
Учёные из Бернского университета провели исследование и установили, что сон играет важную роль для памяти и обучения, а странные сны помогают мозгу обучаться. Результаты работы были опубликованы в журнале .
По данным исследователей, во время сна чередуется два типа фаз: не-REM-сон и REM-сон. При первом мозг как бы воспроизводит сенсорные стимулы, которые испытывались в ходе бодрствования, а при втором спонтанные всплески интенсивной мозговой активности приводят к ярким сновидениям. Пока мозг получает новые впечатления, происходит обучение. Однако в жизни их не всегда хватает, человек действует машинально, не применяя умственные способности.
"Нам не хватает теории, которая связывала бы это с консолидацией опыта, обобщением концепций и творчеством", — отметил ведущий автор исследования Николя Деперруа
Доказать важность сновидений исследователи смогли благодаря методологии машинного обучения Generative Adversarial Networks (GANs) и моделированию коры мозга. В ходе эксперимента выяснилось, что чередование фаз сна активирует мозговые клетки при ярких или странных сновидениях, которые в результате влияют на процесс восприятия и воспроизведения информации. Авторы также уточнили, что беспокойные сны генерируются путём воспроизведения отдельных эпизодических воспоминаний.
Таким образом, бодрствование, сон без памяти и REM-сон выполняют взаимодополняющие функции для обучения. Однако на этом учёные не останавливаются и продолжают исследования, чтобы доказать эволюционную роль сна. По мнению специалистов, странные сновидения не должны удивлять, ведь они являются результатом упорядочивания мозгом полученной информации.
Комментарии