Life.ru показывает, как из старых стеклоблоков СССР талантливый парень создаёт безумно модные светильники

Общество

26 Просмотры Откликов

Начав с поделок для близких и увлечения фотографией зданий советских времён, 23-летний Дмитрий Майоров пришёл к созданию компании, которая даёт вторую жизнь стройматериалам эпохи модернизма. Сегодня его «Ламповый блок» превращает стеклоблоки в дизайнерские светильники, в которых ностальгия по советскому прошлому соединяется с современным стилем. Дмитрий рассказал Life.ru о том, как любовь к архитектуре советского модернизма и индустриальному туризму превратилась в успешный бизнес.

От хобби к бизнесу: как всё началось

Фото © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете, © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете

Дмитрий Майоров — индивидуальный предприниматель из Самары, основатель компании по переработке советских стеклоблоков, признаётся, что идея заняться этим делом складывалась годами. Сначала это было увлечение мелкими поделками для себя, мамы или девушки: изделия из дерева, металла, картона, позже из эпоксидной смолы. Затем появился интерес к индустриальному туризму и фотографии. Дмитрий часто бывал на заброшенных советских объектах, а они, как он рассказывает, относились к эпохе архитектурного модернизма. Со временем желание соединить накопленные умения с любовью к архитектуре вылилось в бизнес.

Переломный момент наступил, когда в чате индустриальных туристов знакомая поделилась фотографией зарубежного дизайнерского проекта: там из новых стеклоблоков делали стильные светильники

«И тут я подумал: у нас же этих блоков много, на каждом шагу. Почему бы не попробовать?» вспоминает Дмитрий.
Фото © Из личного архива Дмитрия Майорова

Фото © Из личного архива Дмитрия Майорова

Предприниматель признаётся: идея родилась не только из любви к архитектуре советского модернизма, но и из желания создать осязаемый продукт. «Конкурентов на рынке почти не было, всё лежало на поверхности», — говорит предприниматель.

Кроме того, запустить проект помогло и понимание того, как продвигать идею. У Дмитрия уже было сообщество знакомых в социальных сетях, многие из которых занимались похожими темами и обладали большой аудиторией. Стратегия оказалась простой: дарить первые образцы людям, которые могли сделать на них обзоры и показать их подписчикам. Так история со стеклоблоками начала приобретать реальные очертания.

История советских стеклоблоков и для чего они были нужны

Видео © Из личного архива Дмитрия Майорова

Дмитрий рассказывает, что предшественниками привычных нам блоков были дореволюционные образцы прессованного стекла «Патент Кеплер», которые по форме удивительно напоминали советские аналоги, но отличались толщиной и цельной структурой. Их устанавливали в подъездах и больницах, школах и санаториях, в административных учреждениях и на заводах. Главная идея была проста — экономия электроэнергии: благодаря светопроницаемым стенам коридоры и лестничные пролёты наполнялись естественным светом, даже если окон там не было. Вдобавок пустотелая конструкция блоков давала и теплоизоляцию, что делало их удобным и функциональным материалом.

«Например, на заводах, когда нужно было отделить одно помещение от другого, использовали стеклоблоки. Если обычное стекло при повреждении становилось бесполезным, то блоки, даже треснувшие или с выбитыми осколками, продолжали пропускать свет и сохраняли прочность стены», рассказывает Дмитрий.

Фото © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете, © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете

Наш герой отмечает, что в советских квартирах стеклоблоки было практически не встретить. В целом этот материал считался промышленным и декоративных функций в жилых интерьерах не выполнял. Хотя сами кладки нередко получались аккуратными и даже красивыми, с лёгким «дизайнерским» оттенком, официально из стеклоблоков никто не создавал орнаментов или мозаичных панно.

Современные дизайнеры переосмыслили советское наследие: например, есть российские компании, у которых можно увидеть перегородки из стеклоблоков Фальконье, куда попадает и часть брака от мастерской Дмитрия Майорова. Те блоки, что треснули при перевозке или оказались мутными, отправляют на переплавку и превращают в декоративные элементы — из них получаются эффектные вставки, которые вписываются в атмосферу ресторанов. Что касается советских стеклоблоков, как отмечает Дмитрий, то использовать их в чистом виде почти невозможно: материал слишком неровный, поэтому аккуратная кладка превращается в настоящую проблему. Иногда из них делают светящиеся тумбы, столики или даже светильники, но, по словам Дмитрия, это скорее экспериментальные проекты.

Откуда берутся материалы для светильников

Фото © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете

Сегодня компания Дмитрия закупает сотни стеклоблоков официально, но, как признаётся сам предприниматель, начиналось всё куда более авантюрно. Первые образцы он вместе с друзьями буквально «дёргал» по три штуки с заброшенных зданий. Как рассказывает Дмитрий, переломным моментом стал завод «Авиакор» в Самаре, который, по словам друга Дмитрия, настоящий клад стеклоблоков, их там «миллионы». «Мы туда пошли и сразу попались. Просидели до утра в машине Росгвардии, написали объяснительную и пошли домой. Но мы не сдались, поэтому пришли туда ещё раз и снова попались», — вспоминает предприниматель.

Именно тогда выяснилось, что у предприятия есть целый отдел по реализации списанного имущества. Оказалось, что блоки можно покупать официально — сначала по 50 рублей за штуку, потом дороже, зато сотнями за раз. Как рассказывает Дмитрий, последняя партия — более 500 блоков — обошлась примерно в 200 тысяч рублей.

Фото © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете

Со временем схема наладилась: блоки стали покупать и вывозить не только с «Авиакора», но и с других промышленных гигантов Самары. Подшипниковый завод, конструкторское бюро авиационных систем, завод «Рейд» — все эти площадки в момент демонтажа превращались в источник уникального материала, который иначе бы ушёл в мусор. Владельцы объектов соглашались охотно: за блоки, которые всё равно шли под снос, компания платила по 200 рублей за штуку. Также компания покупает блоки в Интернете несмотря на то, что с заводов удаётся увезти больше материалов.

Особенности советской архитектуры и как этим можно вдохновиться

Видео © Из личного архива Дмитрия Майоров

Дмитрий признаётся, что вдохновляться советской архитектурой он начал не сразу — интерес появился постепенно, когда вместе с друзьями занимался индустриальным туризмом и фотографировал заброшенные здания. Сначала это были типовые панельные дома, но вскоре внимание привлекли куда более выразительные постройки: самарские элеваторы, Дом авиаторов, Даниловский рынок, Дом советов.

По словам предпринимателя, именно в этом и заключается парадокс: если, например, о деревянном зодчестве сняты фильмы и написаны книги, то о советском модернизме почти нет информации. Эти здания долгое время не считались историческим достоянием, а люди, жившие в СССР, зачастую воспринимали всё советское сквозь призму личного опыта, далёкого от романтики. «Феномен этих построек в том, что архитекторы создавали по-настоящему красивые вещи в самых жёстких ограничениях», — рассказывает Дмитрий.

Фото © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете, © Telegram / Ламповый блок | модернизм в лучшем свете

Отвечая на вопрос о самых выдающихся объектах советской архитектуры в России и странах СНГ, предприниматель признаётся, что судить о многих из них ему пока приходится в основном по фотографиям: в силу возраста и занятости бизнесом он ещё не успел много путешествовать. Тем не менее даже по снимкам некоторые постройки производят сильное впечатление. Один из ярких примеров — самарский элеватор. «Когда ты подходишь к нему, испытываешь шоковое состояние от того, насколько он огромный. На фотографиях так не кажется», — делится предприниматель.

Откуда у зумеров ностальгия по советским вещам

Видео © Из личного архива Дмитрия Майоров

Причина ностальгии по советским вещам, по словам Дмитрия, проста и одновременно глубока — это детские воспоминания. Основная аудитория социальных сетей его проекта — люди 30–35 лет, выросшие в 90-х и застигшие последние годы СССР либо раннее постсоветское время. Для них старые предметы и материалы ассоциируются с детством, с родительским домом, с тёплыми воспоминаниями о юности и первыми впечатлениями. Иногда эти вещи покупают и дарят родственникам старшего поколения, возвращая к жизни часть прошлого. В итоге интерес к советским предметам, будь то стеклоблоки или другие элементы архитектуры и интерьера, становится способом «прикоснуться» к личной истории, пережить заново те моменты, которые остались в памяти с детства.

BannerImage

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии