От боли падал на сцене, но продолжал играть. Вспоминаем, каким был Олег Табаков

Шоу-бизнес

388 Просмотры Откликов

Актер Актерович Актер: до мозга костей, целиком и полностью. Только удачные роли в кино и театре, озвучание мультипликационных героев и аудиоспектаклей. А еще успешное создание нового театра, успешное реформирование старых и подготовка целой плеяды прекрасных актеров. Олег Павлович Табаков. Сегодня ему бы могло исполниться 85 лет, но, к сожалению, уже более двух лет его нет с нами. Что не мешает вспомнить этого талантливого артиста.

Олег Табаков появился на свет 17 августа в Саратове в семье врачей: Павла Кондратьевича и Марии Андреевны. Семья жила в коммуналке и вокруг постоянно была целая куча людей

Две бабушки, дядя и тетя, а также сводные брат и сестра. У родителей был не первый брак, и от предыдущих отношений у отца рос сын Евгений, а у мамы — дочь Мирра.

Интересно и появление фамилии Табаков. Она досталась прадеду Олега Павловича — крепостному Ивану Утину — от воспитателя, в семье которого он вырос. Сын бывшего крепостного стал слесарем, а его сын — отец Олега — сумел выучиться на врача, сотрудника научно-исследовательского института «Микроб». А вот мама актера происходила из польских дворян Пионтковских и была дочерью очень крупного зернопроизводителя.

— Мой дед — владелец огромного имения в Балтском уезде Одесской губернии, поставлявшей большое количество пшеницы императорской армии российской — умер в своей постели в декабре 1919 года, спустя два года и два месяца после Октябрьского переворота. В своей библиотеке, в своем господском доме. Я тогда уже своим слабым умишком понимал, что два года и два месяца восставший русский крестьянин не только не разграбил и не сжег, а сохранял, кормил и оберегал моего деда.

Детство Олега закончилось в тот день, когда началась война. Отец отправился на фронт, и жизнь в семье как будто замерла в его ожидании. Но и этого горя судьбе показалось мало. Вскоре мама заболевает брюшным тифом и долго находится на грани жизни и смерти. Болезнь так ослабила ее, что после выздоровления она долго не могла ходить без посторонней помощи. Но — обошлось. Женщина забирает детей и уезжает на север Прикаспия, где так же, как и ее супруг, поступает в армию и становится врачом в госпитале.

После окончания войны семья вернулась в Саратов, но родители развелись.

— Мои 12−13 лет пришлись на 1947−1948 послевоенные годы, — влияние улицы как едва ли не основной силы, которая формировала личности тогдашних подростков, очевидна. Мама врач-рентгенолог растила меня и мою сводную сестру на низкую заработную плату, уходя в полдевятого утра на работу и возвращаясь в полдевятого вечера. И никакой возможности встретиться: только утром, завтракая перед школой, и вечером, обедая. Этот обед плавно перетекал в ужин борщом. Это и было причиной, по которой мама решила, что меня надо изъять с улицы. Она отвела меня в саратовский Дворец пионеров — в шахматный кружок: карьера моя могла сложиться иначе, у меня там были определенные успехи.

Но судьбе было угодно распорядиться иным образом. В театральном кружке (знаменитом на весь Саратов детском театре «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав. — Прим. ред.) не хватало мальчиков (девочек было много, а мальчиков — дефицит). Руководитель пришла в шахматный кружок и сказала: «Надо выручать». Я был среди тех, кто сказал: «Давайте я попробую». Я вышел на сцену, и она попросила: «Скажи: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“». А я, будучи внуком владельца огромного имения в Балтском районе Одесской области, не без подтекста произнес эту фразу. Видимо, ей понравилось. Она сказала: «Голос маленький, но посмотрим». Вот так я и стал ходить в драмкружок саратовского Дворца пионеров.

Окончив школу и сыграв в этом драмкружке довольно много ролей, я стал заметным персонажем художественной самодеятельности города Саратова. Видимо, никакого другого выхода у меня не было — и никакого другого шанса попробовать себя ни в физике, ни в химии, ни в медицине. По тем временам хорошо платили врачам-гинекологам, и мама рассчитывала, что я встану на этот скользкий путь. Я поехал в Москву и поступил в школу-студию Московского Художественного театра.

Кстати, помимо Школы-студии МХАТ им. Немировича-Данченко, Табакова приняли и в ГИТИС, но он выбрал для себя первый вариант, считая «вершиной театральной педагогики». Его однокурсниками были будущие звезды отечественного театра и кино: Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и многие другие талантливые артисты.

Олег Павлович считался одним из лучших студентов. Юное дарование не остается долго незамеченным, и еще третьекурсник Табаков играет свою первую кинороль в картине Михаила Швейцера «Тугой узел».

После окончания Школы-студии Табакова распределяют в Московский драматический театр имени Станиславского. Но в 1957 году Олег Ефремов при поддержке мхатовцев создает студию молодых актеров, который позднее вырастет в театр «Современник». И Олег Табаков становится самым молодым из шести основателей театра:

— Я могу сказать, что был с малых лет кооптирован Олегом Ефремовым в руководящий орган в театре «Современник». Мне было 22 года. Он меня кооптировал, я там ведал административными проблемами: например, занимался пропиской Жени Евстигнеева. Мы открылись в 57-м, а в 62-м уже трещины были. И я какую-то критику серьезную предъявлял Олегу Николаевичу, а он не мог поверить: «Как же так, Лёлик видит чего-то, что я пробахиваю». Я был младшим, меня за водкой посылали… У нас с Ефремовым были сложные взаимоотношения. Мы любили друг друга и иногда все-таки не переносили друг друга. Потом, когда мне было около 35 лет, я стал директором и с тех пор директорствую, вот уже больше 40 лет. Одно могу сказать, что зуб за зуб и око за око — это не для меня. И в ответ на пакости пакостью я не отвечал никогда, не потому, что не мог, а потому, что мне это было неинтересно.

Также Табаков становится ведущим артистом коллектива «Современник» и пробудет в этой роли до 1983 года.

— Первая моя роль на профессиональной сцене — это роль мальчика Олега Савина. Никакой тяжкой работы над этой ролью, никаких мучений не сопутствовало моей работе. Олег Николаевич Ефремов ругал меня за то, что я мало работаю. Но когда я выходил на сцену, то сочувствие зрительного зала было значительно более высоким, нежели сочувствие, которым зал награждал других исполнителей.

Такая зрительская любовь объяснялась очень просто: Олег Павлович всего себя отдавал сцене. Порой через боль и болезни.

— В 64-м году у меня случился инфаркт, и я довольно рано понял, что такое смерть. Снимался по три картины в год, и возмездие было неотвратимо… Но вообще у театра есть удивительные компенсаторные возможности. На сцене проходит головная боль, зубная боль, мышечная боль. Страдал люмбаго, но не мог отменить спектакль «Провинциальные анекдоты» по Вампилову. Это был шлягер театра, и билеты все были проданы. И меня усадили в машину. Я приехал в театр, меня уложили на раскладушку — я там алкоголика буйствующего играл. Я просто не верил, что боль вдруг пропадет. Но когда раскрылся занавес, я медленно, но верно, встал, не испытывая боли, однако тревожась, чтобы она не возникла. Мало этого, потом стал расправляться физически с исполнителем благородной роли. Как только отгремели аплодисменты и занавес закрылся, боль стала настолько нестерпимой, что, дойдя до края сцены, я упал на руки встречавших меня коллег.

Востребованный в театре Табаков был нарасхват в кинематографе. Поначалу молодого актера постоянно приглашали на роли очень искренних, прямолинейных, но в то же время пафосных героев. Это и многочисленные экранизации пьес Виктора Розова, и оскароносная картина Сергея Бондарчука «Война и мир», где Олег Табаков сыграл Николая Ростова.

Потом появились более характерные персонажи. Всего он снялся в более чем 120 фильмах. Зрители обожают его в легендарном многосерийном фильме о Штирлице «Семнадцать мгновений весны». Табаков сумел вызвать симпатию к своему герою — фашистскому офицеру.

Одна из самых гениальных работ в кино, по признанию критиков и коллег, стала роль в ленте «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), где Олег Табаков сыграл главного героя Илью Обломова. У Табакова был несомненный комедийный талант, который он великолепно продемонстрировал народном мюзикле «Три мушкетера», где сумел перевоплотиться в короля Людовика и в «12 стульях», сыграв «голубого воришку» Альхена. Помимо мужских ролей, Олегу Табакову прекрасно удавались и женские. В фильме для детей «Мэри Поппинс, до свидания» он был обворожителен в роли нянюшки мисс Эндрю. Так хорошо быть женщиной получалось быть лишь у Дастина Хоффмана, Робина Уильямса и — намного позже — у Юрия Стоянова.

— Мечтал ли я сыграть Отелло или Гамлета? Я хотел играть Полония… Были ли у меня неуспешные роли? Да нет, я как-то обходил их стороной…

Мужчины, женщины, сказочные персонажи — вроде Кощея Бессмертного в «После дождичка в четверг» и даже коты. За что бы Табаков ни брался — зрители твердили: гениально. Благодаря голосу Олега Павловича Кот Матроскин из серии мультфильмов про Простоквашино стал народным героем, а в 2000-е — лицом популярной продуктовой марки.

— Если посмотреть на генофонд моих героев, которых я сыграл (в кино их было больше ста, в театре эта цифра приближается к такому же показателю), то все-таки мысль о том, что добро может побеждать зло, остается доминирующей. Я думаю, что если ты делаешь добро не корыстно, то это каким-то образом упорядочивает твою жизнь.

Но вернемся к Табакову театральному. До 1983 года он блистал в «Современнике», потом перешел во МХАТ. Но быть просто актером для него уже было слишком мало. Он начал ставить пьесы, в том числе за рубежом (Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США). А в декабре 1986 года в Москве открываются три новых театра. Среди них — Театр-студия под руководством Олега Табакова, в простонародье — «Табакерка». На тот момент «Табакерке» было уже почти 10 лет. В 1977 году Олегу Табакову передали бывший угольный склад на улице Чаплыгина, 1а. Своими руками он и его студенты (Табаков уже некоторое время занимался преподавательской деятельностью) отремонтировали помещение и превратили его в театр, о котором с восхищением писали критики, а зрители буквально дрались за право попасть на его спектакли. Особенно тех, которые шли с его участием.

— В вечер, когда я играю, выдать все, на что я сегодня способен. Результаты моей профессиональной работы становятся лучше, если я отдаю все.

В 1986-м Табаков становится ректором Школы-студии МХАТ и пробудет в этой должности до 2000-го года. Выпустит 4 сильнейших актёрских курса и откроет совместную аспирантскую программу Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США). С 1992 года Табаков является основателем Летней школы имени К. С. Станиславского в Бостоне (США), а с 2008-го — театрального колледжа при театре Табакова.

— Почему родилась школа? Это же бред: иметь два театра и еще школу открывать, это же патология. Но я не мучаюсь, я радуюсь, потому что главное, что заботит меня, — завтрашний день, что будет после меня.

Второй театр, о котором говорил Олег Павлович, — это Московский Художественный театр им. А.П.Чехова, который он возглавил в 2000 (не оставив прежние свои работы). С его приходом в театре начались реформы. Там появились новые режиссеры, в том числе Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Виктор Рыжаков. Труппу пополнили Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Марина Голуб, Анатолий Белый, Дмитрий Назаров, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Дмитрий Дюжев, Ирина Пегова, Юрий Чурсин, Максим Матвеев. И если раньше театр не пользовался особой популярностью, то сейчас все спектакли проходили с аншлагом. Открылась новая сцена для экспериментальных постановок, а основное здание было реконструировано. У главного входа появился памятник отцам-основателям Немировичу-Данченко и Станиславскому. Незаметно для самого себя неутомимый Олег Табаков стал самым влиятельной персоной в мире российского театра, к чему он сам относился с иронией.

— Если перечислить знаки общественного признания моей значимости, то они свидетельствуют, во-первых, о том, что, к сожалению, умерли многие мои сверстники или люди старше, и круг людей, награждаемых знаками общественного признания, очень сузился. Раз в год мне две или три награды вручают. Если исходить из этого, я, конечно, публичный человек. Я вчера получил письмо из Санкт-Петербурга, и там пишут, что человек, пожарник, собой пожертвовал и вынес своего коллегу, и огонь изуродовал его лицо. Лечение стоит сто тысяч рублей, а мне как раз принесли мою зарплату. Я зову мою помощницу и говорю: «Вот отправьте». Я никогда об этом не рассказывал. Вам первым. Я знаю, как помогать другим. Надо вынуть деньги из своего кармана и отдать. Это очень простая акция.

Также публика неутомимо обсуждала личную жизнь Олега Павловича. Долгое время он был женат на актрисе Людмиле Крыловой, с которой они вырастили и воспитали сына Антона (1960) и дочь Александру (1966). Оба в какой-то степени пошли по стопам родителей. Пробовали себя в актерском ремесле, но в итоге дочь остановила свой выбор на работе в медиа, а Антон прославился как превосходный ресторатор.

Но в 1994 году Олег Павлович принимает решение развестись и женится на тридцатилетней актрисе Марине Зудиной, с которой, как оказалось позже, его связывал многолетний роман.

— Вообще, до Марины у меня был один регламент смены караула, наличия личного состава и так далее, а потом появилась эта толстощекая девочка на тридцать лет моложе… Она верный человек. Это для меня важно.

Год спустя у них рождается сын Павел (младший по возрасту внуков Олега Павловича), а в 2005-м — дочь Мария.

— Я теперь думаю, есть какой-то смысл в том, что Маша и Павел поздние дети. Наверное, генетическая информация им передается в большем объеме. Маше когда было пять, я приезжал после съемки, брал ее, тискал и через тридцать-сорок минут мог еще одну смену отстоять. Однажды подхожу к дому, она возле крыльца стоит, внимательно смотрит. Потом говорит: «Папа, жук помер, надо хоронить». Скажи мне, как человек в пять лет такое может ляпнуть? Или недавно Марина спрашивает дочку: «Ну что, Маш, пойдешь по Красной площади?» — «Зачем, мама? Лучше по красной дорожке идти».

К гордости отца, без какой-либо его протекции Павел стал отличным актером, который сегодня играет в спектаклях МХТ им. Чехова и много снимается. Но время неумолимо. И расцвет Павла Олеговича пришелся на закат Олега Павловича.

Осенью 2017 года Олега Табакова госпитализировали с сепсисом. Говорят, что всему виной стали зубные импланты. Долгое время он был на аппарате искусственного дыхания и в искусственной коме. Но спасти великого человека искусства не удалось. 12 марта 2018 года Олег Табаков умер.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии