Минэкономразвития разработало законопроект о введении особого правового режима на территориях Республики Крым и Севастополя. Главной особенностью предлагаемых новаций станет полная конфиденциальность инвесторов, вкладывающих свои активы в развитие крымской экономики. Какие ограничения для россиян существуют в Крыму, разбирался Лайф.
С момента возврата Крымского полуострова в состав Российской Федерации для жителей этого региона сделано немало. Построили Крымский мост и трассу "Таврида", организовали схему газоснабжения Крыма по новому газопроводу из Краснодара, интегрировали энергосистемы в единую сеть России. И это только то, что первым бросается в глаза. Все эти проекты очень важны для простых крымчан, так как повышают качество их жизни и дают возможность чувствовать себя частью великой страны. Однако по прошествии почти семи лет на полуострове до сих пор нет многого из того, что для остальных россиян является само собой разумеющимся.
Пока на территории Крыма действует только несколько небольших кредитных организаций
Да, на полуострове можно расплатиться любой картой, если она выпущена платёжной системой МИР, и теми картами MasterCard и Visa, которые эмитированы российскими банками, но карты Maestro или других платёжных систем в Крыму не обслуживаются. Такое положение дел вызывает некоторое недоумение, так как согласно Конституции РФ прямая функция Центрального банка РФ заключается в обеспечении стабильности платёжной системы и всего финансового рынка РФ. Изменится ли что-либо после принятия законопроекта, подготовленного правительством, воспользуется ли Сбер и другие крупнейшие игроки обещанной анонимностью, пока не известно. Ведь дело не просто в появлении вывески Сбера в центре Симферополя, а в наличии доступных кредитов для резидентов республики. Пока первый зампредправления госбанка Лев Хасис продолжает уклончиво отвечать: "Офисы в Республике Крым мы будем открывать в тот момент, когда у нас такая возможность появится. Сейчас, к сожалению, у нас её нет".
Не лучше на территории полуострова обстоят дела и с мобильной связью. На сегодняшний день большинство из российских операторов де-факто в Крыму присутствуют. Связь по "материковым" симкам функционирует, но привычные всем россиянам LTE или 4G действуют далеко не везде. Да и качество связи "от местных компаний" оставляет желать лучшего. Кроме того, несмотря на грозные заявления Федеральной антимонопольной службы о том, что операторы обязаны отказаться от роуминга, разговаривать и пользоваться Интернетом на территории полуострова по "материковой" сим-карте очень дорого.
Жадность сильнее санкций

Фото © Shutterstock
Впрочем, сложности не только финансовые. Дело и в отстающей инфраструктуре. Например, для всех россиян присутствие "Яндекс.Такси", "Ситимобил", Gett и других подобных сервисов — это неотъемлемая часть городской среды. Но привычных служб заказа такси на Крымском полуострове нет. По этой причине нет и полноценных приложений для заказа такси. Крымчане решают эту проблему по старинке — через телефонный звонок в службу, которая принимает заказы и сообщает адреса таксистам.
Некоторые местные таксомоторные компании выпустили некие подобия приложений для смартфонов, но они неудобны, требуют от пользователя ввода большого количества информации и зачастую так тормозят, что гораздо проще позвонить "голосом".
Создаётся впечатление, что если отечественные IT-компании и агрегаторы сервисов не отваживаются распространить свою деятельность на Крым, то западные фирмы и подавно должны уйти в "санкционный" отказ. Не совсем так. Например, есть возможность забронировать жильё в Крыму с помощью популярных во всём мире сервисов Booking, Airbnb. Для этого, правда, надо пойти на небольшую хитрость, поставив галочку в поле "Я путешествую по работе".
Также есть определённые проблемы для пользования в Крыму сервисами Google и Apple. Заводить новые аккаунты, проверять статистику, заходить в уже имеющиеся аккаунты из Крыма нельзя. Правда, если аккаунт зарегистрирован в другом регионе России, в некоторых случаях купить что-то через App Store и Google Play можно.
К удивлению россиян, в Крыму нет всем привычных "Магнитов", "Пятёрочек" и "Ленты", также пока не найти "Икею" или "Леруа Мерлен", хотя другие игроки "большого ретейла", такие как "Метро" и "Ашан", есть.
Отдельный парадокс — это факт, что в Крыму отсутствуют автозаправочные станции известных российских брендов, отделения Почты России. Вместо них работают АЗС "Таврида", ФГУП "Почта Крыма". Руководство российских монополий объясняет это тем, что, мол, если они официально заявят о работе на полуострове, то недружественный Запад может им заморозить выгодные проекты и в результате иностранные инвесторы сразу избавятся от акций этих компаний, что губительно скажется на бизнесе.
Пока не ясно, поможет ли "особый режим", который предлагает Минэкономразвития, обеспечить такую конфиденциальность, чтобы Сбербанк и другие федеральные банки, "Газпром", Почта России, "Аэрофлот", "МегаФон", Tele2, "Билайн" хотя бы в режиме "маскировки" своих счетов, официальных названий, данных из ЕГРЮЛ и ЕГРП всё же начали обслуживать россиян в "полностью российском" Крыму. Или понадобятся некие госгарантии на случай, если информация о деятельности этих компаний всё-таки станет известной. Понятно лишь одно: даже если новый закон примут, очевидно, что правительству придётся не только осуществлять жёсткий контроль за любой информацией об инвесторах и бизнесах Крыма, но и предпринимать конкретные шаги, которые заставят нести экономические потери именно инициаторов санкций.
Комментарии