Совсем недавно на сайте 7days.ru вышла
Как все начиналось
О русском стиле заграницей заговорили в начале ХХ века благодаря балетным сезонам Сергея Дягилева и художникам-авангардистам, открывшим Европе новую Россию — яркую, самобытную, откровенную и блистательную. Художница Наталья Гончарова (родственница той самой красавицы Натальи Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина) оформила постановку «Золотого петушка» в ярких, сказочных красно-жёлто-золотых цветах и в откровенно лубочном стиле — больше в качестве иронии, чем ради желания показать Россию именно такой. Но сочный русский национальный колорит пришёлся по душе заскучавшей Европе, которая в начале ХХ столетия как никогда ранее жадно впитывала всё необычное, экзотическое, диковинное, а далёкая, огромная, богатая Россия казалась европейцем именно такой, огромным сундуком с сокровищами, который, как будто, им удалось немного приоткрыть.
После знаменитого костюмированного бала 1903-го года, во время которого последняя царская фамилия Российской Империи и приближённые ко двору оделись в костюмы допетровского времени, интерес к национальному русскому костюму, как в нашей стране, так и за её пределами усилился, а после 1917-го года стал важной частью новой национальной идеи. Надежда Петровна Ламанова, до революции бывшая Поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны, превратилась в первую моделистку новой эпохи. Вместе с Верой Мухиной (автором знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница») она создала модели льняных платьев с русскими мотивами, которые в 1925-м году на Международной выставке декоративных искусств в Париже удостоились целых шести призов, хотя выглядели очень лаконично, а единственным их украшением была самая простая вышивка крестом.
Успех всего русского было необычаен! «Русские балеты» Дягилева, выступления Шаляпина и Марии Кузнецовой, немые фильмы, снятые на студии «Альбатрос» с Натальей Кованько и Иваном Мозжухиным в главных ролях, спектакли Художественного театра, кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и русские «кутюры» — дома моды, за которыми стояли самые громкие аристократические титулы от Романовых до Трубецких, правили модным балом в первой трети ХХ века и, безусловно, повлияли на формирование всей современной западной культуры.
Новые имена
Послереволюционная эмиграция также оказала огромное влияние на
формирование европейской моды и стиля. Модный дом «Ирфе»
принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине; дом «Китмир»,
специализировавшийся на модных в 1920-х вышивках, — великой княгине
Марии Павловне; известный модельер Люсьен Лелонг был женат на
русской княжне Наталье Полей — одной из признанных «икон стиля»
своей эпохи; самый продаваемый аромат ХХ века — Chanel №5 —
появился благодаря русскому парфюмеру Эрнесту Бо, с которым
Русские князья и творческая интеллигенция привезли в Европу и США богатейшую историю и традиции России, и мировое искусство обогатилось и наполнилось новыми символами, сюжетами и смыслами. Девушки с русской статью и громкими фамилиями не только работали манекенщицами, но и прекрасно владели мастерством вышивки и шитья, так что вполне закономерно, что в 1921 — 1922 годах коллекции многих парижских домов мод наполнились восточноевропейскими мотивами, а в моду вошли прогулочные костюмы, платья, пальто и блузы, расшитые «a 'la russe».
Благодаря русским эмигрантам в европейскую моду вошли дорогие меха, вышиванки, шляпки, похожие на кокошники, и яркие платки с набивным рисунком. Русский стиль и дух царил повсюду, а, учитывая, что главный художник-иллюстратор стиля Ар Деко Эрте был выходцем из России и звался Романом Петровичем Тыртовым, можно сказать, что и его изящные, теперь уже «канонические» произведения, во многом родственные стилистике русских балетов Дягилева, особенно, на восточную тематику, — это тоже, в определённом смысле, русский стиль.
Модный конструктивизм
Коммунисты, пришедшие к власти после октябрьской революции, определили русскую визуальную культуру, а именно живописное, графическое творчество и одежду национальным продуктом и первоначально отнеслись к ней как к способу пропаганды, благодаря чему в СССР зародился конструктивизм, который провозгласил, что деятели культуры не должны работать отдельно от общества.
Художницы Любовь Попова и Варвара Степанова объявили «войну мольбертам», в 1923 году занялись разработкой принтов для тканей на Первой Московской ситценабивной фабрике и за неполный год работы создали несколько сотен оригинальных, новаторских, не имеющих аналогов в мире орнаментов в конструктивистском духе. К сожалению, в производство большинство из них так и не пошло, но часть этих уникальных тканей сегодня хранится в собрании Музея Царицыно.
Русский Диор
В конце 80-х в Европу выехал Слава Зайцев — легенда русской моды, «красный Диор», как до сих пор называют его на западе, показавший высочайший художественный, культурный и модный уровень России, сформировавшийся несмотря на «железный занавес» и оторванность нашей страны от общемировой модной индустрии. Проблема советской России была не в том, что у нас не было своих идей, а в том, что перед тем, как попасть в производство, они проходили десятки согласований и ставились в план через несколько лет, когда уже теряли свою актуальность.
За коллекцию «Русские сезоны», вдохновлённую теми самыми балетами Дягилева, о которых мы уже упоминали, Зайцев в конце 1980-х получил звание Почётного гражданина Парижа и был награждён золочёной медалью из рук тогдашнего мэра Парижа, будущего президента Франции — Жака Ширака.
Современная мода
В XXI веке русский стиль продолжают продвигать на мировом уровне
Но что же такое сегодня «русский стиль»? Национальные мотивы, допетровская купеческая и княжеская мода, авангардные цвета и линии, роковые красавицы с глазами, подёрнутыми поволокой, тонкая и острая Ида Рубинштейн, позировавшая Серову обнажённой, или современная русская красавица Наташа Водянова? И первое, и второе, и десятое, но объединяет понятие русского стиля внутренняя наполненность глубоким философским смыслом, усиленным материальным, физическим, чувственным опытом. «Русский стиль» — это глубина.
Комментарии