Каждый год мошенники придумывают все более изощренные способы обмана. Их жертвами становятся и юные школьники, и умудренные опытом пенсионеры. Разберем самые распространенные уловки злоумышленников, с которыми можно столкнуться.
Звонок из «службы безопасности банка»
Под видом работников службы безопасности банка преступники пытаются получить доступ к картам. Мошенник заявляет, что со счета клиента прямо сейчас пытаются списать большую сумму денег. Чтобы этого не произошло, требуется передать звонящему данные карты, а также код из СМС-сообщения. Так злоумышленники легко получают доступ к банковским счетам доверчивых людей. Эта схема давно известна многим, но потерпевших из года в год меньше не становится.
Платный перезвон
Это тоже довольно старый метод обмана, но по-прежнему действенный. Его суть заключается в том, что на телефон поступает звонок с неизвестного номера. Чаще всего через 2-3 секунды происходит сброс звонка. Человек, ничего не подозревая, перезванивает, а звонок оказывается платным. Итог — со счета телефона списываются деньги.
Сообщения от «знакомых»
В социальных сетях или мессенджерах от друзей или близких могут поступать сообщения с просьбой одолжить денег
«Оператор связи» угрожает блокировкой номера
Человеку поступает звонок от якобы мобильного оператора связи. Аферист говорит, что номер скоро заблокируют, так как срок действия договора заканчивается. Для решения проблемы необходимо продиктовать код из СМС, который приходит обманутому на телефон. С помощью этого кода злоумышленники могут получить доступ к учетной записи на «Госуслугах» и, соответственно, и ко всей личной информации.
«Выигрыш в лотерею»
В своих схемах аферисты очень часто используют розыгрыши призов, рекламные акции или лотереи. Собеседник может представиться ведущим какой-либо программы. Сначала он поздравляет с крупным выигрышем, а затем переводит жертву на «сотрудника призового отдела». Тот выманивает у человека личные данные для доступа к банковским счетам.
«Случайный перевод денег»
На телефон жертвы приходит СМС или ПУШ-сообщение о поступлении денег, похожее на уведомление от банка или оператора мобильной связи. Через некоторое время поступает звонок с неизвестного номера либо еще одно сообщение. Звонивший говорит, что отправил деньги по ошибке не на ту карту, после чего всеми силами будет просить вернуть их. Невнимательные граждане совершают перевод, хотя изначально никаких поступлений не было.
Звонок родителям школьников от «учителя»
Злоумышленники представляются учителями и звонят родителям учеников. Они рассказывают, что им нужно как можно скорее обновить электронный журнал. Далее аферисты просят назвать код из СМС-сообщения. Такую схему мошенничества используют для доступа к аккаунту на «Госуслугах» и совершения других незаконных действий. Например, оформление кредита.
Письмо или сообщение от «известных сервисов»
Человеку по электронной почте, СМС, в мессенджерах или социальных сетях приходит письмо от сервисов, которым он доверяет. К примеру, от магазина, банка или интернет-провайдера. В нем его просят перейти по ссылке и указать/обновить личные данные. Приглядевшись, можно заметить, что домен не совпадает с официальным сайтом сервиса. Если пользователь введет там свои данные, то они попадут к злоумышленникам.
Звонок от «помощника судьи»
Аферисты представляются сотрудниками судебных инстанций и звонят гражданам, говоря что на них подали иск. Далее они сообщают, что судебное заседание назначено на такую-то дату и просят подтвердить явку или согласие на рассмотрение дела без их присутствия. Для подтверждения решения, злоумышленники просят продиктовать код из СМС. Это делается для того, чтобы войти в аккаунт на «Госуслугах». Мошенники получают доступ к личному кабинету и могут оформить кредит.
Чек-лист: как обезопасить себя от мошенников
- Прежде чем взять трубку с незнакомого телефонного номера, вбейте его в поисковой строке интернета. Вполне вероятно, что на него уже есть жалобы со стороны пользователей.
- Не сообщайте никому логины и пароли, коды из СМС, данные банковских карт. Полицейские, банки и прочие организации не запрашивают эту информацию.
- Не разговаривайте с незнакомыми людьми, которые пытаются вызвать какие-либо эмоции. Например, страх за детей или близких.
- Не переводите сразу деньги знакомым. Позвоните по телефону и спросите, действительно ли нужна помощь.
- Звонят из банка или правоохранительных органов? Положите трубку и позвоните сами по номерам, указанным на официальных источниках.
- Не переходите по ссылкам в электронных письмах и сообщениях. Несколько раз проверьте достоверность информации.
Комментарии