Почему нельзя заставлять учиться?

LifeКорр

132 Просмотры Откликов

Неважно, сам ученик что-то делает через силу или его заставляют родители, последствия всегда неприятные. В самом худшем случае, это выгорание и потеря интереса, которые потом приходится восстанавливать с помощью психологов и медикаментов. Почему заставлять учиться нельзя? Как мотивировать ребенка и помочь получать знания максимально легко? "Дни.ру" рассказала руководитель онлайн-школы "Зачетный курс" Светлана Шмонина.

1. Когда ребенок заставляет себя сам или на этом настаивает родитель, учеба превращается в процесс "для галочки". В этом случае знания не задержатся долго в голове. Любая зубрежка, запоминание параграфа для оценки, не несет никакой ценности и полезности для мозга, так как погружение в тему не вызывает интереса. Поэтому очень часто на контрольной ребенок не вспоминает то, что просто зазубрил пару месяцев назад.

2

Настаивание со стороны родителей на изучении определенного предмета, без учета интересов ребенка (например, модного направления – IT) или английского языка, может привести в тому, что он будет ненавидеть этот предмет, а в дальнейшем и сам процесс обучения. Сначала, в силу возраста, он будет подчиняться, а позже, в качестве протеста – не захочет идти в 10 и 11 класс и получать дальнейшее образование.

3. В подростковом возрасте может нарушиться доверие между родителем и ребенком, которое и так достаточно хрупкое в этот период. Если ребенка заставлять, он будет искать поддержку в соцсетях, каких-то сомнительных компаниях. Результат – испорченные отношения в семье, полное отсутствие мотивации в учебе.

4. Если человека заставляют, нередко включается психосоматика – тело "подхватывает" нежелание учиться и начинаются простуды, головные боли, воспалительные процессы. В старших классах многие дети уже принимают антидепрессанты в силу повышенной загруженности, неумении качественно отдыхать и распределять нагрузку.

5. Ошибок всегда больше, если ребенок сделал задание через силу или кто-то заставил выучить. Мозг устроен достаточно просто: есть цель – будет интерес, внимание, сосредоточенность. Многие дети чувствительны к своим ошибкам, что в свою очередь может привести к искаженной самооценке.

Конечно, в любой семье бывают ситуации, когда важно настоять на своем и ребенок должен сделать важное задание, выучить стих или правило. Но это не должно стать вариантом нормы. Любому ребенку получение новой информации, навыков, знаний должно быть интересно.

Вопрос лишь в правильной подаче и мотивации. Как ее создать?

– Прежде всего, уйти от установки, что учеба – это скучное и монотонное занятие. Как правило, многие взрослые транслируют такую подачу ребенку еще в начальной школе, вспоминая свое прошлое. В таком случае ждать результата – бессмысленная затея. Уже с начальной школы важно прививать интерес к знаниям, поддерживать интересы ребенка, не заставлять читать, а прививать тягу к чтению.

– Договариваться. Нашему мозгу всегда приятнее лениться и откладывать дела на потом – ему важно помогать. Если ребенок отказывается, можно сказать: "Давай ты начнешь делать, минут 15-20, потом перерыв". Для дошкольников и младших школьников отличный вариант – интересный кроссворд, энциклопедия, стихи и т.д. Для более старшего возраста – договоренность в обмен на что-то. Например, разрешение поиграть в любимую игру или сходить с друзьями в кафе.

– Вызывать интерес к теме. Всегда скучно просто прочитать главу. Но если это будет объяснение, пересказ, то ребенок лучше поймет и запомнит материал. Всегда поможет прочитать вслух и "разжевать" на простом и доступном языке. В старшем возрасте попросить рассказать, что ребенок понял, усвоил и обсудить тему.

– Внимательно отнестись к выбору репетитора. Одному ребенку подойдет строгость, другому – мягкий подход. Квалификация и опыт преподавателя, конечно, важны. Но гораздо важнее – горящие глаза ребенка, умение преподавателя увлечь. Даже если школьник не силен в каком-то предмете, у него будет ожидание интересного урока, желание порадовать учителя и себя, цель развиваться дальше.

– Все вопросы со школьным учителем важно обсуждать в доброжелательной манере. Любой учитель заинтересован хороших знаниях и высоком балле на экзаменах. Разговор без претензий принесет больше пользы ребенку и улучшит атмосферу в семье.

– Важен настрой на увлекательное будущее. Когда родители делятся воспоминаниями о школьной и студенческой жизни, это помогают детям двигаться вперед. А если они своим примером могут доказать, насколько важна в жизни перспективная работа, путешествия, реализация своих желаний – особенно. Ребенок сможет понять, что поступление на востребованные факультеты невозможно без качественных знаний и желания эти знания получать.

Чтобы не допустить выгорания, важно не загружать ребенка уроками и дополнительными занятиями до следующих каникул. У него всегда должно быть свободное время на хобби, свои интересы, прогулки. Если видно, что ребенок устал и "на грани", лучше устроить внеплановый выходной с просмотром фильма, теплым какао или совместной прогулкой. Иначе потом придется сидеть на больничном и наверстывать упущенное. И, конечно, нужно поддерживать веру ребенка в себя всеми возможными методами и способами, которые в каждой семье – свои.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии