День российского кино: 9 всемирно признанных отечественных фильмов, которые заставят вас плакать

Общество

26 Просмотры Откликов

День российского кино появился после распада СССР. А День советского кинематографа начали отмечать с 1 октября 1980 года. Датой стало 27 августа. Именно в этот день в 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР национализировал всю фото- и киноиндустрию в стране. Раньше фильмы снимали частные предприниматели, теперь всем стал заведовать Народный комиссариат просвещения. Кстати, самый первый фильм в России — это «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова, фильм о восстании Степана Разина. Премьера состоялась 15 октября 1908 года, и фильм длился восемь минут

А потом, уже в СССР, появились шедевры мирового масштаба. В 2025-м страна называется уже совсем по-другому, но всё равно продолжает завоёвывать признание международной аудитории.

«Утомлённые солнцем» (1994)

«Утомлённые солнцем» стали для российского кинематографа большим успехом. Фото © Кадр из фильма «Утомлённые солнцем», режиссёр Никита Михалков, сценаристы Рустам Ибрагимбеков, Никита Михалков / Kinopoisk

«Утомлённые солнцем» стали для российского кинематографа большим успехом. Фото © Кадр из фильма «Утомлённые солнцем», режиссёр Никита Михалков, сценаристы Рустам Ибрагимбеков, Никита Михалков / Kinopoisk

В 1994 году на экраны вышел фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Он получил одновременно и премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. Государственную премию Российской Федерации картина тоже получила. Действие разворачивается в 1936 году. Это самый канун сталинских репрессий. Сергей Петрович Котов — герой Гражданской войны, комдив, коммунист. Он встречает лучшего друга, Митю, и тут начинается настоящая трагедия. Это фильм, который соединил в себе всё лучшее, что было в советском кинематографе на тот момент.

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (2017)

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — это как если бы у фильма «Свет вокруг» был злой брат-близнец. Фото © Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», режиссёр Александр Хант, сценарист Алексей Бородачёв / Kinopoisk

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — это как если бы у фильма «Свет вокруг» был злой брат-близнец. Фото © Кадр из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», режиссёр Александр Хант, сценарист Алексей Бородачёв / Kinopoisk

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — это циничный и комедийный роад муви про миллениала, которому «повезло». В 27 у него есть жена, дети и работа на мусороперерабатывающем заводе, но он всё равно несчастлив. Витька Чеснок не любит ни супругу, ни тёщу, ни сына, много пьёт с друзьями, развлекается с путанами. Однажды к нему приходит участковый и говорит, что нашёл его отца. А Витька — детдомовец. Может, отец наконец вселит счастье в его израненную душу? Даже если с этим не справится отец, то справится его наследство. Режиссёру Александру Ханту на момент съёмок было всего 32 года, а в 2018-м фильм получил награду на III Кинофестивале БРИКС и британскую премию «Золотой единорог» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».

«Разжимая кулаки» (2021)

«Разжимая кулаки» — пронзительная история о женщине, которая просто хочет жить. Фото © Кадр из фильма «Разжимая кулаки», режиссёр Кира Коваленко, сценаристы Кира Коваленко, Антон Яруш, Любовь Мульменко / Kinopoisk

«Разжимая кулаки» — пронзительная история о женщине, которая просто хочет жить. Фото © Кадр из фильма «Разжимая кулаки», режиссёр Кира Коваленко, сценаристы Кира Коваленко, Антон Яруш, Любовь Мульменко / Kinopoisk

Режиссёру Кире Коваленко вообще был всего 31 год, когда на Каннском фестивале состоялась премьера её фильма «Разжимая кулаки». Картина получила Гран-при конкурса авторского кино «Особый взгляд» и номинировалась на «Оскар», её показали в программе «Современное мировое кино» кинофестиваля в Торонто. В главной роли — Милана Агузарова. Героиня живёт в городе Мизур в Северной Осетии, мужчины в её жизни сильно её контролируют. И девушка решается бежать.

«Дурак» (2014)

Фильм «Дурак» посвящён памяти Алексея Балабанова. Главный герой — слесарь-сантехник. Фото © Кадр из фильма «Дурак», режиссёр Юрий Быков, сценарист Юрий Быков / Kinopoisk

Фильм «Дурак» посвящён памяти Алексея Балабанова. Главный герой — слесарь-сантехник. Фото © Кадр из фильма «Дурак», режиссёр Юрий Быков, сценарист Юрий Быков / Kinopoisk

«Дурак» Юрия Быкова вышел на экраны в 2014 году. В этом фильме свою последнюю роль сыграл Сергей Николаевич Арцибашев, «дикий прапорщик» из картины «ДМБ». В память об Алексее Балабанове молодой режиссёр снял пронзительную историю о том, как слесарь-сантехник обнаруживает, что через сутки дом на 800 жителей рухнет, и пытается заставить местных управленцев хотя бы эвакуировать людей. Картина выиграла призы на фестивале в Локарно и три премии на фестивале европейского кино «Дез Арк» в Гренобле.

«Собибор» (2018)

«Собибор» — это картина о подвиге советского офицера, который возглавил единственный в истории успешный побег из концлагеря. Фото © Кадр из фильма «Собибор», режиссёр Константин Хабенский, сценаристы Константин Хабенский, Александр Адабашьян, Анна Чернакова и др. / Kinopoisk

«Собибор» — это картина о подвиге советского офицера, который возглавил единственный в истории успешный побег из концлагеря. Фото © Кадр из фильма «Собибор», режиссёр Константин Хабенский, сценаристы Константин Хабенский, Александр Адабашьян, Анна Чернакова и др. / Kinopoisk

Фильм «Собибор» стал дебютом Константина Хабенского в роли режиссёра. Одну из главных ролей он тоже там сыграл, в дуэте с Кристофером Ламбертом. Константин перевоплощается в фильме в советского лейтенанта Александра Печерского, который за три недели планирует успешный побег из концлагеря. Ламберт играет коменданта лагеря, Карла Френцеля. Фильм получил Гран-при V Международного кинофестиваля «Золотая башня». В 2019 году картину номинировали на «Оскар».

«Нелюбовь» (2017)

«Нелюбовь» Звягинцева шумела в 2017-м. Тот год вообще был богат на грустные фильмы. Фото © Кадр из фильма «Нелюбовь», режиссёр Андрей Звягинцев, сценаристы Олег Негин, Андрей Звягинцев / Kinopoisk

«Нелюбовь» Звягинцева шумела в 2017-м. Тот год вообще был богат на грустные фильмы. Фото © Кадр из фильма «Нелюбовь», режиссёр Андрей Звягинцев, сценаристы Олег Негин, Андрей Звягинцев / Kinopoisk

Фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева получил приз жюри 70-го Каннского кинофестиваля в 2017 году. На фестивале и состоялась его премьера. Во Франции «Нелюбовь» получила премию «Сезар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Это фильм о том, как в 2012 году разводится семья, каждый из взрослых участников которой уже имеет подходящую партию на стороне. Единственный, кого не удаётся поделить, — это 12-летний сын Алёша. Кстати, сейчас Алёше должно быть где-то 25 лет. Надеемся, он уже забыл о разводе родителей.

«Монгол» (2007)

«Монгол» совместно снимался Россией, Казахстаном и Германией, режиссёр — Сергей Бодров. Старший. Фото © Кадр из фильма «Монгол», режиссёр Сергей Бодров, сценаристы Ариф Алиев, Сергей Бодров / Kinopoisk

«Монгол» совместно снимался Россией, Казахстаном и Германией, режиссёр — Сергей Бодров. Старший. Фото © Кадр из фильма «Монгол», режиссёр Сергей Бодров, сценаристы Ариф Алиев, Сергей Бодров / Kinopoisk

«Не презирай слабого детёныша — он может оказаться сыном тигра», — эта пословица стала слоганом и эпиграфом фильма Сергея Бодрова-старшего. После смерти сына, прославившегося по дилогии «Брат», Сергей Владимирович решил погрузиться в мир исторического кино. Картина — это биография Темуджина, то есть Чингисхана. Голод, унижения, рабство — он всё это преодолел, и никто не мог отнять у Темуджина любовь первой и единственной жены Борте. Чингисхана сыграл Таданобу Асано, Борте — Хулан Чулуун. Фильм получил премию «Ника» в шести номинациях, был номинирован на «Оскар» от Казахстана. Мировые сборы фильма — 21 миллион долларов. Это более чем в три раза выше, чем сборы в России.

«Ночной дозор» (2004)

«Ночной дозор» — это не просто фильм, это целая эпоха. Это землетрясение в мире русского кинематографа. Фото © Кадр из фильма «Ночной дозор», режиссёр Тимур Бекмамбетов, сценаристы Тимур Бекмамбетов, Сергей Лукьяненко / Kinopoisk

«Ночной дозор» — это не просто фильм, это целая эпоха. Это землетрясение в мире русского кинематографа. Фото © Кадр из фильма «Ночной дозор», режиссёр Тимур Бекмамбетов, сценаристы Тимур Бекмамбетов, Сергей Лукьяненко / Kinopoisk

После «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова снимать кино так, как это делалось раньше, стало невозможно. Фильм сильно поднял планку по спецэффектам. Многих до сих пор в ночных кошмарах преследуют пупс-паучок или огромная реклама сотового оператора на фоне торнадо, но после 2004 года российский кинематограф стал выглядеть так же дорого, как и мировой. Фильм был номинирован на приз зрительских симпатий Европейской киноакадемии, а победил в «Золотом орле». Вместе с тем в Германии, Испании, США, Франции, Великобритании и Мексике отечественное городское фэнтези собрало 17,9 миллиона долларов в прокате. Где-то на миллион больше, чем на родине.

«Хардкор» (2015)

Hardcore Henry — так фильм Ильи Найшуллера известен за рубежом. Он стал там популярен. Фото © Кадр из фильма «Хардкор», режиссёр Илья Найшуллер, сценарист Илья Найшуллер / Kinopoisk

Hardcore Henry — так фильм Ильи Найшуллера известен за рубежом. Он стал там популярен. Фото © Кадр из фильма «Хардкор», режиссёр Илья Найшуллер, сценарист Илья Найшуллер / Kinopoisk

Илья Найшуллер снял фильм «Хардкор» в 2015 году. Это был большой эксперимент в мире кино. Картину сняли в стиле игры-шутера. То есть от первого лица. Вы сами — Генри, мужчина, который просыпается в лаборатории, не помнит, кто он, и вдобавок вступает в схватку с бандитами. На большом экране у вас есть возможность наблюдать все типичные для такого жанра игр виражи, — но не управлять ими. В России фильм не оценили — всего 2,6 миллиона долларов в прокате. Запад оценил русский шутер-эксперимент выше: 14 миллионов долларов и приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто в 2015 году в программе «Полуночное безумие».

Эти фильмы показывают, что в России любят и умеют снимать кино. Какие-то из них удостоились весомых фестивальных премий, какие-то — не менее весомых кассовых сборов. Интересно, как российский кинематограф продолжает быть оплотом авангарда — всё же именно у нас сняли «Хардкор». С Днём российского кино! Кстати, у Life.ru недавно вышел материал об артистах телепередачи «Кривое зеркало».

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии