Петр Глебов и Зинаида
Кириенко в фильме «Тихий Дон». 1958 г.
«Жена Станиславского, слушая безумные крики, спросила: «Что случилось? Кто это так вопит?» — «Да Петька Глебов, ему Сережка Михалков балалайку разломал». Мария Петровна говорит домработнице: «Марфуша, возьми три рубля, сходи на станцию, купи ему балалайку». Так у моего папы появилась новая балалайка, которая до сих пор хранится в нашей семье», — рассказывает дочь Петра Глебова, педагог и переводчик Ольга Глебова.
Папа ужасно обрадовался возможности сняться в «Тихом Доне» даже в массовке. О роли Мелехова он и не думал: ему шел уже 42-й год, его актерская карьера была весьма скромной, и имя мало кому что говорило. А на главную роль в «Тихом Доне» у Сергея Герасимова было двадцать претендентов, все сплошь известные артисты
В это время на улице папа случайно встречает Шворина. «Петь, ну чего ты мучаешься? — говорит Саша. — В массовку «Тихого Дона» нужно колоссальное количество мужчин на роли военных, а ты такой бравый, подтянутый — то что надо. Три рубля за смену платят». Вот папа и пошел. Для одного из эпизодов его и других актеров одели в военную форму и попросили сыграть сцену, где вразнобой о чем-то спорят в папиросном дыму. Вдруг Сергей Аполлинариевич прерывает пробу: «Стоп, вот сейчас последнюю фразу кто сказал?» Папин голос чем-то зацепил режиссера: «Ну-ка, ну-ка, иди сюда! А ты кто?» — «Петр Глебов». — «Так, давай-ка поговорим, нет, не здесь». Герасимов посадил папу в свою машину, и они до утра катались по Москве, беседовали и пели песни. Наверное, отец рассказал о себе много любопытного. Не только что с малых лет отлично держится в седле, что для Герасимова, безусловно, было важно, но и всю нашу сложную семейную историю, с поворотами не хуже, чем у Мелехова!
Мой прадедушка, дворянин Владимир Петрович Глебов, владел имением Тарасково в Тульской губернии. Оно славилось конными заводами и еще знаменитыми глебовскими гончими собаками. Неподалеку было другое имение — Ясная Поляна, и его владелец, Лев Николаевич Толстой, бывал в гостях у Глебовых, они вместе охотились и вообще дружили. Моя прабабушка Софья Николаевна подарила Толстому лошадь и несколько глебовских гончих. По семейной легенде, Софья Николаевна стала одним из прототипов Наташи Ростовой. А потом две семьи и вовсе породнились — младший сын писателя Михаил женился на старшей дочери Глебовых Александре.
«Герасимов посадил папу
в свою машину, и они до утра катались по Москве,
беседовали и пели песни. Так отец получил свою самую известную роль
в «Тихом Доне» С Элиной Быстрицкой в фильме
«Тихий Дон»
У Владимира Петровича и Софьи Николаевны был сын Петр — мой дедушка. Высокий, статный, красивый человек, предводитель каширского дворянства. Он был женат, у него подрастали две дочери. Но... Он полюбил замужнюю женщину, жену своего двоюродного брата, — мою бабушку...
У бабушки Марии Александровны (в семье ее называли Марицей) не менее интересная и сложная история. В девичестве она Михалкова, и детский писатель и автор гимна Сергей Михалков приходился ей родным племянником. Марица вышла замуж за Владимира Григорьевича Кристи и родила в этом браке троих сыновей: Володю, Сережу и Гришу. Жили они в Назарьево, под Москвой. В какой-то момент ее муж Владимир Григорьевич увлекся масонством и стал надолго уезжать в Москву. Во время его отсутствия Марицу навестил его кузен — . Это был обычный визит, ничего более, но гость очень впечатлил хозяйку дома, к тому же он потом приезжал еще и еще раз.
До Кристи стали доходить слухи. В порыве ревности он примчался домой, устроил бурную сцену. Затем увез Марицу с детками за границу. Тем временем Петр Владимирович затеял развод с женой — он твердо решил жениться на Марице. Но некоторое время они не виделись. И тут произошло одно громкое событие. Еще один родственник Кристи — его дядя, предводитель московского дворянства князь Петр Николаевич Трубецкой, — пригласил племянника с супругой в Новочеркасск на церемонию перезахоронения праха донских военных деятелей в усыпальницу нового собора, приуроченную к 100-летию Отечественной войны 1812 года. И в купе праздничного царского поезда Кристи, приревновав жену к своему дяде, человеку почтенного возраста, в упор застрелил Трубецкого из револьвера. И застрелил бы и Марицу, если бы не произошла осечка. Третью пулю ревнивец пустил себе в лоб — опять осечка. Скандал был чудовищный. Мать Кристи упросила императрицу заступиться, и тот отделался ссылкой в свое родовое имение в Бессарабии. Но Марица с ним развелась.
Петр Глебов по-прежнему готов был на ней жениться, но его отец пришел в ярость: «Та самая Марица, из-за которой убит князь Трубецкой? Да я лишу тебя наследства!» И тогда бабушка сама поехала в Тарасково, чтобы объясниться с Владимиром Петровичем. Пока происходило это объяснение с глазу на глаз, бедный дедушка трясся как осиновый лист. Но через два часа его отец вывел к нему Марицу со словами: «Это самая достойная женщина, каких я встречал в жизни, и она твоя жена перед Богом и людьми». В этом браке родились двое сыновей: в 1914-м году — Федя, а в 1915-м — Петя, мой отец…
Сергей Михалков делает подарки
После революции конные заводы и имение у Глебовых забрали, вскоре оно было преобразовано в совхоз-миллионер. Многие наши родственники тогда эмигрировали, жизнь разбросала их по разным странам, но у Марицы даже мыслей таких не возникало. «Мы русские, — говорила бабушка, — ничего плохого никому не сделали, бежать нам не от кого и некуда». И даже после всех лишений, унижений и мытарств она ни разу не пожалела об этом решении. Дедушка умер в 1922 году, и бабушка осталась с оравой мальчишек. Их помогала растить няня Машуха, которая нанялась к бабушке еще 15-летней девчонкой и прожила в нашей семье 75 лет, вырастив несколько поколений Глебовых. Бабушка выменяла серьги с изумрудами на корову, и они с Машухой разбили огород — словом, как-то обустроились. И все же мальчишкам, чтобы заглушить голод, приходилось ловить и жарить лягушек, стрелять дроздов. Семья жила на краю деревни Дарьино, вдали от других домов, и по ночам Машуха с дедушкиным ружьем высовывалась в форточку и палила в темноту, чтобы думали: раз стреляют, значит, тут есть мужики.
С Иннокентием Смоктуновским
в телефильме-опере «Моцарт и Сальери». 1962 г.
В соседних Жаворонках летом снимали дачу Михалковы, и мамин племянник Сережа наведывался к родственникам в гости. Сережа был немного постарше Феди с Петей и взялся их просвещать: заводил в овраг и читал им пикантные места из «Ямы» Куприна. По крайней мере до тех пор, пока моя бабушка не застала троицу за этим занятием. В другой раз на Сережу все рассердились, когда он разбил Петину балалайку. Маленький Петя не расставался с балалайкой, дивно на ней играл, а еще и здорово пел. А тут они гуляли, увидели на дереве белку, захотели посмотреть, как она перепрыгнет на другое дерево, но она все не прыгала. И тогда Сережа, чтобы ее спугнуть, жахнул по стволу дерева Петиной балалайкой — естественно, она разлетелась в щепки. Петя — в рев, орал трое суток на всю округу. А в том же Дарьино снимал дачу с женой Марией Петровной Лилиной. И вот Лилина, слушая эти безумные крики, спрашивает: «Что случилось? Кто это так вопит?» — «Да Петька Глебов, ему балалайку разломали». Мария Петровна говорит домработнице: «Марфуша, возьми три рубля, сходи на станцию, купи ему балалайку». Так у моего папы появилась новая балалайка, которая до сих пор хранится в нашей семье, правда, на ней никто играть не умеет.
А Станиславский, наблюдая за стайкой голодных и драных детишек, носящихся по деревне, придумал создать летний дачный театр и поставил с ними спектакль «Любовь к трем апельсинам». Гриша, сын Марии Александровны от брака с Кристи, помогал с режиссурой, Станиславский уже тогда оценил его талант и потом пригласил в свою Оперно-драматическую студию. Федя рисовал декорации и играл короля, а Станиславский говорил ему: «Тянись, ты должен с трона видеть горизонт!» Федя так тянулся, что однажды вместе с креслом свалился в крапиву. А самому маленькому, Пете, досталась какая-то небольшая шутливая роль, но все равно он тоже мог похвастаться, что дебютировал на сцене у самого Станиславского!
Кстати, Федя в итоге стал художником. А Петя поступил в мелиоративный техникум. Он ведь рос как обычный деревенский мальчишка: ездил верхом босой и без седла, любил землю и природу, а от искусства, казалось, был далек. Но по специальности он проработал недолго, потому что старший брат Гриша уговорил его тоже поступить в Оперно-драматическую студию Станиславского, сейчас это «Электротеатр Станиславский».
Когда началась война, папе, как и другим артистам, полагалась бронь, но он ушел на фронт добровольцем. И все его братья воевали. Старший, Володя, пропал без вести, а остальные четверо уцелели. Папа служил в зенитной батарее, защищал московское небо, а между боями развлекал других бойцов пением под гитару.
Комментарии