
Мария Шумакова
Андрей Кончаловский принадлежит к числу тех режиссеров, кто очень бережно относится к собственному таланту. Его последний громкий проект — драма «Дорогие товарищи!» — вышел в 2020 году, и следующие пять лет режиссер посвятил подготовке к еще более масштабной работе. 10 октября в онлайн-кинотеатре START, а позже — в эфире телеканала «Россия» состоится премьера 16-серийного киноромана Кончаловского «Хроники русской революции» о периоде с 1905 по 1924 год, повлиявшем на судьбу не только России, но и мира. От невероятно звездного состава во главе с Юрой Борисовым и Юлией Высоцкой до невероятно точной передачи атмосферы той эпохи через декорации и костюмы — так много внимания к «Хроникам русской революции» приковано неслучайно.
Одну из ролей в проекте, гражданскую жену писателя Максима
Горького Марию Андрееву, сыграла актриса Мария Шумакова, которая
сейчас проходит через период трансформации — как личной, так и
профессиональной. О совпадениях, которые привели ее к этому
сериалу, о работе с Андрем Кончаловским, которая случилась только с
третьей попытки, а еще о сыне, муже и, конечно, любви к красивым
нарядам, звезда накануне премьеры рассказала в интервью

Мария Шумакова
Woman.ru: «Хроники русской революции» — один из самых масштабных проектов Андрея Кончаловского. Как этот масштаб ощущался на площадке?
Мария Шумакова: Я ощущала этот масштаб буквально всем телом, порой даже будто не нужно было ничего играть. Пространство вокруг было настолько реалистичным, что казалось: моя обыденная жизнь XXI века — это лишь иллюзия, а вот эта жизнь — это и есть настоящее, то, что происходит прямо сейчас.
В мой первый съемочный день мы снимали политическое выступление

«Хроники русской революции»
Вы сыграли Марию Федоровну Андрееву, гражданскую жену Максима Горького. Расскажите, как вы пришли к этой роли, это же была череда чуть ли не мистических совпадений?
Мария Шумакова: Там действительно было место волшебству, я называю это силой сознания. Я очень люблю различные практики, много визуализирую, медитирую на свои желания. И году в 2020-м, задолго до сериала, я узнала про судьбу Андреевой, и меня поразила эта женщина. Я работаю в том числе как сценарист и даже начала разрабатывать идею фильма про Андрееву — с собой в главной роли. Потом проект забросила, занялась другими делами, даже забыла про эту историю. И тут однажды я иду в МХТ. У меня тогда был непростой период, я пребывала в какой-то грусти, мне хотелось в очередной раз уйти из профессии и вдруг я поднимаю глаза и вижу портрет Марии Андреевой. Она была актрисой МХАТа в начале ХХ века. Я на нее так посмотрела, подумала: «О, привет! Давно о тебе не вспоминала». И вот спустя две недели мне позвонил наш кастинг-директор, замечательная Элина Терняева, и пригласила на эту роль.
У нас с Андреевой есть портретное сходство. Я пришла на пробы, на меня надели корсет. Он был настолько тугой, что у меня начало неметь тело, и я мало думала об убедительности своей игры, просто боялась упасть в обморок. Думаю, это тоже сыграло важную роль, убрало некоторое волнение. Когда меня утвердили, я была очень счастлива.

Мария Шумакова
Какую работу вы проделали за кадром, чтобы на площадке потом удалось влиться и в эпоху, и в персонажа?
Мария Шумакова: Я много изучала историю того времени. Я уже довольно хорошо знала персонажа, а точные костюм и грим помогали входить в роль. В первый съемочный день я начала что-то играть, и Андрей Сергеевич Кончаловский вдруг мне говорит: «Что это за цирлих-манирлих?» Я простой человек без дворянских корней, мне люди высокого положения представлялись с гипер-изысканными манерами, а они ведь были разными. Мне тогда Андрей Сергеевич сказал: «Попробуй ходить большими шагами, метровыми». Я начала и сразу поняла, что это была за женщина — сильная, волевая, свободолюбивая.
Вашим экранным мужем стал Евгений Смирнов — как складывался ваш актерский дуэт?
Мария Шумакова: У нас сложились очень хорошие взаимоотношения, в целом на проекте была крайне благоприятная среда, безопасная для проявления творчества, для выражения своего таланта. Все на площадке были добры, расположены друг к другу. Уважение — это основной принцип работы всех цехов у Андрея Сергеевича Кончаловского. Я ни разу не видела никакой острой ситуации. Даже когда были сложные моменты, они все решались в крайне дипломатичном ключе.
С Женей было приятно работать. Он проделал большую работу над своей ролью, над образом Горького, потому что он понятный, узнаваемый. Он трепетно относился ко мне. Очень приятный человек и актер. Желаю ему большой актерской удачи!

«Хроники русской революции»
Какими были ожидание/реальность этого проекта?
Мария Шумакова: Касательно Андрея Сергеевича, я, конечно, была в предвкушении. Это один из моих самых любимых режиссеров. Я очень люблю его фильм «Сибириада». Бывает настольная книга, а это мой настольный фильм. Я могу его включить с любого момента и смотреть. Я обожаю «Дворянское гнездо», да и последние работы Кончаловского: «Дорогие товарищи», «Рай». Я пробовалась к Андрею Сергеевичу на фильм «Рай», но не сложилось. Еще мы обсуждали мои съемки в фильме «Дорогие товарищи», там должен был быть небольшой эпизод, но тоже не срослось. Я не смогла.
И вот уже к третьему разу я понимала, как же мне все-таки хочется сняться у Кончаловского. Я волновалась, естественно, как все живые люди, перед встречей с легендой. Но Андрей Сергеевич, в отличие от многих других его коллег, окружает артиста такой любовью, таким принятием, таким уважением, что невозможно устоять. Он не кичится своим положением, своими знаниями, своей судьбой, характером, происхождением, а наоборот. Он встает на твой уровень, чтобы ты меньше волновалась, и именно раскрывала свой творческий потенциал. Меня это абсолютно поразило, я такого не встречала никогда.

Мария Шумакова
У сериала невероятно звездный состав. Кто из коллег произвел на вас самое сильное впечатление?
Мария Шумакова: На меня большущее впечатление произвел в целом актерский состав, он грандиозный. Это гигантское полотно. Еще я очень люблю и всегда уважала как актрису Юлию Высоцкую. Мы никогда не работали вместе, а тут у нас было несколько общих сцен. Меня поразило, как Юлия моментально включается в работу, насколько она собрана, эффективна в кадре. Ну и конечно, она восхитительно выглядит, очень красивая женщина. Милая, талантливая. У меня даже случилась творческая влюбленность в нее, за ней было очень интересно наблюдать. Я в целом люблю красоту. Это мое одно из основных увлечений в жизни. А вообще все ребята, конечно, очень крутые. Женя Ткачук в роли Ленина — шикарный.
Полтора года назад вы стали мамой. Какое самое необычное открытие о себе вы сделали за этот период материнства?
Мария Шумакова: Я узнала, насколько я хрупкая, уязвимая. В этом есть и сила, и слабость. Когда я впервые ощутила чувство любви к ребенку, оно было такое мощное, что ты чувствуешь себя очень хрупкой и уязвимой в этой любви — совершенно бесконтрольной. Ты привык все контролировать, а здесь понимаешь, что не можешь. Я не знала, что способна на такие чувства. Я очень люблю своего мужа, и это была первая ласточка, которая мне открыла такую любовь, но от безмерной любви к ребенку я была в шоке просто, даже немного в ужасе.
Я тогда позвонила одному очень умному человеку, моей подруге Маше. Она кинезиолог, ароматерапевт. Я ей описала свое состояние, оно у меня было очень тяжелое после родов, у меня было тревожное расстройство. Сложно было находиться в реальном мире. Все время было страшно, тревожно. Она мне сказала: «У тебя просто раскрывается сердце. Мы привыкли жить головой, а вот это раскрытие сердца, и это очень сложно для современного человека».

Мария Шумакова
Какие у вас планы на совмещение карьеры и материнства?
Мария Шумакова: Я как-то еще до рождения ребенка сильно себя нагрузила, и надо было наверно работать поменьше, потому что я уже знала, что хочу сосредоточиться на семье. За год до того, как забеременела, я пошла учиться на сценариста, потому что понимала, что все равно в какой-то момент уйду в декрет и надо заниматься чем-то еще. Закончила учиться на восьмом месяце и мне почти сразу пришло несколько сценарных предложений.
В день рождения сына Леонида, 4 апреля, мне звонит Андрей Золотарев, мой мастер, и говорит: «Вот, Маша, хотим вашу работу взять, поработать с вами». Я говорю: «Ой, спасибо, я просто только родила». Я еще была в реанимации, отходила после кесарева, и уже что-то там сочиняла. Когда Леонид был маленький, он много спал у меня на груди, а я все время писала. Я дописала тогда полный метр. То есть я 4 апреля родила, а где-то 1 июня сдала сценарий вместе с Мишей, моим соавтором. Заготовки были сделаны еще во время беременности, но вот основную работу мы делали, когда я уже стала мамой.
Плюс я продолжала обучение Таро. Я это очень люблю, это дело моей души. Я буду заниматься этим с большим удовольствием, если не запретят. Я преподавала Таро, у меня было около 100 учениц во время беременности и после родов. Но я не хотела возвращаться к актерской профессии, потому чтоточно понимала — очень хочу быть с Леонидом, хочу быть в семье. Уходить в 7 утра и возвращаться в 10 вечера мне морально сложно. От каких-то ролей я в тот период отказывалась. В сентябре тогда должны были снимать «Сладкую жизнь», 4 сезон. Его очень здорово написали, но съемки отменили. Такое в первый раз было в моей жизни, чтобы за 2-3 недели до начала съемок, когда у нас уже уточняли занятость и мы уже должны были ехать на примерку, все отменили. Было очень жалко, но я подумала: «И хорошо». У меня была задача в первый год Леонида не сниматься, а быть с ним.
А потом в январе меня пригласил на пробу Глеб Пускепалис в свой дебют, фильм «Раскаты», и я была в восторге от сценария. Я помню, встала на колени и прямо молила Бога: «Умоляю, дай мне эту роль!» И меня утвердили. Если до этого я стройнела после родов медленно, то тут я прям взялась за себя, потому что хотела к съемкам хорошо выглядеть. В январе–феврале меня утвердили, а в августе у нас была экспедиция в Астрахань. Я очень волновалась, у меня было чувство вины перед сыном, но мы поехали все вместе: я, Леонид, мой муж Слава и наша няня.

Мария Шумакова
Чувство вины — это самое опасное чувство, потому что оно бесполезное. Я считаю, что оно поражает человека на тонком плане. Мы отсняли все самые сложные сцены, и вдруг мне муж говорит: «Я не чувствую запахов». Оказывается, что у нас у всех ковид. У Леонида поднимается температура и не сбивается, мы в другом городе, у меня еще параллельно съемки. Слава богу, тогда выпало два выходных. У меня был огромный страх попасть с ребенком в больницу. Мы советовались с врачами, три раза вызывали скорую и они сказали: «Ребят, надо в инфекционку, не рискуйте». Поехали инфекционную областную больницу и нас госпитализировали.
Я параллельно из инфекционки моталась на съемки, в больницу приезжала ночевать. Слава лежал с Леонидом, и я очень плохо себя чувствовала все время, у меня температура, плюс еще 36 градусов жары и безумные переживания за сына. Потом узнали, что у меня двусторонняя пневмония, и у Леонида пневмония. Я снималась с пневмонией. Ленечка был с папой в больнице. И потом, уже когда съемки закончились, мы еще задержались в Астрахани на дней 10 в больнице.
Вот так прошли мои первые съемочные дни, первый проект после родов. Я очень благодарна своей семье, своему мужу, что мы были вместе в этот момент, потому что одной мне было бы страшно. Я очень счастлива, что у меня есть моя семья.
Рождение ребенка сильно меняет жизнь любой женщины. Есть ли что-то, по чему вы особенно скучаете из прошлой свободной жизни?
Мария Шумакова: Мне в начале все время хотелось делать вид, что ничего не изменилось, но, конечно, это не так. И даже дело не в том, что я чего-то не могу. У меня есть няня на подхвате, если мне хочется, я могу куда-то пойти. Помню, как Славу пугала: «Пойду на всю ночь тусоваться, танцевать». Но дело в том, что ты уже не хочешь ни тусоваться, ни танцевать. Тебе бы лечь спать в 22:30.
Я немного скучаю по беззаботности, когда ты легкий, звонкий, тусуешься до пяти утра, встречаешь рассвет, пьешь шампанское. Иногда я могу это вспомнить и появляется легкая ностальгия, но то, что есть у меня сейчас, намного ценнее. Мы можем с мужем позволить себе пойти на одну ночь потусоваться, но вопрос в том, что сейчас у нас совершенно другие приоритеты. Я уже не кормлю грудью, поэтому могу даже немного выпить, но после беременности совершенно не могу пить алкоголь. У меня повышается тревожность, я плохо сплю. Теперь я полностью отказалась от алкоголя, хотя, честно, я бы хотела с удовольствием выпить бокал шампанского, но тот эффект, который сейчас производит на меня алкоголь, мне совершенно не нравится.
Не так давно вы со своим супругом отметили третью годовщину свадьбы. Какой парой вы были в момент начала отношения, и какой стали сейчас?
Мария Шумакова: Мы вместе четыре года, и три года женаты. Наверное, раньше было чуть больше незапланированной романтики, но сейчас чувства ушли в глубину. Стало больше забот. Если в первый год не надо было концентрироваться на том, чтобы эмоционально и романтично подключиться друг другу, то сейчас на это надо освободить время внутри себя — убрать телефон, отложить какие-то дела и просто обнять мужа, послушать друг друга. Но при этом доверия стало еще больше, сейчас мы еще больше ценим друг друга.
Недавно вы похудели на 25 килограмм. Как сейчас поддерживаете вес?
Мария Шумакова: Килограммы, которые я теряла после родов — это был мой самый комфортный сброс веса. Я понимала, что я в большом стрессе, у меня нет возможности изнурять себя диетами, и тогда настало время работать с головой. Я убрала все запреты. Если я хочу шоколадку, я ее съем, но я училась отличать голод от эмоций. Если мне грустно, я себя развеселю чем-то: фильмом, общением, прогулкой. Если мне скучно, тоже наполню жизнь какими-то яркими красками, а есть буду тогда, когда я физически захочу есть. Этот подход мне и помогает.
Плюс, я ем то, что люблю. Я не буду есть гречку с вареной курицей, потому что я их не люблю. Я, лучше съем картофельное пюре с запеченным лососем и зеленым салатом, хотя кто-то может сказать, что это довольно жирная пища. От этого я стройнею и получаю удовольствие. Вечный стресс, когда тебе все запрещено, и ты все время страдаешь от той еды, которую ты ешь, приводит к мощнейшим откатам. Сначала ты себе все запрещаешь, а потом это все выливается в ярость, когда съедаешь полхолодильника.
Я за гармоничный сброс веса. Я заменила слово «худеть» на «стройнеть». Мне показалось, что так для меня будет более мягко и гармонично, так оно и вышло. Когда ты сытый, ты вряд ли будешь есть все подряд. Так я сбрасывала вес, и так его поддерживаю.

Мария Шумакова
Что, если бы сейчас вам предложили снова набрать эти 25 килограмм ради какого-то проекта?
Мария Шумакова: Сложный вопрос, это очень большие нагрузки для здоровья, и все-таки у меня в приоритете я и мое самочувствие — физическое, психическое, ментальное, эмоциональное. Это должна быть какая-то грандиозная роль у великого режиссера. Условно, второй раз набирать для сериала, пускай даже такого крутого, как «Сладкая жизнь», я бы не стала, потому что все-таки актерское — это лишь одно из моих проявлений. А я у себя одна.
Я себя люблю, ценю, уважаю и намеренно издеваться над организмом не буду. Я даже сожалею, что во время беременности столько набрала, потому что это была чистой воды распущенность. Мне не то, чтобы хотелось есть, я просто скучала и лопала чипсы в последний триместр. Я бы хотела все-таки с большей заботой, вниманием и уважением относиться к своему телу.
Недавно вы сказали: «Я надеюсь, что удастся побыть стройной. Не забеременеть опять сейчас же немедленно». Ваша цель — большая семья?
Мария Шумакова: Такой прямой цели нет, но я хочу пятерых детей. Конечно, желание есть, но есть и страхи. В первый раз ты идешь в историю материнства с закрытыми глазами и вообще не знаешь, что тебя ждет, а сейчас ты уже знаешь все, и есть опасения. Это пока вопрос закрытый для моего точного понимания.
Часть работы любой актрисы — красные дорожки. Как вы собираете образы для выходов в свет?
Мария Шумакова: Я люблю наряжаться, люблю, когда есть повод. Я посещаю где-то три-четыре мероприятия в месяц. У меня есть стилист, который мне помогает с выходами black tie, когда это вечерний образ. У меня есть коллекция вечерних платьев, сейчас я в них уже снова влезаю. Я очень люблю осознанное потребление, когда у тебя есть какая-то одежда, которую ты надеваешь несколько раз. Помню, когда начинала свои светские выходы 10 лет назад, мне казалось странным появляться в одном и том же, а сейчас это даже модно — не покупать бесконечное количество одежды, а повторять удачные образы.

Мария Шумакова
У меня есть любимый черный костюм Prada, я его недавно надевала на премьеру «Москва слезам не верит», а до этого выходила в нем еще несколько раз. Еще у меня есть любимый оранжевый костюм Viva Vox, кожаный, его я тоже часто надеваю. Хотя у меня обыкновенный гардероб и я могу себе позволить часто его менять, мне нравится повторять образы. Планирую и дальше так делать. Это классная тенденция в моде. Так делает даже Кейт Бланшетт, а ей вообще абсолютно неограниченное количество модных домов может и хочет предоставить одежду. Она недавно на Венецианский фестиваль надела любимое кутюрное платье Armani, которое до этого уже надевала раза три, мне такой подход нравится.
Я часто отдаю предпочтение российскому бренду Viva Vox. Сейчас, даже если бы я могла купить самое дорогое платье, например кутюр Schiaparelli, я бы все равно выбирала Viva Vox, потому за брендом стоит невероятно талантливый модельер — Олег Овсиев. Очень его люблю.

Мария Шумакова
Просто на премьеры в стиле smart casual или «коктейль» я одеваюсь сама. У меня есть, собранная стилистами ранее база, но большую часть я уже миксую сама. И плюс у моего мужа великолепный вкус. Он или сам покупает мне какие-то вещи, или уговаривает что-то купить. Я такая: «Слав, что-то не уверена». А он такой: «Да это круто, бери!»
Я очень быстро собираюсь, на подготовку к дорожке у меня уходит 15-20 минут максимум. Я не говорю сейчас про вечерний выход, когда есть и визажист, и мастер по волосам, а про обычный. Я очень быстро крашусь, 6-7 минут. Волосы обычно у меня с утра каким-то образом уложены, так я и иду. Про одежду могу с утра подумать, проверить, что все чисто, поглажено и просто это надеть.
Что в вашем гардеробе обязательно должно быть дорогое, а на чем можно сэкономить?
Мария Шумакова: Я не люблю экономить на себе, вообще это слово отказываюсь воспринимать. Но я могу, условно, по-другому формировать бюджет. Когда я родила Лёнечку, я не снималась, зарабатывала только как сценарист и Слава закрывал все наши семейные расходы. Я, конечно, чувствовала, что у меня пока какой-то другой лимит денег, потому что, когда я снималась, мне было посвободнее, но я просто перестраивала траты. Я спокойно это делаю, но говорить, что «экономлю», я отказываюсь. Я жила по-разному. Иногда и на широкую ногу, а иногда в студенчестве и на обувь денег не было. Сейчас я могу себе позволить покупать то, что я хочу, когда действительно хочу.
В основном я все-таки люблю брендовую одежду, дорогую, качественную. Но вот, например, какие-то ультрамодные вещи, которые на один сезон, могу взять в масс-маркете. Вот в этом сезоне очень модные юбки в стиле бохо с воланами. Я понимаю, что эта история на один сезон, и я заказала такую юбку в Zara. Супер же! Я наденую ее пару раз, а потом кому-нибудь подарю, кому понравится. Но при этом кашемировый свитер я куплю себе дорогой.
Также с обувью. У меня обычно дорогая обувь, но так как в Москве ужасные химикаты, я на сезон покупаю две пары модных сапог в той же условной Zara, где они не очень дорогие. Я их ношу, когда мне надо побегать по улицам. Они красивые, но если на них попадет соль, я не расстроюсь. А какие-то свои красивые пары Gianvito Rossi, Balenciaga, Jimmy Choo — я их ношу, когда знаю, что выйду из дома, сяду в машину и потом пройду пару шагов.
А так, в целом, все, что я зарабатываю, я трачу на себя — так сложилось в нашей семье. Могу еще в няню вложиться, но в целом трачу на себя. Да и муж раз в 2-3 месяца все равно делает какие-то подарки. Лучше покупать меньше, но что-то хорошее.

Мария Шумакова
Вы не только актриса, но и таролог. Как часто сами обращаетесь к помощи карт?
Мария Шумакова: Касательно Таро я сформировала свой метод, и он для меня очень дорог. Он основывается на том, что Таро не является гаданием, а является прогнозированием психологического характера. То есть мы работаем с бессознательным, и с помощью символов, заложенных в колоде Таро, человек подключается к тем ощущениям, мыслям, эмоциям, чувствам, которые он не всегда осознает в моменте. Это глубокий разговор с самим собой. Для меня это не про магию, не про гадание. Мне очень нравится обучать людей Таро, потому что, когда ты смотришь на Таро, как на инструмент психологической помощи, это совершенно другой акцент, другой вектор внимания. Это взрослый подход, когда ты сам берешь ответственность за свою жизнь.
У меня сейчас случилось так, что я больше увлеклась хорарной астрологией, чаще там ищу ответы на вопросы. Тоже помогает прислушаться к своим ощущениям. Но в целом я могу несколько раз в день делать себе расклады, мне это помогает. Очень часто делаю перед рабочими встречами, настраиваюсь на человека. Для меня это инструмент.
Видели вас недавно на премьере «Няни Оксаны». Как вам сериал?
Мария Шумакова: Я очень рада за Олесю Иванченко, я ее не знаю лично, но она вызывает у меня самые теплые чувства. Я смотрю шоу «Натальная карта». Так интересно! У нас был похожий запуск, мы сами делали без участия продакшена шоу-салон «Императрица». Мы когда придумали этот формат, такие: «Вау! Классно! Придет человек, мы будем делать расклад, астрологический прогноз и параллельно интервью. Мы — гении!» И буквально через две недели выходит шоу «Натальная карта». То есть эта идея летала в воздухе, но, конечно, у ребят это получилось грандиозно. У нас тоже было здорово, но продакшен все-таки очень важен.
Олеся потрясающая, харизматичная, обаятельная, яркая девушка. И когда я вижу, что талантливые люди находят свой путь, меня это вдохновляет. Я очень за нее рада. Сериал нужно смотреть дальше, чтобы составить какое-то четкое мнение, потому что я видела только одну серию. Честно, просто не совсем мой жанр — комедия, ситком. Я больше люблю драмеди.

Мария Шумакова
Вы говорили, что следите почти за всеми российскими сериалами. Что из последнего впечатлило больше всего?
Мария Шумакова: Он уже давненько вышел, но «Подслушано в Рыбинске» — классно сделано, классно снято, классные актерские работы. Еще меня впечатлила Маш Милаш в сериале «Москва слезам не верит» Жоры Крыжовникова. У нас целые дебаты были в кинокругах относительно того, что она блогер, а не актриса, но мне Маша очень понравилась, особенно в первой серии — она такая живая. Еще мне понравилась Валерия Астапова, она играет ту же героиню, но уже во взрослом возрасте. Актриса сыграла очень мощно. Я искренне радуюсь за людей, когда у них идет творческий подъем и они честно существуют в кадре. Меня это вдохновляет.
С какими чувствами ждете премьеру «Хроник русской революции»?
Мария Шумакова: Предвкушаю как зритель, прежде всего. Я когда читала сценарий целиком, это было невероятно интересно! Это такое пестрое, при этом глубокое, мощное полотно, абсолютно живое, и я просто хочу получить от сериала удовольствие. На площадке была та самая магия кино, ради которой мы все идем в эту профессию. Я знаю, что зритель не может этого не почувствовать, но для зрителей будет свое волшебство. Я просто хочу сесть на диван и с большим удовольствием и вниманием, откинув все дела и телефоны, погрузиться в эту работу.
Фото: личный архив (фотограф — Елена Рузгис), Андрей Калмыков/Woman.ru, канал «Пятница!» (премьера сериала «Няня Оксана»), Анастасия Ляшенко (фото со съемок «Хроник русской революции»)
Комментарии