В премьерном сезоне жизнь бывшего следователя, а ныне адвоката Марии Швецовой выглядит не очень радостно. Несмотря на то что она доказала невиновность своего супруга – Луганского, которого обвиняли в убийстве, доверие между ними оказалось потеряно навсегда, и они расстались.
Кроме того, она вынуждена уйти с любимой работы, да и еще и продать квартиру. А также ей предстоит принять, возможно, самое сложное решение – удочерять ли девочку Лизу, к которой она сильно прикипела во время одного из расследований.
– Идею развести Машу с мужем подали продюсеры, – рассказывает сценарист Вера Шер. – Как-то на глаза им попался голливудский сериал про разведенную женщину-адвоката. Было решено, что это станет прекрасным поворотом в судьбе и нашего следователя
А девочка Лиза, которая появилась еще в 16-м сезоне, была изначально задумана как второстепенный персонаж. Теперь же стала полноправной героиней.
– В этом нет ничего оригинального, – говорит один из авторов Антон Зинченко. – Когда появляется один герой и другой начинает с ним взаимодействовать, то просто так деть его куда-то не получится. Сент-Экзюпери сказал, что «мы в ответе за тех, кого приручаем». Вот Маше и приходится решать эту дилемму в 17-м сезоне.
Преступления и наказания
На то, какие криминальные дела попадают к Швецовой, тоже влияет время, в которое происходит действие.
– Много преступлений в сериале совершено на любовной почве, – делится с «Антенной» сценарист Вера Шер. – Наша Мария – красивая женщина, и, конечно, в такие дела она отлично вписывается. Важно, чтобы события были актуальными. В один год, например, пользовались популярностью «быстрые знакомства» (формат вечеринки, во время которых люди должны узнать друг друга за несколько минут, а потом поменяться парами. – Прим. «Антенны»), так одну из написанных мною героинь убили как раз после такого мероприятия.
Редко настоящая история бывает кинематографичной, поэтому чаще за основу берутся отрывки фраз, новостей и даже лица прохожих. Остальное додумывается нами, авторами. История должна уместиться в две серии – от завязки до полного раскрытия. Мы отталкиваемся от того, что интересно обычным людям.
Так, незадолго до написания истории про убитого математика Игоря Теплицкого (дело «Мальчика со скрипкой». – Прим. «Антенны») я увидела телевизионный сюжет про реального гения Григория Перельмана. И таким он мне показался угрюмым и не расположенным к общению, что подумала: вот бы его образ обыграть в сериале! Ну а поскольку мы снимаем детектив, то пришлось героя убить.
Еще история. Как возникло убийство коллектора в серии «Должник»? Сама профессия сборщика долгов показалась мне любопытной. В каждую серию добавили «обманок»: все думают, что персонажа убили должники. Но развязка оказывается совершенно иной.
В самом начале работы мне выдали должности героев и места, где они бывают чаще всего. Сценаристу приходится учитывать и коммерческие нюансы: каждый актер по контракту должен проводить на экране определенное количество времени.
Гаджеты людей не заменят
О том, как повлиял научно-технический прогресс на методы расследования, «Антенне» рассказала адвокат, писатель, автор сценариев первых восьми сезонов Елена Топильская.
«Время действия в моих книгах, из которых родился и вырос сериал, начинается в 1990-е годы. Следователь Маша Швецова застала конец 1990-х и начало 2000-х. Времена были трудные. Сотрудники ездили на „убитых“ машинах и не имели представления о смартфонах, навигаторах, Интернете. Мобильные телефоны и компьютеры были не у всех».
«Сейчас полицейские ездят на новых, пусть и бюджетных, иномарках. А Швецова и вовсе сидит за рулем недешевого внедорожника. На улицах установлены камеры видеонаблюдения, что тоже помогает героям сериала в расследовании дел.
Все больше преступлений совершается с помощью интернет-технологий, и оперативники вынуждены использовать новую тактику расследования и выходить в Сеть. Сначала появляются преступления, потом разрабатываются способы борьбы с ними. Речь идет не только о компьютерных мошенничествах и кражах средств со счетов. Даже убийство можно совершить „удаленным доступом“: известен случай, когда в Америке хакеры взломали компьютерную систему госпиталя и на расстоянии отключили систему жизнеобеспечения у больного.
Если говорить о том, что изменилось в офлайне, можно вспомнить, что 30 лет назад генетическая экспертиза у нас еще не проводилась: метод был открыт только в 1984 году. А вот уже в 1990-е годы Маша Швецова активно пользовалась генной дактилоскопией (анализ ДНК), доказывая вину преступника. Но тогда это исследование занимало не меньше месяца, а сейчас его можно сделать за сутки».
«Помню, как в начале 90-х нас удивил судебно-медицинский эксперт, раздобыв где-то экспресс-тест следов крови, которым воспользовался на месте происшествия: приложил к подозрительному пятну специальную полоску и получил ответ: да, это кровь. Ушло в прошлое фотографирование криминалистических объектов на пленку – и, соответственно, проявка, обработка изображения закрепителем, сушка, обрезка фотоснимков и т. п. На смену пришли цифровое фото и видео, теперь в сериале вы видите съемку на гаджеты и стремительный процесс получения изображения. Раньше криминалисты вручную обрабатывали следы рук, подсчитывая дактилоформулу, которая позволяла найти нужные отпечатки в картотеке. Теперь эту работу выполняет компьютер.
В последнее время для поиска серийных убийц стало применяться так называемое профилирование – метод составления психологического портрета (профиля) преступника на основании картины места происшествия. Я сама когда-то приложила руку к разработке этого метода, создав типичные версии о личности преступника по делам о нападениях на несовершеннолетних.
Для Маши Швецовой в конце 1990-х экзотикой была бы проверка подозреваемого или свидетеля на полиграфе – детекторе лжи. Сейчас он используется в криминалистике достаточно часто».
«Но не стоит думать, что в первых сезонах „Тайн следствия“ Маша, образно говоря, писала гусиным пером при лампаде. В одной из серий, например, она использует АСИГУР, о котором даже сейчас не все следователи знают: это автоматизированная система идентификации голоса и речи, она в состоянии распознать даже искаженный голос и отличить речь одного человека от ее имитации, даже очень талантливой, другим лицом.
Но хотя научно-технический прогресс идет семимильными шагами, человеческий фактор никто не отменял. Методика и тактика расследования совершенствуются, однако костяк следственной работы остается прежним: сбор улик, допросы свидетелей и обвиняемых, очные ставки, экспертизы. И главное – личность следователя, которую никакой компьютер не заменит».
Комментарии