
К сожалению, жестокие законы капитализма принуждают бизнес зарабатывать, чтобы выжить. Аптечного это тоже касается. В мире фармацевтики существует достаточно много «лазеек», при помощи которых на нас могут нажиться торговые сети. Здесь и далее мы будем использовать специфический жаргон фармацевтов-провизоров. Загадочный «первый стол» — это всего лишь окошко для выдачи препаратов. В народе провизора, который отдаёт вам лекарства, называют «первостольником». Рассказываем, как они могут вас обмануть (или попытаться).
Частый пример серой фармацевтической схемы — это продажа биодобавок
Дженерики — это лекарственные средства, которые содержат в точности столько же действующего вещества, сколько в оригинальном препарате. Например, в оригинальном лекарстве содержится 50 миллиграмм вещества и вспомогательные добавки. В дженериках этого препарата тоже должно содержаться 50 миллиграмм вещества, но добавки могут отличаться. Кроме того, дженерики обычно меняют название препарата и дизайн коробки. Иногда дженерики могут быть даже дороже оригинала. На компьютере фармацевт видит все препараты с определённым действующим веществом и может выбрать, какой именно вам продать. В том числе исходя из его цены.
Во всех сферах продаж встречается недобросовестное меньшинство. И если фармацевт-провизор принадлежит к нему, то может попробовать убедить вас купить заведомо ненужный объём лекарства. Например, вам нужна упаковка из 25 таблеток, но на первом столе предложат банку, в которой лежит 50 штук, аргументируя это тем, что 25 таблеток таким образом можно купить дешевле. Часто это является правдой, но и вам зачастую столько лекарства просто не нужно. Зато общая сумма в чеке становится больше.
В обычных магазинах можно порой увидеть товары по скидке. И тут же обнаружить, почему эта скидка была назначена: срок годности подходит к концу. Эти законы современных продаж, к сожалению, работают даже в аптеках. «Первостольников» винить не в чем: как правило, это не их выдумка, а политика торговой сети. Вернее, почти всех торговых сетей. В итоге получается следующая ситуация: покупатель в последний момент выясняет, что лекарство станет просроченным через полгода, идёт обратно в аптеку жаловаться, «сливает негатив» на фармацевта-провизора, и ни один из них не может ничего изменить. Обычно в таких случаях требуется государственное урегулирование обращения «полупросроченных» лекарств, но и тут всё может пойти наперекосяк.
Аналог лекарства — это то же самое, что и его дженерик. Они отличаются от оригинального препарата названием, дизайном коробки, а в редких случаях — составом добавок и количеством примесей. Бывают дженерики, которые стоят дороже оригинала, но чаще встречается классическая ситуация — аналог дешевле, особенно в том случае, если его произвели в вашей стране проживания. Предположим, вам нужен парацетамол. В кассовой программе на компьютере фармацевт видит, какой парацетамол дешевле, а какой дороже. И может продать вам обычный, а не «копеечный». А если вы знаете, какой именно дешёвый парацетамол вам нужен, можете получить ложные сведения о его отсутствии.
Среди фармацевтов, провизоров и других работников аптечного
бизнеса так делают единицы. Но иногда потери прибыли могут
вынуждать бизнес идти на уступки. А провалы в области менеджмента,
например нереалистичные планы продаж, подталкивают руководство
условной аптеки к прямому давлению на сотрудников «первого стола».
В конце концов, все мы — одна большая семья, и
Комментарии