О сериале в России говорят сейчас все — даже те, кто его не видел. Сериал, снятый режиссёром Жорой Крыжовниковым по документальной книге писателя и журналиста Роберта Гараева, оказался в центре скандала из-за обвинений в романтизации криминального образа жизни и пропаганде насилия среди подростков. Пока чиновники требуют сериал, создатели срочно финал — по слухам, из-за слишком жёстких первоначальных сцен.
Сериал смотрят миллионы людей, его обсуждают, осуждают и разбирают на цитаты, а актёры, исполнившие главные роли — Иван Янковский, Рузиль Минекаев, Леон Кемстач, Елизавета Базыкина, Анна Пересильд, Анастасия Красовская и Антон Васильев, — стали кумирами подростков. Spltnk изучил разгоревшуюся дискуссию вокруг сериала и, чтобы узнать о причинах массовой истерии вокруг него, обратился за комментарием к Феликсу Сандалову, главному редактору издательства Individuum, в котором вышла книга Гараева. Рассказываем главное.
"Терапевтический и гуманистический эффект сериала"
Почему современным подросткам, у которых, казалось бы, есть тикток и которые живут в совершенно других условиях, оказалась понятна и близка вся эта эстетика, почему это так пугает условных взрослых и связано ли это как-то с тем, что вообще сейчас происходит в стране? За ответами на эти вопросы Spltnk обратился к Феликсу Сандалову, главному редактору издательства Individuum, в котором вышла книга Роберта Гараева "Слово пацана".
Феликс Сандалов: "Первое, на что можно обратить внимание, — совпадение в возрасте между персонажами сериала, младшими "универсамовскими" пацанами, и гипотетической аудиторией тиктока. Сходство в возрасте всегда помогает установить эмоциональную связь: у подростков и тридцать, и пятьдесят лет назад были похожие проблемы. Во-вторых, в атомизированном обществе всё, что напоминает о какой-то возможности горизонтальной взаимоподдержки, выручки, совместном преодолении препятствий, всегда находит отзыв. В сериале мы видим мальчишескую трогательную дружбу, местами, может быть, даже слишком "сахариновую". Я думаю, жизнь в конце 1980-х была сильно страшнее и подлее, чем та, которую нам показывают на экране. С другой стороны, придираться с этой точки зрения к этому художественному произведению, мне кажется, лишено смысла.
В-третьих, сериал стал для подростков окошком в мир юности их родителей. То, о чём родители им, скорее всего, не рассказывали и сильно ретушировали детали, там показано. Не было молодых людей в Казани в середине 80-х, которые либо не мотались по группировкам, либо не получали от этих группировок по голове. Вот просто их не было. Поэтому казанский феномен коснулся каждой семейной истории. Я сейчас говорю даже не только про Татарстан, но и про соседние республики, а также про Москву и Петербург, хоть и в меньшей степени — всё-таки там общество было посложнее устроено в те годы. Однако опыт уличного насилия инкорпорирован в историю практически каждой постсоветской семьи, просто это не страницы, которые принято перелистывать.
Но я думаю, что важный терапевтический и гуманистический эффект сериала может как раз заключаться в том, что благодаря ему можно начать разговор о насилии и устроить сеанс экзорцизма — выгнать из общества этих бесов. Поскольку иначе эта трансгенерационная травма будет отравлять жизнь последующих поколений. Хочется, чтобы жизнь тех подростков, которые смотрят сериал и записывают тиктоки по нему, не была отравлена этими бессмысленными "замесами", "добрым утром" и прочими "копилками", потому что в инвалидности и в ранней смерти нет ничего хорошего".
Сюжет
"Слово пацана. Кровь на асфальте" рассказывает о подростковых бандах в Казани в конце 1980-х. Сериал снят по одноимённой книге Роберта Гараева ("Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х"), в которой автор исследует рост популярности организованной уличной преступности и насилия, захлестнувшего столицу Татарстана в поздние советские годы. Для Гараева это история личная: будучи подростком, он сам два года был в местной ОПГ.
По сюжету сериала, живущие в нищете взрослые борются за выживание, а их дети сбиваются в уличные стаи в поисках лучшей доли, бьются за право командовать в своих районах и ездят вместе в Москву грабить богатых московских школьников. Понятные правила и поддержка пацанов становятся для них главным ориентиром в их с детства непростой жизни. Главный герой, 14-летний школьник Андрей (Леон Кемстач) из интеллигентной семьи, учится в музыкальной школе и живёт с мамой и пятилетней сестрой. Он регулярно сталкивается с агрессией уличных подростков и в итоге становится одним из них.

Устав быть жертвой, Андрей однажды приходит на встречу одной из банд местных гопников, которая идёт по криминальному пути, и произносит фразу, после которой хулиганы принимают его в свой круг: "Надоело быть чушпаном (чушпан — лох, обычный парень, не состоящий в банде, которого можно унижать, бить и грабить; чтобы перестать быть лохом, ему надо "пришиться" к банде, стать одним из них. — Прим. ред.), хочу быть с пацанами".
Проводником в мире уличных банд для главного героя, получившего кличку Пальто (за своё не пацанское и немодное пальто) становится его одноклассник — харизматичный хулиган из обеспеченной семьи Марат (Рузиль Минекаев), брат которого по кличке Вова Адидас (Иван Янковский) только что вернулся с Афганской войны и возглавил банду.

Далее в сериале показывают будни членов уличных группировок, наполненные насилием и попытками выжить. Одной из самых широко обсуждаемых стала сюжетная линия сериала, связанная с героиней по имени Айгуль, которую сыграла дочь Юлии Пересильд Анна. Зрители сериал за сцены с поцелуями с участием 14-летней Анны Пересильд. Партнёром актрисы по сцене стал 24-летний Рузиль Минекаев. 10-летняя разница в возрасте между актёрами, а также то, что у Минекаева уже есть жена и ребёнок, возмутили многих зрителей: они считают, что создателям сериала стоило взять на роль Айгуль актрису постарше. Кроме того, в сериале есть и более жестокие сюжетные повороты, связанные с Айгуль, ставшей жертвой насилия.

Популярность сериала
Сразу же после премьеры сериал захлестнула волна популярности. Его обсуждают, фразы из него расходятся на цитаты, он попал в , а также бьёт рейтинги количества просмотров.


Проект Жоры Крыжовникова вторую неделю — самый популярный сериал в России, по данным сервиса "Индекс Кинопоиск Pro" (измеряет в баллах интерес жителей страны к тысячам сериалов вне зависимости от того, на каких площадках они выходят). Также "Слову пацана" удалось побить рекорд нашумевшего корейского сериала "Игра в кальмара" от Netflix, который был на пике популярности на протяжении последних двух лет.


"Ещё недавно казалось, что "Игру в кальмара" не сдвинуть с постамента и ещё долго никто не доберётся до такого уровня хайпа, когда сериал обсуждают в выпусках федеральных новостей. Но вот что пацаны делают. По уровню интереса зрителей "Слово пацана" просто улетело в космос, особенно на фоне требований чиновников и депутатов запретить проект. Сериал даже обогнал "Игру в кальмара" от Netflix", — написала в своём директор по взаимодействию с индустрией в компании "Яндекс" Ксения Болецкая.
"Слово пацана" сравнивают с такими ставшими культовыми фильмами и сериалами, как "Бумер", "Брат", "Бригада", "Бандитский Петербург".

Сами школьники, среди которых сериал стал очень популярным, рассказали порталу , почему им нравится проект. "В моей школе "Слово пацана" смотрят почти все. Хороший сериал: крутая сюжетная линия, актёры хорошо играют, интересно наблюдать. Кому-то нравится эстетика и общий вайб, как мне. Но у меня претензии к тем, кто воспринимает сериал всерьёз: копирует манеру поведения и стиль общения героев. Танцуют как в сериале, заимствуют лексикон. Например, идёшь по школе, тут к тебе подходят: "При делах?" — докапываются", — рассказал 14-летний Лука из Москвы. 16-летний Мансур из Казани заявил, что "сериал немного поднял уровень агрессии подростков, потому что началось копирование "пацанских понятий" — например, "пацаны не извиняются", "чушпан".
17-летняя Рита из Тамбова сказала, что у них "почитается эстетика банд", а с выходом сериала "все поголовно решили", что быть таким пацаном круто, и если об этом снимают кино, значит, так правильно": "Представление о "сильных парнях", которые решают "крутые вопросы", живо до сих пор. Мои ровесники смотрят сериал и берут оттуда примеры для подражания. И девчонки просто без ума. И все очень хотят свою банду и заниматься офигительно важными вопросиками. Не могу сказать, что уровень агрессии вырос, но напряжение есть".
Сериал стал популярным на Украине
Набирает популярность сериал и на Украине. Саундтрек к нему — песня "Пыяла" российской группы "Аигел" — на Украине возглавила рейтинг самых популярных песен на платформе Apple Music. Мнения украинцев по этому поводу разделились: одни высоко оценивают шоу, другие возмущены тем, что российский контент всё ещё может быть популярным в стране во время спецоперации, сообщает .
Феномен популярности сериала на Украине прокомментировал продюсер Александр Роднянский*, публично выступающий против спецоперации. "Российский сериал, сделанный во время ***** (спецоперации. — Прим. ред.), активно смотрит молодая украинская аудитория. Да и не только молодая. Это беспрецедентный успех. <...> Пока мне далеко не всё в нём нравится. Я не понимаю пока, есть ли в сериале художественная ценность, но сделан он бесспорными профессионалами. Он "работает". Почему сериал популярен в Украине? Главная причина — в магическом свойство кино. Если оно вызывает интерес и доверие к героям, заставляет их полюбить, способно по-настоящему волновать зрителей, то такое кино преодолевает все мыслимые границы", — написал он в инстаграме*.

Скандалы и требования запретить
Популярность сериала начала выливаться и в пугающие общественных деятелей и чиновников тенденции. Так, школьники из Татарстана начали играть в "забивы" по мотивам "Слова пацана". В городе Сарманово подростки завели сеть телеграм-каналов, которые назвали в честь татарстанских группировок. В этих каналах они стали устраивать сходки, после которых выкладывали ролики с , то есть столкновениями стенка на стенку, с помощью которых решается, кто будет "контролировать" тот или иной район. Такой же сюжет разворачивается и в сериале.

В Иркутске на днях на автобусной остановке убили 15-летнего школьника. Подросток скончался в результате конфликта со сверстниками. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина заявила, что подростки вдохновились героями сериала "Слово пацана", сообщил . Писатель Роберт Гараев эту историю о связи трагедии в Иркутске с сериалом фейком. Председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина тем временем потребовала проверить сериал, в котором, по её словам, может содержаться информация, вредная для подрастающего поколения.
По мнению уполномоченного по правам детей Ирины Волынец, сериал стал "романтизацией бандитизма" и "формирует ложные представления о криминальном мире в глазах молодёжи". Она обратилась в Роскомнадзор с требованием проверить шоу на соответствие указу президента об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. По мнению Волынец, сериал "насаждает чуждую российскому народу и разрушительную для российского общества систему идей и ценностей".
Комментарии