серьезную театральную постановку. С костюмами, декорациями, с приглашенным режиссером.


Не торопиться делать из ребенка вундеркинда
– Сейчас становит
Комментарии