Солист Мариинки Шкляров повторил судьбу гения балета Юрия Соловьева

ЖенскийЖурнал

18 Просмотры Откликов

Юрий Соловьев, Владимир Шкляров, Диана Вишнева

Все воскресенье 17 ноября 2024 года петербуржцы несли цветы к служебному входу Мариинского театра. Алые розы и гвоздики, нежные, замерзающие на ветру лилии, в центре временного мемориала зажженные свечи и черно-белый портрет Владимира Шклярова. Из этих дверей премьер Мариинского театра вышел после репетиции несколько дней назад, еще не зная, что это было в последний раз.

Владимир Шкляров

Версий вокруг его гибели сейчас выдвигается много: талантливый танцовщик переживал тяжелую депрессию после развода с женой и это привело к тому, что он подсел на запрещенные препараты. Именно борясь с зависимостью, он попросил запереть его дома, но потом решил выбраться из квартиры через балкон. Другие, близко знавшие Шклярова, называют эту версию наветом, говоря о нелепой случайности — танцовщик вышел на воздух покурить и сорвался. Третьи выдвигают версию, что так талантливый премьер решил покончить с тем, что довело его до черной, глубокой тоски. Говорят, что Шкляров в последние месяцы переживал тяжелый возрастной кризис.

Владимир Шкляров

Владимир Шкляров, Диана Вишнева

Да, был на пике формы, да, лучшие партии были его, но глубоко внутри он понимал, что подходит к пределу возраста, надо идти куда-то дальше

Но куда? В педагогике Шкляров себя не видел, он мог дышать только сценой. Как мог когда-то другая яркая звезда ленинградского балета Юрий Соловьев, чью судьбу по аналогии с трагедией Шклярова в последние дни вспоминают не раз.

Юрий Соловьев

Юрий Соловьев был поцелованным Богом, богом танца. Он взлетал под потолок землянки в три года в эвакуации, куда мать Соловьева вывезли из блокадного Ленинграда, он показал идеальное фуэте, когда родительница привела его на прослушивание в хореографическое училище Вагановой и вспыхнул звездой, когда исполнил соло Раба из «Павильона Армиды» в школьном спектакле. Казалось, он был создан для танца и был органичен в нем — высокий прыжок с секундным зависанием в воздухе, отточенные антраша, бешенные вращения и двойные туры в воздухе. Соловьев не танцевал, он отменял законы физики. Сейчас бы его назвали «человеком-машиной», но именно его упертость в достижении целей, мешала ему поймать язык танца, его магию, душу. Постановщики хотели, чтобы Соловьев не просто летел над сценой, чтобы он над ней жил.

Юрий Соловьев в балете «Икар»

То, что виртуозно получалось у другого солиста Кировского театра — Рудольфа Нуреева. Между ними постоянно шло негласное соревнование и выигрывал всегда Руди. Легко жить на сцене, а вот умирать, тут талант нужен.

И Соловьев готов был смириться со вторым местом, если бы в начале 1960-х балет не подвергся резкой реформации. Пришедшие в Кировский театр хореографы Игорь Бельский и Юрий Григорович провозгласили самодостаточность танца. Это избавило автора феноменального 1,5-метрового прыжка Соловьева от тягостной необходимости «играть» и «переживать» и привело к тому, что постановщик Игорь Бельский решил ввести в главную партию Юноши в своей «Ленинградской симфонии» именно соперника Нуреева — Соловьева. Постановку ставили почти подпольно, вне плана, в нерабочее время, под магнитофонную запись. Игралось трудно, ломалась вся балетная система, где на сцену впервые выводился чистый символизм, но первый показ ошеломил всех.

Юрий Соловьев в роли Садко

Позже эту новаторскую премьеру Бельского назовут символом балетной оттепели, главный референсом которого станет прыжок-взлет Юрия Соловьева. Про его партию газеты напишут «прыжок космического Юрия», даром, что премьера в театре оперы и балета им. Кирова прошла через два дня после полета Гагарина в космос.

Критики описали тип русского молодца: «В спокойной, плавной силе его движений вставал образ воли, широкой и доброй». Хотя круглолицый, русоволосый богатырь Соловьев если и кого-то изображал, то только себя.

А дальше грянул скандал: прогремевшую на весь Союз «Ленинградскую симфонию» решили показать и за границей, Кировский театр отправился в Париж на гастроли. Здесь Нуреев совершил побег и попросил политическое убежище.

«Соловьев бы так не сделал», — будут шептаться в труппе. Не сделал. Соловьев был слишком благонадежен, верен, прост. Побег Нуреева автоматически превратил танцовщика номер 2 в премьера Кировского театра, и чтобы смягчить скандал с Рудольфом, руководство театра организовала беспрецедентную рекламу «космическому Юре».

Он, как всегда, не подвел. Парижане искупали русского богатыря в овациях, а через два года здесь же, он получил французскую «Золотую звезду».

Юрий Соловьев в роли Икара

В начале 1970-х во время гастролей за границей сбежит из гостиницы Наталья Макарова, спустя еще три года попросил политического убежища в Канаде Михаил Барышников, уедут Валерий Панов, Галина Рагозина. Именно в это время Соловьев станет народным артистом СССР. Все такой же надежный, спокойный, чуждый рефлексии. В 1971 году столичные хореографы Наталья Касаткина и Владимир Васильев решили поставить в Кировском «Сотворение мира» по рисункам Жана Эффеля. Соловьев должен был играть роль Бога, но поклонники балета ждали, что «космический Юрий» гениально исполнит сам себя.

Но в первой же партии что-то случилось: Бог в белых одеждах, в парике и бороде был глуп, наивен, азартен и сверхартистичен. Вот он мудрый старец, который снисходительно смотрит на суету мира сверху, а вот опять веселый юноша, который только ступил на дорогу жизни.

«Космический Юра прыгнул выше себя», — напишут с утра рецензии.

«Сотворение мира» оказалось последней большой премьерой Соловьева и венцом его карьеры. Возраст отнимал силы, не было уже того левитирующего прыжка, не было сил на длину танца, падало дыхание, Юра устал. В 36 лет он считал себя «выброшенным на обочину» даже в своей семье: его жена и дочь тоже посвятили свои жизни балету. «Я прихожу домой, а жена и дочь лежат в шпагатах перед телевизором», — рассказывал он друзьям.

В январе 1977-го Соловьев попрощался с собой и уехал на дачу. Здесь его нашли спустя сутки мертвым. Он даже не оставил прощальной записки.

«Космического Юра» похоронили на Серафимовском кладбище в Петербурге. На его могиле стоит памятник, где артист изображен в партии Гения вод из спектакля «Конек-Горбунок».

Фото: Федотов Павел, Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии