Ирина Муравьева
и Татьяна Васильева в фильме «Самая обаятельная
и привлекательная». 1985 г.
«Когда Влади приезжала к Высоцкому, это было событие: ведь она настоящая западная звезда. При этом Марина выглядела совсем не так, как мы себе представляли кинозвезд. Помню какое-то ее цветастое платье, черное с ярким рисунком. Красивое, но совсем не «от-кутюр». Такое и я могла себе сшить в наших театральных мастерских
— Татьяна Григорьевна, в вашей фильмографии много очень популярных картин. Но комедия «Самая обаятельная и привлекательная» — это настоящий народный хит. А фразы от вашей героини Сусанны буквально растащили на цитаты…
— А мне сценарий показался очень слабым, слишком простым — в этой истории вообще думать ни о чем не надо! И моя героиня Сусанна мне не понравилась. Но не в моих правилах отказываться от работы. И началась настоящая пытка. Дело в том, что режиссер Геральд Бежанов мне очень… мешал. Ведь часто хочется оживить персонаж, поэтому иногда меняешь, переставляешь слова — чтобы получилась законченная шутка, реприза. Но Бежанов этого не терпел. Я пыталась убедить его: «Но ведь я сказала лучше, чем написано!» А он: «Мне не надо лучше, мне надо как в сценарии!» Сценарий следовало выучивать наизусть — до запятой, никакой импровизации! И это было невыносимо… Поэтому получилась очень ровная, очень благостная и примитивная история о том, можно ли удержать мужа пирожками.
— Нет, получилась любимая народом картина!
— Когда прошло много лет и оказалось, что «Самую обаятельную и привлекательную» до сих пор смотрят, я подумала, что, наверное, была не права! И такие простые истории, наверное, нужны…
— А как вам работалось в этой картине с ?
— Мы мало общались — все-таки у Иры была главная роль, а у меня второстепенная. Она была гораздо больше занята на съемках, и ей требовалось сосредотачиваться, не «расплескиваться»… Через несколько лет мы с Ириной встретились на кинофестивале в Прибалтике. Я взяла сына Филиппа — ему было лет одиннадцать — с собой. А там его стали преследовать какие-то подозрительные парни. Филипп мне ничего не рассказывал, и я ничего не заметила. Пока Ира мне не сказала: «Таня, ты что, ничего не видишь? Что происходит вокруг твоего сына?! Не отпускай Филиппа от себя ни на секунду, чтобы он всегда был рядом!» Совет бесценный, и я Ире очень за него благодарна. Ведь те люди могли сделать с сыном что-то нехорошее, непоправимое.
Татьяна
Васильева
— Татьяна Григорьевна, вашими кинопартнерами были многие выдающиеся советские актеры. Например, уже в первом своем фильме «Четвертый» вашим партнером был сам …
— Да, мы с ним играли мужа и жену. Владимир был звезда, и я дрожала, когда предстояло войти с ним в кадр. Да я тогда всех боялась: и режиссера Столпера, и Высоцкого. Потому что была совсем неопытная — дебютантка! И пребывала в столбняке — немая и незрячая, как кусок пня.
— Высоцкий как партнер не помогал вам выйти из этого столбняка?
— Столпер помогал, а Высоцкий — нет. Он вообще меня не замечал, для него я была ноль. Впрочем, тут все совпало: по сценарию он меня не любил. Гораздо больше внимания Высоцкий уделял другой своей партнерше — , которая играла его любимую женщину. А за пределами площадки его внимание было отдано стихам и Марине Влади, которая приезжала к Володе на съемки (они проходили в небольшом городке под Ригой). К слову, появление настоящей западной звезды на наших съемках тоже не добавило мне уверенности… Когда Влади приезжала к Высоцкому, это было событие: все как будто «отползали» в сторону и замирали. При этом она выглядела совсем не так, как мы себе представляли кинозвезд — очень скромно. На наши актерские посиделки Марина приходила без макияжа, без парадной прически. И одевалась она просто. Помню ее цветастое платье, черное с ярким рисунком. Оно было красивое, но совсем не «от-кутюр». Такое и я могла себе сшить в наших театральных мастерских. Еще Марина совершенно не стеснялась того, что она уже достаточно «в теле». Ее это не волновало: ее все любили, какая бы она ни была. А уж тем более ее любит Высоцкий…
— Недаром он посвящал ей свои песни. А вы слышали, как поет Высоцкий?
— Конечно! После съемочного дня наша группа не разбредалась по гостиничным номерам, а собиралась в кафе, чтобы послушать Высоцкого: все понимали, что среди нас — Поэт! Кстати, Высоцкого не надо было упрашивать выступить: он с удовольствием и пел, и просто читал стихи. И старые, но в основном только что написанные. Володя так и объявлял: «Это из нового». В основном это была лирика, его вдохновляла Влади. На самом деле, в поэзии Высоцкого я тогда многого не понимала. Особенно что касается сатиры, насмешки, иронии над тогдашним нашим строем, нашими реалиями, все это как-то мимо меня проходило. Я в этом очень плохо разбиралась, собственно, как и сейчас. Но, даже не совсем понимая его тексты и музыку, я чувствовала, как сильно Высоцкий воздействует на публику. Люди словно подключались к мощному потоку энергии…
«Высоцкий был звезда, и я дрожала,
когда предстояло войти с ним в кадр. Я тогда была совсем неопытная
— дебютантка! И пребывала в столбняке — немая и незрячая, как кусок
пня» С Владимиром Высоцким в фильме «Четвертый». 1972 г.
— А вы знали, что у Владимира Семеновича были проблемы с алкоголем?
— Да! У нас несколько раз срывались съемки, потому что Высоцкий не мог работать. Но даже когда он был совсем не в форме, все равно приходил на площадку и очень старался что-то сделать. В такой ситуации его снимали со спины, потому что с лица нельзя… Болезнь Высоцкого ни для кого не была секретом. Но когда понимаешь, что перед тобой — гений, то совершенно иначе начинаешь относиться ко многим вещам. Если бы мой обычный партнер выпил лишнего, я бы, наверное, могла себя как-то резко повести. А в случае с Высоцким откуда-то бралось и терпение, и желание помочь.
— Кстати, вы познакомились с Высоцким на съемках или были знакомы раньше?
— Я видела Володю еще до съемок из окна своей комнаты в общежитии в Дмитровском переулке — там жили студенты Школы-студии МХАТ и училища при консерватории. Моей соседкой по комнате была однокурсница Людмила Спартак, с которой у Высоцкого был роман. И он иногда заезжал за Людой на своей новенькой «Волге». Это было очень круто, ведь тогда такие машины имелись, может, у десяти человек из правительства! Высоцкий подъезжал ко входу в общежитие, бросал камешек в наше окошко, и Людмила сбегала к нему по лестнице. А все мы — и девушки, и парни — прилипали к окнам и завороженно смотрели, как она садится в роскошное авто. Потому что сама Люда тоже была роскошной. Очень красивая девушка — в стиле , но даже лучше ее! Блондинка с большой грудью, но при этом очень худенькая, длинноногая, с синими глазами и с большими губами — своими.
— Но в советском кино актрисы Людмилы Спартак я не помню…
— А ее карьера не сложилась — несмотря на редкую красоту. В свое время Людмилу привез в Москву из провинции известный режиссер МХАТа и педагог нашей Школы-студии Виктор Монюков (среди учеников Монюкова были и , и , и . — Прим. ред.). Мы, ее однокурсники, были на несколько лет моложе ее — юные, безбашенные, веселые. А Люда смотрела на нас как на дураков. И вот после Монюкова у нее появился Высоцкий. А после романа с Володей и окончания училища Спартак бесследно пропала, как будто растворилась. Никто не знает, как сложилась ее судьба — она просто исчезла. И я ее никогда больше не видела.
Комментарии