«Мои подруги, мои женщины переживали, что я никому не говорю о
нашей связи, что они не находятся на орбите внимания… Личной жизни
нужно уделять время, работать над ней. Федя Бондарчук мне говорит:
«Ты безумец-трудоголик. Твоя жена — это работа!» — признается
— Игорь, любопытный поворот: вы много раз говорили, что отказываетесь от ведения ТВ-шоу, чтобы преодолеть восприятие вас как шоумена, а теперь в сериале «Игра на выживание», который стартует 31 августа на ТНТ, вы играете ведущего шоу.
— Вы правы. Я довольно много времени потратил на то, чтобы поменять стереотипное восприятие меня как шоумена. И действительно в какой-то момент принял решение отказаться от любых предложений быть ведущим чего-либо на телевидении. «2 Верник 2» на канале «Культура» — единственный проект, который у меня остался, и я веду его вместе с братом. Но это другое, это большие разговоры с моими коллегами о жизни и о деле, которым мы занимаемся
— И действительно, сходство есть. У вас непростая актерская биография. Лишь недавно наступил золотой период. Кроме «Игры на выживание» еще несколько премьер — фильмы «Цой», «Глубже!». Через несколько месяцев — сериал «Псих». Идет работа над новым сезоном «Жуков», стартовали съемки «Мертвых душ». В театре тоже все прекрасно — кроме прежних названий в МХТ новые: «Бег» и «Чайка», а еще «Иранская конференция» в Театре Наций. Поражает не столько количество, сколько качество материала. Но как долго вы к этому шли!
— Как моя мама говорила: «Невидимые миру слезы должны оставаться невидимыми». Жалующееся существо с опущенными углами рта — не мой вариант. Да и трудно уже вспомнить, как тяжело было начинать. Потому что это — как расставаться с женщиной. У вас сложные отношения, они все тяжелее, и ничего иного не остается, как разойтись, но проходит какое-то время, и ты помнишь не скандалы, не гримасы ваших отношений, а только хорошее, только прекрасное. В этом смысле память грандиозно устроена, как своеобразная подушка безопасности. И вот недавно помощник режиссера в МХТ Ольга Рослякова на репетиции спектакля «Мужья и жены» мне сказала: «Игорь, я вдруг вспомнила, как много лет назад вы репетировали в Художественном театре в спектакле, который ставил Долгачев…» А было вот что. Я на тот момент долго ждал своей большой роли в театре, до этого были массовки и роли маленькие. И вот наконец я получил настоящую роль. Вернее, меня и Бориса Щербакова назначили репетировать ее в два состава. Я так радовался, был так возбужден! Прошло недели три, и вот как-то режиссер остановил репетицию: «Стоп, стоп. Верник, я вот что вам хочу сказать.
Во-первых, я снимаю вас с роли, во-вторых, вы никогда, запомните, никогда не будете играть больших и тем более главных ролей». И вот Ольга мне говорит: «Знаете, Игорь, я тогда сидела, смотрела на вас, у меня все сжалось внутри, и я думала: как это пережить?» А я ей ответил: «Олечка, спасибо, что рассказали, я ведь даже не помню этого». А что касается того, как жизнь расставляет все на свои места... О том режиссере я ничего давно не слышал, а я на сегодня играю семь главных ролей в потрясающих спектаклях у потрясающих режиссеров в лучшем театре страны. Конечно, можно было запить, затосковать, начать поедом есть себя. Но нет, я просто подумал тогда: окей, идем дальше…
Я помню, мне было 23—25 лет, я приезжал на «Мосфильм», стоял в очереди в бюро пропусков, потом проходил черед турникет, и возбужденный холодок пробегал по спине. Киностудия! Желанный мир, в котором я был песчинкой. И все-таки все во мне улыбалось, радовалось, предвкушало. Я шел по коридору и заглядывал в каждую дверь… Это как надо было себя преодолеть, чтобы решиться открыть дверь (а двери на «Мосфильме» большие, высокие, и на них таблички — название фильма, фамилия режиссера, такое-то объединение) и оттуда, из коридора, не пересекая порог, сказать: «Здраствуйте». Поворачивались головы, и нужно было проартикулировать: «Извините, пожалуйста, вы случайно не ищите артиста?» В девяносто девяти и девяти десятых и еще три раза по девять случаев ответ был: «Спасибо, нет». Но я шел дальше, останавливался перед следующей дверью, открывал ее и задавал свой вопрос. Просто я не воспринимал отказ как кирпич, который сваливается тебе на голову. Я шел по этим кирпичам дальше и дальше. Надеялся, что однажды услышу «да».
— Я впервые вас увидела не в фильме, а в клипе Алены Свиридовой «Никто-никогда». Знаю, что многие артиста Верника заметили именно в этой работе.
— Да. Вообще, «клип» было слово непонятное, из какой-то другой жизни. На одной вечеринке я познакомился с парнем, оказалось, что он Миша Мукасей — сын оператора Анатолия Мукасея и режиссера Светланы Дружининой, то есть это его мама сняла «Гардемарины, вперед!». Мы разговорились: «Я оператор». — «А я артист». Обменялись телефонами на тканых салфетках, украденных в этой гостеприимной кафешке. Через какое-то время он мне позвонил: «Слушай, мы снимаем клип, завтра ждем тебя на Киностудии Горького в 8 утра. Будешь играть героя». Я понял, что случилось то, чего я ждал! А Миша продолжает: «Только, пожалуйста, возьми свой костюм. Есть у тебя костюм?» Я говорю: «Нет костюма». — «Брюки, пиджак есть?» — «Найду». Я нашел черные «бананы», черный пиджак, черные туфли, приготовил белые носки, галстук у папы попросил.
Приехал на Киностудию Горького с ощущением, что еду сниматься в кино. Думал, сценарий получу на съемочной площадке. Но сценария не было. Мукасей сказал: «Вот знакомься, Миша Хлебородов, режиссер. Мы снимаем клип для американской певицы Джоанны Стингрей». Я не понял: «А клип — это что?» Мне как-то объяснили. Я спрашиваю: «А что делать-то?» — «Ну, вот стул в центре. Ты по центру. Идет суд. Она прокурор, а ты герой, который как-то с ней взаимодействует: любовь, ненависть, что угодно. При этом она тебе поет. Короче, импровизируй!» И вот я смотрел на Джоанну, ухмылялся, улыбался, смотрел то иронично, то жестко, то легко, вставал так, сяк садился на стул... И вот с этого все началось. Мне стали говорить: «О, клип со Стингрей — это круто. Как ты там сыграл! Новый герой, новый человек, новая пластика, новая свобода». И пошло. Следующий клип был с Аленой Свиридовой. Режиссер мне позвонил и говорит: «Вот есть девочка, послушай». Песня оказалась хорошей, и я сказал: «Снимусь с радостью». Потом был клип с Лаймой Вайкуле и много еще чего другого.
— 90-е — удивительное время, все чувствовали себя соучастниками, соавторами новой жизни. Если вычеркнуть какие-то ужасы, сложности, это было своеобразное возрождение.
— Я люблю это время, оно прекрасное, счастливое, бешеное, обещающее. И действительно, мы были соучастниками всего, что зарождалось, что долго было от нас закрыто за железным занавесом и вдруг ворвалось в нашу жизнь.
Была такая квартира Нины у метро «Парк культуры». Ее можно
сравнить с той, где обосновалась компания Воланда. По четвергам там
собирались творческие люди: общались, выпивали, танцевали. Закрытое
сообщество, как оно формировалось — я не знаю, видимо, срабатывало
что-то вроде сарафанного радио: «А пойдем к Нине». Нужно было
просто оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы получить
такое приглашение, такой пропуск в особую среду. Кто-то однажды
позвал туда и нас с братом Вадимом. На этих «четвергах» у Нины
странным образом собирались те, кто потом во многом определил и,
надо сказать, до сих пор определяет время.
Там я познакомился с Кристиной Орбакайте. Она пришла с Вовой Пресняковым, рассказала, что танцует в «Рецитале», но хочет брать уроки вокала. Там много чего рождалось. Там режиссер Юра Кара рассказывал о своем замысле снять «Мастера и Маргариту» и предложил мне сыграть Иуду. И именно там Дима Дибров изменил судьбу моего брата, который работал в еженедельнике «Неделя» после окончания театроведческого факультета ГИТИСа. Вадик брал интервью, писал материалы о театре, о разных сферах, связанных с искусством, и не помышлял ни о чем другом. А Дибров предложил ему вести на телевидении программу о кино «Мотор!..». Димка тогда ходил в казаках со скошенными каблуками, в ярких рубашках. И вот так по-казачьи затащил Вадика в этот омут, из которого он не хочет вылезать до сих пор.
— Какая счастливая квартира.
— Да, знаете, в отличие от воландовской квартиры, здесь происходили чудеса живительного свойства. Но все же квартира была странной. Маленькая с точки зрения метража, она вмещала огромное количество людей, как будто пространство раздвигалось. У нас там были дежурства, кто за что отвечает: кто сегодня покупает бутерброды, кто в следующий четверг. Все, кто туда приходил, ждали эти «четверги».
— С Федором Бондарчуком вы в тот период познакомились?
— С Федей мы познакомились раньше, в Пицунде, на отдыхе, он приехал туда с родителями мальчишкой лет семнадцати, а я, будучи студентом, со своей будущей женой Ритой и с братом. Федя с семьей жили в доме отдыха «Пицунда», а мы снимали комнату в домике рядом. Наш домик был чудесный, только вот туалет на улице, и в пять утра куры начинали кудахтать под окном, причем казалось, что они находятся прямо у тебя в кровати. Как-то я убил комара пальцем и проткнул стену, такая она была тонкая. Счастливое студенческое время! И вот тогда мы познакомились с Федей, стали общаться. То больше пересекались, то меньше. Ну а потом со временем уже как-то так сложилось, что мы стали очень близкими, пожалуй, самыми близкими друзьями.
— Вы снимаетесь сейчас в его первом сериале «Псих»?
— Да. Но, знаете, это первый раз, когда я снимаюсь у него. У нас никогда даже разговоров про это не было, потому что дружба — это дружба, а профессия — это профессия, не обязательно они должны совпадать. Конечно, он видел меня на сцене: в спектакле Кости Богомолова «Дракон» и его же спектаклях по Вуди Аллену, не говоря уж о «№ 13D» и «Чайке», где мы играем с Паулиной Андреевой. Кстати, с Паулиной мы тоже дружим — с того момента, как она пришла в МХТ. Они с Федором — потрясающий тандем, не только человеческий, но и творческий. И это она написала умный, тонкий, сложный и ни на что не похожий сценарий, по которому Федор решил снимать свой первый сериал, так же точно не похожий на все то, что он снимал раньше.
Говорят, чтобы потерять друга, нужно с ним заняться общим делом.
Но для меня съемки у Федора — время колоссального профессионального
счастья! Я ничего подобного в кино никогда не играл. А какая
замечательная у Бондарчука команда! Костя Богомолов, Лена Лядова,
— В похожие дикие условия вы попали, когда ездили в Японию к выдающемуся режиссеру-экспериментатору Тадаси Судзуки.
— Да. Тадаси Судзуки отобрал 15 мхатовских актеров для участия в тренингах перед началом репетиций: в МХТ он поставил «Короля Лира», а я играл старшую дочь Гонерилью (в спектакле участвовали только актеры-мужчины). Так вот, занимаясь тренингами, мы жили в маленькой деревушке Того, окруженной горами и лесом. Над ней даже самолеты не пролетают, зато парят огромные соколы. Нас поселили в маленькой хижине, мы спали на циновках, ловили крыс и мышей в капканы, ели очень странную постную еду и суп из водорослей. Рядом с деревней текла горная речка, и мы с товарищами купались в ней утром, до тренингов, и сразу после них. Условия в деревне были спартанские. Вечером — никакого освещения, каждому выдали фонарик, и мы бродили в потемках, высвечивая себе дорожку. Ночью старались без надобности не ходить — в деревню из леса часто забегали какие-то странные животные, похожие на собак и на лис одновременно. Впрочем, и днем мы не всегда чувствовали себя комфортно. Однажды забрели на рисовое поле и еле оттуда выбрались: все ноги были облеплены жуткой мошкарой, которая на нас живого места не оставила, буквально выщипывала куски кожи. Еще нас преследовали слепни — ощущения не самые приятные. Но больше всего поражали огромные жуки и кузнечики, а также гигантские бабочки и омерзительные светляки с выпученными глазами. Эти светляки летали в темноте со странными звуками и иногда просто сталкивались с людьми. При этом, если закрыть все окна и двери, законопатить все щели, чтобы никакая живность не проникла, становилось хорошо и спокойно. Лежишь на циновке, смотришь на усыпанное звездами низкое августовское небо, наблюдаешь обильные звездопады и переосмысливаешь жизнь, а вокруг — тишина. Мир, с которым мы столкнулись, был невероятно далек от цивилизации с ее безумием и хаосом...
— Мне кажется, важное свойство актера — умение подмечать мелочи и радоваться им…
— Так и есть. Вот взять моего папу. Ему 95 лет. Когда не стало мамы, я забрал его к себе. И каждый день теперь — это счастье общения с ним. Наверное, самое главное везение в моей жизни — это мои родители, которые так уникально устроены. Вот папа — он влюблен в жизнь, в людей, он смакует каждое событие, радуется талантливым проявлениям других, каждый день что-то открывает для себя. Человек, у которого в 95 лет в левой руке газета, в правой — радиоприемник, и при этом он еще смотрит телевизор. А на коленях у него лежит книга Вадика «Свободный полет», которую он читал и остановился, потому что принесли свежую газету или потому что по радио сейчас потрясающе интересный журналист рассказывает что-то поразительное. И все ему интересно! Этот заряженный ген, самый главный, я заполучил от родителей.
Мой папа прошел войну и другие испытания, его отец был репрессирован. Папин отец, мой дедушка, был бухгалтер, а мама не работала, занималась семьей. Жили очень тяжело. Но в доме всегда были продукты, было чем всех прокормить, и самое важное — книги, много книг. Папин дедушка говорил ему: «Давай, учи язык, я буду давать тебе копейку в день». К сожалению, папа — человек далекий от умения копить и от бизнес-идей. Не воспользовался этим щедрым предложением, зато он пошел по другому пути. Актерская мечта родилась, когда маленький Эмиль увидел «Чапаева». Он смотрел много раз этот фильм. Надевал пиджак и шапку своего отца и представлял себя пролетарским комиссаром в папахе и на коне. Не знаю, были ли рядом с ним Петька и Анка, но весь его детский угол был обклеен театральными афишами, заметками о любимых артистах, вырезанными из газет и журналов. И все эти артисты, конечно, были от него так же далеки, как Марс от Земли. Абсолютные инопланетяне, но он тянулся к ним. Папа и представить себе не мог, что через 20—30 лет он будет работать с этими артистами в качестве режиссера (Эмиль Григорьевич Верник несколько десятилетий был главным режиссером л
Комментарии