
Жёсткие рамки и контроль без возможности выбора могут стереть у подростка ощущение собственной индивидуальности. Особенно это касается учеников средней и старшей школы, которые находятся в стадии активного самоопределения. Об этом рассказала Life.ru детский психолог Дарья Дугенцова, комментируя появление в России ГОСТа для школьной формы.
По словам эксперта, чрезмерно жёсткие и необоснованные правила провоцируют у подростков негативную реакцию. Она часто проявляется неявно, например в виде апатии, социальной изоляции или неприятия школьной среды. В долгосрочной перспективе это приводит к ухудшению взаимоотношений со взрослыми, включая учителей и родителей, и снижает уровень доверия.
В то же время психолог считает, что в некоторых школах, особенно тех, где наблюдается высокий уровень агрессии и конфликтов, введение школьной формы может оказать положительное влияние, например за счёт снижения визуальных различий и напряжения между учениками. Важно, чтобы правила, касающиеся формы, были чётко обоснованы и направлены на обеспечение безопасности, комфорта и порядка в коллективе. При этом необходимо предоставить подросткам некоторую свободу выбора, например в отношении аксессуаров, чтобы сохранить их чувство внутренней свободы и ответственности.
По словам Дугенцовой, наиболее эффективен так называемый «авторитетный стиль» взаимодействия: он сочетает чёткие правила и уважительное, открытое отношение к подросткам
Комментарии