— Город меняется, и многого уже нет, – говорит Никита. — На месте роддома № 8, где отец появился на свет, теперь медицинский НИИ (здание принадлежит больнице МОНИКИ. — Прим. «Антенны»). Из роддома папу перевезли в район проспекта Мира. На площади перед Рижским вокзалом стоят два дома, но тот, где жил он в раннем детстве, снесен
Я несколько раз пытался вернуться в то место, где появились на свет я и мой старший брат Аркадий, точнее, куда нас привезли из роддома – в двушку (23 кв. м полезной площади) на улицу Шверника, 11, корп. 4 (в то время она называлась улицей Телевидения), но, к сожалению, так и не собрался. А сейчас этого дома уже нет. Здание, которое теперь стоит практически на его фундаменте, имеет даже другую нумерацию. Эту квартиру наш отец вместе со своей мамой получил в конце 1961-го. В ней жили и наши родители, и бабушка, а потом Марина Влади (третья жена Высоцкого. – Прим. «Антенны») с детьми, когда приезжала. Мне казалось, что там все в порядке, но сейчас понимаю, что условия были ужасными.
В трехкомнатную квартиру в доме 28 на Малой Грузинской папа въехал в 1976 году. Это было его первое собственное жилье. Да, дворец по тем временам, но он появился у него уже в конце жизни. До этого момента он жил либо со своей мамой, либо с отцом в Большом Каретном (его родители развелись), а позже снимал квартиры, хотя уже и ездил на «Мерседесе». Почему-то лично для меня дом в Каретном менее значим, я даже не смогу сейчас вспомнить его номер. Знаю, что там тоже установлена мемориальная доска. В этом же примерно районе стоят два памятника Высоцкому – один на пересечении Бульварного кольца и Петровки, а второй, на Петровке, 38, – Жеглову и Шарапову.
Считаю, что я не лучший советчик в плане памятников. Бабушка, папина мама, очень серьезно к этому вопросу относилась. Я вдумчиво подошел, когда устанавливали надгробие отцу, а памятник в городе – другое. Тут главное, на мой взгляд, чтобы он вписался и нравился жителям. Много лет назад я был в Мариуполе на открытии монумента Жеглова с пистолетом, а рядом – учебное заведение. Перед экзаменами студенты идут подержаться за пистолет Жеглова, чтобы получить хорошую оценку. Поэтому вся фигура темная, а пистолет светлый. В позапрошлом году открылся памятник в Новом Уренгое, он мне понравился. Какой лучше? Я держу это при себе. Прекрасен тот, который приживается. Всего отцу установлено более 40 памятников не только в России, но и на Украине, в Болгарии, Черногории, даже в Америке…
Наша жизнь до развода отца с мамой и после него почти не изменилась. Мы могли встретиться с папой где угодно: и у нас дома, и у папы, и у кого-то из друзей, и в театре… Поэтому у меня нет какого-то места, куда бы тянуло, когда вспоминаю отца. Хотя… Если войти в Театр на Таганке со служебного входа, то коридор, ведущий сначала под сцену, а дальше в закулисье, наверное, самое живое место, с ним связанное.
Многие отцовские друзья, как говорится, перешли ко мне и брату по наследству. Думаю, в этом году 25 января соберу тех, кто остался и сможет прийти, – Валерия Янкловича, Ивана Бортника, Вадима Туманова.
Меня обычно спрашивают, что из неопубликованных произведений выйдет к юбилею. Я сразу вспоминаю выступление Винокура и Оганезова, когда Винокур говорит: «Глинка, «Дорожная песня», исполняется впервые». Оганезов: «Как впервые?!» Винокур: «Мною впервые». Подобные вещи становятся сенсациями только для тех, кто их впервые видит. Например, несколько лет назад в прессе появилось новое стихотворение Высоцкого. Так оно у нас было, есть и аудиозапись песни. А сейчас мне говорили про новую запись, но это подделка. В общем, существенных открытий не будет, лишь дополнения. У нас есть проект «Высоцкий: детство, отрочество, юность» – это документальные материалы (биографические и искусствоведческие), которые раньше никогда не публиковались. Мы их презентуем в музее 25 января. Вообще, юбилей Высоцкого не однодневное мероприятие, а череда, которая пройдет до конца 2018 года. Будет проведено много вечеров, туров по стране и за границей. День 25 января никем не увековечен, и тем не менее его отмечают миллионы людей на протяжении десятков лет. Из-за того что все это не насаждается сверху.
Основная часть вещей Высоцкого, которые Марина Влади распродала на аукционе около двух лет назад, нами выкуплена. Архивы, личные вещи и рукопись последнего стихотворения приобрел мой хороший товарищ Андрей Гавриловский, основавший частный музей в Екатеринбурге. Он там построил небоскреб, который назвал «Высоцкий». И мы ему, чем могли, помогали в организации. Две иконы отца для нас выкупил банк. Но вообще, этот аукцион был хорошо раскручен, а реальной музейной ценности не имел. К примеру, фотографии – они такие же, какие хранятся и у нас. Любопытно, что Марина после торгов позвала Гавриловского и отдала ему бесплатно рукописи отца, которые действительно имеют историческую ценность. Сказала: «Я вижу, ты любишь Володю, тебе это нужно». В этом весь характер Марины. Говорила: продам все, но на самом деле самое ценное оставила и отдала даром. Сейчас это можно посмотреть в Екатеринбурге.
Когда отец умер, сразу возникла идея сделать музей из его квартиры на Малой Грузинской. Сначала жильцы были против музея на восьмом этаже. Потом издали закон, по которому можно организовывать экспозиции на первом и, по-моему, последнем этажах жилых домов. На мой взгляд, музей-квартира – это не формат Высоцкого. Дом, культурный центр, где есть и научная часть, и театрально-развлекательная сфера, подходят к его личности лучше. С 1 февраля начнется серьезная работа над новой экспозицией в Доме Высоцкого на Таганке. После открытия у нас будет в два раза больше площадей, на которых разместим дорогую выставку с использованием современных технологий. Люди окажутся включены в процесс восприятия информации.
В свое время хотели переименовать Малую Грузинскую в улицу Высоцкого. Теперь улица Высоцкого там, где стоят музей отца (29 июля 2015 года так переименовали Нижний и Верхний Таганские тупики. – Прим. «Антенны») и два театра, в одном из которых папа работал. В нем сейчас играет хороший актер Дима Высоцкий, наш однофамилец. Так что улица хоть и маленькая, но самая Высоцкая улица в мире.
Комментарии