Но в сердцах миллионов поклонников они оставили заметный след. И до сих пор мы с теплотой вспоминаем яркие экранные образы, сыгранные легендами нашего кино.
Савелий Крамаров
Его называли актером без грима. Ведь достаточно было взглянуть на своеобразное лицо Савелия Крамарова, чтобы рассмеяться. Легкий дефект от природы придавал актеру особенный комедийный шарм. Это сразу же заметили в первом фильме с участием Савелия Крамарова – в картине Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька!»
В октябре 1981 года после долгих мытарств, связанных с разрешением на выезд, Савелий Крамаров покинет страну. С двумя почти пустыми чемоданами, с задвинутой на глаза заштопанной кепке, сохранившейся со съемок первого фильма актера «Друг мой, Колька!», он перекочует сначала в Европу, а потом – в Лос-Анджелес, желанный Голливуд. Его встретят здесь благожелательно, но без особой шумихи. Савелий Крамаров получит долгожданную творческую свободу. Однако былой актерской известности, как в России, он не добьется. Савелий Крамаров умрет 6 июня 1995 года в Сан-Франциско.
Голливудские роли Савелия Краморова:
«Москва на Гудзоне» (1984), Борис – сотрудника КГБ; «Космическая одиссея 2010» (1984), советский ученый Владимир Руденко; «Вооружены и опасны» (1986), Олаф; «Красная жара» (1988), Григорий Мусоргский – сотрудник советского посольства; «Танго и Кэш» (1989), владелец машины.
Елена Соловей
Складывалось впечатление, что утонченная, изящная красавица впорхнула в мир кино из далекого прошлого. Она мало походила на современных актрис, в ней таились какая-то чеховская глубина, мягкость и женственность. Недаром же легендарный Чапаев – знаменитый Борис Бабочкин, заприметив юную Елену, предрек ей блестящее будущее. Пройдет буквально несколько лет, и на небосклоне советского кино взойдет яркая звезда, покорившая зрителей необычным талантом. Ее прославят фильмы Никиты Михалкова «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», где героини Елены Соловей сыграют яркие образы женщин с тонкой и ранимой душой, с печатью особенного трагизма, трогающего за сердце. Представить Елену в иных ролях было совершенно невозможно. Поэтому ни один из советских режиссеров не отважился пригласить ее в производственный фильм: в роли рабочей на стройке или колхозницы с серпом она явно бы не смотрелась.
Голливудские роли Елены Соловей:
«Клан Сопрано» (2002), Бранка Лабински – сиделка Коррадо «Джуниора» Сопрано; «Хозяева ночи» (2007), Калина Бужаева; «Роковая страсть» (2013), Рози Херц; «Затерянный город Z» (2016), мадам Кумель.
Наталья Андрейченко
«Леди Совершенство» в пору своей молодости была девушкой взбалмошной, веселой, которая любила свободу и не останавливалась ни перед чем, чтобы добиться своей цели. Обладая яркой внешностью, Наталья могла вскружить голову любому мужчине. Позже, когда она станет профессиональной актрисой и успешно сыграет десяток ролей на большом экране, ее назовут секс-символом отечественного кино. Образы женщин у Натальи получались роковыми и притягательными. Ее восхождение на творческий олимп началось с «Сибириады» Андрея Кончаловского: роль красавицы-сибирячки Насти Соломиной была встречена зрителями на ура. А позже она удивительно и блистательно сыграет образ Мэри Поппинс, утонченной европейской леди. И казалось, что помешать ее успешной карьере, учитывая характер актрисы, может только землетрясение.
Но помешало другое – Наталья впервые встретила Максимилиана Шелла, обладателя «Оскара». Взаимная страсть немолодого американца и русской красавицы сожгла все мосты. В конечном счете Шелл увез Андрейченко в далекую Америку, где для Натальи началась новая жизнь. Она уехала в США на пике славы, наивно надеясь, что ей Голливуд по плечу. И теперь ей приходится только сожалеть о потерянных мечтах. Карьера актрисы, к великой грусти, пошла на закат. А затем наступила черная полоса и в личной жизни. Развод с Максимилианом, скандалы, связанные с дележом его миллионного состояния после смерти бывшего мужа, привели к тому, что Наталья Андрейченко возвратилась в Россию.
Голливудские роли Натальи Андрейченко:
«Маленькая Одесса» (1994), Наташа; «Аврора. Операция перехват» (1995), Франческа; «Нежить» (1998), Пантия.
Олег Видов
Девушки по несколько раз ходили на фильм «Всадник без головы», чтобы вновь, затаив дыхание, посмотреть на белокурого красавца Мориса. Эта роль принесла Олегу Видову небывалую известность, перед ним открылась возможность стать новой звездой советского кино. И действительно молодой актер снялся в ряде фильмов, где довольно успешно сыграл свои роли. Он уверенно поднимался по ступенькам творческой лестницы. Правда, некоторые злопыхатели считали, что своими успехами в кино он обязан жене Наталье Федотовой, которая была близкой подругой Галины Брежневой. И ей же он был «обязан» тем, что после развода на актера начались гонения. Олег Видов с трудом получил диплом режиссера, а вскоре ему не разрешили играть роль Сергея Есенина в фильме британского режиссера Карела Рейша «Любовники Айседоры». Свое решение перебраться в Голливуд он примет в Югославии, где актер снимался в нескольких фильмах. Друзья, спрятав его в автомобиле, перевезут в Австрию. На Западе Олег Видов попросит политического убежища, а заодно встретит американскую журналистку, которая в будущем станет его женой. Именно с ней он уедет в США, чтобы стать «нашим человеком» в Голливуде.
Голливудские роли Олега Видова:
«Красная жара» (1988), Юрий Огарков – советский милиционер; «Дикая орхидея» (1990), Отто Мунча; «Бегущий по льду» (1993), советский прокурор; «Любовная история» (1994), бизнесмен; «Бессмертные», владелец свалки; «Исполнитель желаний – 2» (1999), Осип Кучко; «Тринадцать дней» (2000), Валериан Зорин.
Наталья Негода
Первая секс-бомба Советского Союза была в детстве толстой и неказистой девочкой. И никто не подозревал, что она мечтает стать великой актрисой. По признанию Натальи, ей приходилось скрывать от всех свои сокровенные мысли. Иначе бы девочку подняли на смех. Она ненавидела школу, и учеба казалась сплошным мучением. Утешение Наташа находила в сказках, которые читала запоем до самых девичьих лет. Но ей, можно сказать, крупно повезло в жизни: она родилась в творческой семье. Ее мать была режиссером на телевидении, а отец – актером. Поэтому ей не пришлось задумываться о выборе будущей профессии. Одной из первых работ Натальи Негоды в отечественном кино, сделавших ее достаточно известной, стала картина Юрия Кары «Завтра была война». А вскоре наступит ее звездный час. Режиссер Василий Пичул был совершенно подавлен, когда от главной роли в его фильме «Маленькая Вера» отказалась Ирина Апексимова. И уже в полном отчаянии, махнув на все рукой, под давлением Татьяной Лиозновой пригласил на съемки Наталью Негоду.
Когда на экраны вышла эта скандальная картина, она словно разделила зрителей на два лагеря. Одни кричали до хрипоты, что это позор для советского кино, другие восхищались игрой актрисы, смелостью режиссера, открывшего правду о советском обществе. Наталья Негода стала кумиром молодежи, ее популярность росла изо дня в день. Но все хорошее когда-нибудь кончается. Волна славы спала, а целомудренные чиновники от кино вдруг заговорили о том, что актриса только хороша в откровенных сценах. И наступил в ее творческой жизни определенный кризис: приглашений от отечественных режиссеров не было, а томиться в ожидании Наташе не хотелось. Поэтому она скоро вышла замуж и уехала в Америку. Голливуд встретил ее благожелательно. В США она снялась в откровенной фотосессии для журнала Playboy. Это позволило Наталье получить роли в четырех голливудских фильмах. Но лучше было бы, если бы она сыграла в картине Кшиштофа Кислевского «Три цвета: синий», когда отказалась от съемок звездная Жюльет Бинош. Позже она будет досадовать на себя, что упустила верный шанс стать в Америке известной актрисой. В 2007 году Наталья Негода вернется в Россию и сыграет вскоре в фильме «Бубен, барабан» главную роль и получит за нее премию «Золотой Орел».
Голливудские роли Натальи Негоды:
«Летние товарищи» (1992), Таня; «Назад в СССР» (1992), Лена; «Каждая минута – это прощание» (1996), Надя.
Юл Бриннер
Наполовину бурят, наполовину русский, он унаследовал, видимо, от деда неуемную страсть к авантюрам и приключениям. В Париже, к примеру, куда семья перебралась из Владивостока, Юл исполнял песни русских цыган. В то время в 1934 году он был еще юн, но невероятно талантлив. Потом его увлек цирк, где Юл Бриннер исполнял смертельный номер летающего клоуна. Но после несчастного случая, когда он сломал позвоночник, об арене пришлось навсегда забыть. Юл был обаятельным собеседником и завел приятельские отношения в Париже с Жаном Маре, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали. Волею жизненных обстоятельств он попадает в Америку, где вначале подрабатывает в одном из бродвейских театров исполнением цыганских романсов, прекрасно играя на гитаре. Юл становится известным, он пользуется успехом у женщин, одна из которых, актриса Вирджиния Гилмор, и приведет его в голливудское кино. Она станет путеводной звездой для Бриннера и до конца своей жизни будет любить этого непостоянного, особенного, по ее мнению, мужчину.
Его первый успех на большом экране связан с фильмом Джона Стердджеса «Великолепная семерка». Сыграв в картине главную роль – стрелка Криса, он обрел огромную популярность среди зрителей. Хотя голливудские критики встретили этот фильм холодно, посчитав его заурядным. Впрочем, и Юл Бриннер относился к голливудскому кино довольно скептически, не видя для себя в этом деле творческих перспектив. Правда, стоит заметить, что его партнершами по съемочной площадке были актрисы с мировым именем. И он всегда был верен театру, на сцене которого Юл играл от души, показывая немалый талант. Легендарный актер, которого чтила вся Америка, скончается 30 июня 1985 года после продолжительной болезни.
Голливудские роли Юла Бриннера:
«Король и я» (1956), король Сиама – Монгкут; «Анастасия» (1956), генерал Бунин; «Братья Карамазовы» (1958), Дмитрий Карамазов; «Соломон и царица Савская» (1959), Соломон; «Возвращение великолепной семерки» (1966), Крис Адамс.
Александр Годунов
«Великий одиночка», как называл его поэт Иосиф Бродский, Годунов поставил искусство танца на недосягаемый уровень. Подобного артиста балета в Советском Союзе (да и в мире тоже) не было. В своей книге Майя Плисецкая скажет о нем следующие слова: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный вопреки своей мужественной внешности». Огромное впечатление он произвел и на американских ценителей балета во время гастролей в США в 1979 году. Здесь же он, кстати, и останется, попросив убежища. Это решение Александра Годунова было неожиданным и вызвало болезненную реакцию у многих почитателей его таланта в нашей стране. Теперь он блистал на сцене Американского балетного театра…
Но однажды наступит переломный момент в судьбе Александра Годунова: он расстанется с балетом. Встреча с голливудской звездой Жаклин Биссет даст толчок к новой жизни, которая будет связана с кино. Возможно, Жаклин убедила Александра в том, что с его внешностью и статью он легко добьется успеха в Голливуде. К сожалению, выдавать желаемое за действительное всегда легче. И, как показало будущее, из некогда великого танцора не получилось великого актера. Рамки кино были, наверное, слишком тесными для творческой натуры Александра Годунова. В этом и следует, пожалуй, искать причины его личной трагедии, когда человек теряет самобытность и недюжинный талант. Это чувство, видимо, постоянно мучило Годунова, изматывало его изнутри. И он медленно угасал от творческой неприкаянности, теряя последние силы. Он тихо в одиночестве умрет на своей вилле 18 мая 1995 года в Западном Голливуде.
Голливудские роли Александра Годунова:
«Долговая яма» (1986), Макс Бейссарт; «Крепкий орешек» (1988), бандит Карл; «Музей восковых фигур – 2: Затерянные во времени» (1992), Скарабис.
Комментарии