Тема защиты окружающей среды стала в
последнее время одной из главных в новостной повестке. Тысячи людей
по всему миру,
Но как же конкретно индустрия моды вредит природе? В этом вопросе мы и предлагаем вам разобраться сегодня.
Производство хлопка
Одним из крупнейших в мире экспортеров одежды и текстиля является Индия. Там сразу два города носят прозвище "Манчестер Востока" в честь бывшей текстильной столицы Англии. Один из них — западноиндийский Ахмедабад. В регионе выращивается большая часть используемого в мире хлопка. Однако хлопковая отрасль имеет целый ряд проблем
В Индии была жуткая история. Огромное количество фермеров взяли кредиты на развитие хозяйства и купили генно-модифицированные семена хлопка. Многие, поняв, что второго урожая не дождутся, кончали жизнь самоубийством,
— объясняла в одном интервью руководитель отдела аллергологии НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова РАМН Валентина Гервазиева.
Наносят вред также удобрения и пестициды, которые загрязняют окружающую среду и негативно влияют на здоровье человека. Кроме того, опасность кроется и в том, что при выращивании хлопка требуется большое количество воды. Для такой страны, как Индия, где и так наблюдается недостаток воды, это особенно тяжело, а искусственная ирригация разрушает местные экосистемы.
Загрязнение воздуха и воды
Большое количество воды используется затем и в текстильной промышленности. Второй "Манчестер Востока" — город Канпур — считается населенным пунктом с одним из самых высоких показателей по загрязнению воздуха и воды. Дело в том, что Канпур является центром кожевенной промышленности Индии.
Там вдоль берега Ганга расположено около 400 кожевенных заводов. Они производят около 50 миллионов литров сточных вод в день, но при этом в том районе существует лишь одна станция очистки сточных вод. Она может обрабатывать только девять миллионов литров в день, а "коктейль" смертельных химикатов все равно попадет в реку и в конечном итоге в подземные воды.
Транспорт
В 1960-х годах порядка 95 процентов одежды, представленной на американском рынке, было произведено в США. Сегодня эта цифра едва дотягивает до трех процентов. Так что с тех пор как регионы производства и регионы основного потребления предметов моды разделяют тысячи километров, транспорт становится существенным фактором, влияющий на экологию.
Цены, которые устанавливают для так называемой "быстрой моды", оставляют мало возможностей, чтобы задумываться о безопасном и экологичном транспорте,
— считает Маркус Мушкиет, руководитель Центра текстильной логистики, который входит в Институт логистики им. Фраунгофера.
При этом, несмотря на длинный путь от производителя до дилера, самыми опасными становятся последние километры, когда с кораблей товар сгружают на автомобильные фуры. По данным Федерального агентства по окружающей среде (UBA), каждая тонна товара на километр провоцирует выброс 103 граммов парниковых газов. Для сравнения: на железной дороге этот показатель равен 19 граммам, а при транспортировке на корабле — 32 граммам.
Возвраты посылок
Бутики и магазины в центре города — это в первую очередь дорогая аренда, которую предприниматели нередко пытаются компенсировать и ценами. Покупки в интернете были призваны решить эту проблему: здесь нет ни красивого здания на главной улице (ведь арендовать склад можно и в промзоне), ни продавцов.
Но на самом деле и здесь есть свои минусы для окружающей среды. Ведь крупные склады также потребляют много энергии, вдобавок занимают большие участки земли, что тоже сказывается на экосфере. Еще одной проблемой являются возвраты товаров. Сегодня, чтобы быть максимально клиентоориентированым, многие ретейлеры предлагают максимально комфортные для покупателя условия.
Как правило, посылку можно вернуть, если вещь не понравилась или не подошла. Все это приводит к перепроизводству упаковки. По данным разных служб доставки, каждый второй пакет с вещами возвращается. Исследовательская группа Университета Бамберга установила, что возвраты заказов с модных сайтов составляют 70 процентов от всех возвратов. По их данным, вредное влияние от этого сопоставимо с тем влиянием, которое на окружающую среду оказывают 166 000 тонн CO2.
Неконтролируемый шопинг
Там, где есть спрос, есть и предложение! Из этой точки, пожалуй, и начинается замкнутый круг перепроизводства и консюмеризма. Несмотря на распространение магазинов масс-маркета с дешевой одеждой, расходы людей на собственный гардероб не снижаются, а, наоборот, растут.
Так, например, в Германии, по данным за 2017 год, одна семья тратила порядка 110 евро в месяц, что на 16 евро больше, чем это было десять лет назад. Согласно той же статистике, каждый немец покупает в год порядка 60 новых вещей, при этом время носки сократилось почти в два раза по сравнению с данными пятнадцатилетней давности.
Химические соединения
Производство и транспорт, несомненно, наносят ущерб окружающей среде, но причинить вред природе можно и просто выйдя на улицу в непромокаемой куртке! При производстве верхней одежды или обуви используются полифторированные и перфторированные вещества (PFC), которые могу отталкивать воду, масло и грязь, а также отражать тепло (поэтому они используются не только в текстильной промышленности, но и при производстве антипригарной посуды, косметики, пожарной пены).
Проблема в том, что в природе эти соединения почти не разлагаются. Кроме того, некоторые их них классифицируются учеными как канцерогенные или вредные для фертильности. Несколько лет назад экологи забили тревогу, призвав производителей товаров ограничить создание предметов быта с высокими уровнями опасных фторсодержащих соединений в составе.
Крупные компании уже отказались от использования PFC, но о стопроцентном избавлении от вредных соединений речи пока не идет. Так, еще в 2016 году на одной из выставок в Европе выяснилось, что 36 из 40 продуктов известных производителей, таких как Arc'teryx, Columbia, Patagonia и The North Face, содержат PFC.
Кроме того, данные вещества использовались с начала 1950-х годов и за это время успели накопиться не только в почве: ученые утверждают, что следы химических соединений сегодня могут быть обнаружены в крови едва ли не каждого жителя Земли.
Микропластик
Еще одна пока нерешенная проблема, источники которой есть и в сфере моды, это микропластик. Речь идет о мельчайших волокнах, например, из синтетического флиса и других подобных материалов, которые могут отслаиваться при стирке и таким образом попадают в сточные воды, оседают в почве и водоемах.
Микропластик накапливается в природе, а также попадает в организм животных и человека. Насколько он вреден для живых существ — ученые еще не пришли к единому мнению и пока проводят лабораторные исследования. Но уже известно, что микрочастицы легко впитывают другие токсичные вещества.
Стирка
Процесс, который направлен на соблюдение гигиены и тем самым сохранение здоровья человека, на самом деле является одним из самых опасных! Дело в том, что именно стирка является одним из основных источников появления микропластика. В среднем за год получается порядка 77 граммов микропластика на человека. Вредны и сами стиральные порошки, содержащие опасные для природы химические соединения.
Советы стирать на низких температурах, чтобы сократить расход энергии и тем самым хоть как-то снизить нагрузку на окружающую среду, тоже не так уж безопасны. Например, ученые выяснили, что на барабане стиральной машины могут скапливаться опасные бактерии, которые не могут быть уничтожены при низких температурах стирки, а значит, внешне чистая одежда будет представлять опасность. Глобально проблема микропластика при стирке еще не решена, но ученые уже работают над созданием особых фильтров для стиральных машин.
Комментарии