Сделка ОПЕК+, ограничивающая добычу нефти, прекращает действовать с 1 апреля. На этом фоне цены на чёрное золото держатся на рекордно низком уровне, а рубль резко ослаб. Как события на нефтяном и валютном рынках отразятся на стоимости бензина и дизеля?
Уже в ближайшее время Россия может нарастить добычу нефти на 250–300 тысяч баррелей в сутки. Такие цифры назвал министр энергетики Александр Новак. Пока открытым остаётся вопрос: как это отразится на стоимости самой нефти? Сейчас баррель Brent держится выше 35 долларов, но, куда дальше двинутся цены, непонятно.
Впрочем, простых потребителей намного больше волнует стоимость топлива. Дело в том, что долгое время любое колебание стоимости сырья провоцировало подорожание бензина. И было совершенно неважно, дешевеет нефть или дорожает.
— Розничные цены на заправках в апреле останутся примерно на нынешнем уровне, — считает директор по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярослав Кабаков

Фото © Shutterstock
При этом старший аналитик ИАЦ "Альпари" Анна Бодрова полагает, что оснований для дефицита на внутреннем рынке нет, как нет предпосылок и для роста топлива в рознице. Она напомнила, что между российскими нефтяными компаниями и правительством действует договорённость о неповышении цен, которая по-прежнему в силе.
— Это было бы настоящим шоком на фоне дешёвой нефти в нефтяной державе задирать ценники на автозаправках, — считает Анна Бодрова. — Такой нонсенс сейчас уже невозможен. Государство как раз в начале года усилило свои социальные функции и жёстко пресечёт любые попытки недобросовестных трейдеров и АЗС поживиться на людях.
Впрочем, если не стоит ждать роста цен на заправках, то неминуемо возникает другой вопрос: а будет ли снижение? Как правило, если дешевеет сырьё, то падает себестоимость и на изделия из него. Но с бензином не всё так просто.
— Падение нефтяных цен не приведёт к снижению розничной стоимости бензина в России, — полагает главный аналитик информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман. — Если говорить о себестоимости бензина, то уменьшение мировой цены нефти частично нивелируется ослаблением рубля, поэтому затратная часть в производстве изменится мало. С другой стороны, для нефтяных компаний снижение экспортных доходов от падения цены вызывает соблазн компенсировать их увеличением внутренних оптовых и розничных цен на заправках. Тем более что добыча будет повышаться, а внешний спрос ограничен из-за уменьшения потребления в связи с коронавирусом. Кроме того, демпферные налоговые механизмы для нефтяников перестанут действовать в связи со снижением цен на нефть.
По мнению Марка Гойхмана, все эти процессы могут привести к незначительному подорожанию топлива. Как считает аналитик, снижать цены для продавцов нет никакого смысла в условиях вероятного увеличения общей инфляции в России из-за обесценивания рубля и уменьшения притока доходов в страну. Соответственно, цены на заправках будут адекватны этому общему процессу. По прогнозам Марка Гойхмана, бензин в среднем за год может подорожать на три-пять процентов.
Комментарии