В поисках гармонии: как совмещать личную жизнь и профессиональную деятельность

ЖенскийЖурнал

42 Просмотры Откликов

Татьяна Семенова
Фото: Личный архив

Статистика беспощадна: в конце 2024 года, согласно исследованию Русской школы управления (РШУ), 56% опрошенных признались, что испытывают симптомы выгорания, нехватку сил, энергии и мотивации. Действительно: в бесконечном потоке дел и задач очень легко в лучшем случае потеряться, а в худшем — утонуть. Поэтому так необходимо уметь искать и находить гармонию между личной жизнью и профессиональной деятельностью. Как это правильно сделать, где найти скрытые ресурсы и почему ни в коем случае не стоит пренебрегать помощью специалистов – рассказывает бизнес-консультант, практикующий психолог и ментор с многолетнем стажем Татьяна Семенова. В преддверии Международного женского дня она сделала замечательный подарок: официально запустила свой сайт и страницы в социальных сетях, где готова делиться ценными советами и поддержкой.

Как возникает выгорание

Выгорание – это результат негативного влияния на человека многих факторов, ключевым из которых является высокая нагрузка (слишком много работы, жесткие сроки, переработки, отсутствие ресурсов для выполнения задач) и, как следствие, недостаток баланса между работой и личной жизнью, отсутствие времени на отдых, хобби, семью и так далее.

При этом важно понимать, что «выгорание» в подавляющем большинстве случаев — это вовсе не банальная усталость, от которой можно избавиться, хорошо выспавшись или съездив отдохнуть на природу. Это серьезная проблема, тяжелый стресс, который, если с ним не работать, вполне способен «перекинуться» с нервной системы на эндокринную, кровеносную, опорно-двигательную и множество других, спровоцировать возникновение психосоматических заболеваний, в том числе и тяжелых. Последствия всего этого могут быть катастрофическими: истощение ресурсов, проблемы с психикой (тревога, апатия, депрессия, или наоборот, раздражительность, гнев, агрессия), с окружающими, в семье и на работе (ссоры, разлады, разводы, увольнения) и тому подобное

Конечно, многое зависит от рода деятельности человека. Но в предпринимательстве выгорание встречается гораздо чаще, чем в работе наемным сотрудником. Можно даже сказать, что предпринимателям в этом плане гораздо сложнее, чем кому бы то ни было. Если в обычной работе есть выходные и отпуска, а при необходимости можно взять больничный или отгул, то предпринимательская деятельность такой роскоши не предусматривает. Предприниматель — человек, постоянно находящийся в потоке: идей, задач, информации, активности, а главное, в зоне предпринимательского риска. А если он к тому же занимает лидерскую позицию, к этому все добавляется необходимость следить за взаимодействиями в коллективе, распознавать и гасить конфликты, понимать мотивы и потребности сотрудников, и многое, многое другое. И останавливаться нельзя: остановка равносильна провалу, является прямой угрозой бизнесу и прибыли.

И возникает разумный вопрос — как вырваться из бесконечного потока дел и задач? Как обрести гармонию?

Совет 1. Не отказывайтесь от помощи

Самое главное — не пренебрегать работой со специалистами. Могу сказать даже больше: я придерживаюсь мнения о том, что любому предпринимателю, даже если он не чувствует никаких симптомов выгорания, а напротив, полон сил и «заряжен» на успех, нужно время от времени посещать психолога. Регулярное взаимодействие со специалистом позволяет проработать и снять внутренние барьеры и блоки, раскрыть дополнительный потенциал, научиться лучше понимать окружающих и принимать более взвешенные и рациональные решения. Ну а уж если человек опустошен и потерян, если его «заедает» работа, а внутренние ресурсы близки к исчерпанию — тут без психолога точно не обойтись.

Совет 2. Найдите глубинную мотивацию

Еще один сверхважный аспект, в котором тоже вряд ли получится разобраться без помощи психолога — мотивация. Чтобы лучше и быстрее восстановиться, важно понять, что движет вами здесь и сейчас. Это не так просто, как может показаться. К примеру, известный американский психолог Стивен Райс указывал, что мотивация может быть не только явной, но и глубинной, скрытой, базирующихся на тех качествах и потребностях, которые вы можете даже до конца не осознавать. Сила, независимость, порядок, принятие, любопытство — все это примеры такой глубинной мотивации. При этом опираться на нее можно не только в работе, но и в отдыхе. К примеру, если ваша глубинная мотивация — тяга к порядку, вы можете черпать силы в коллекционировании или интерьерных перестановках. Если любопытство — в изучении новых навыков или языков и так далее.

Совет 3. Отыщите источники радости

Впрочем, и до обращения к психологу можно провести небольшую «подготовительную работу» и если не снять стресс полностью, то по крайней мере хотя бы немного его уменьшить. Первое и главное здесь — постараться не потерять свою идентичность вне работы. Или, если это уже происходит, выстроить ее заново. Каждый человек, даже если он возглавляет коллектив и трудится на высокой должности — прежде всего личность, а не биоробот, запрограммированный только и исключительно на успех. Подумайте и решите — что приносит вам радость? Чем вам нравится заниматься? Возможно, это игра на гитаре? Коллекционирование? Рисование? Велосипедные прогулки? Выбор ограничен только вашей фантазией и вашими предпочтениями.

Совет 4. Установите границы

Выбрав занятие по душе, старайтесь уделять ему хотя бы немного времени. Невозможно постоянно находиться «в потоке» — нужно хотя бы изредка выбираться из него «на берег». Заведите себе четкое время, которое вы будете посвящать лишь себе. Конечно, не всегда будет удаваться соблюдать расписание — экстренные ситуации и задачи в предпринимательстве, к сожалению, не редкость. Но если в спокойные периоды будете придерживаться границ рабочего и личного времени, у вас появится больше ресурсов для того, чтобы работать в режиме форс-мажора, когда он случится.

Совет 5. Посмотрите вокруг

Наконец, работа с выгоранием должна быть направлена не только «внутрь» себя, но и «извне». Стресс не возникает сам по себе — зачастую, он базируется на каких-то внешних раздражителях, которые, как и мотивация, могут быть как явными (постоянные переработки, недосыпы, усталость), так и скрытыми (недовольство своими успехами, трудные отношения в коллективе и так далее). И если линейный сотрудник может относительно легко и быстро сменить стрессовую среду, просто уволившись со старой работы и устроившись на новую, то предпринимателю нужно эту среду адаптировать и улучшать. Или, если сделать это объективно невозможно — ведь даже руководители не могут «конструировать» реальность «от» и «до» — адаптировать и улучшать себя, работать над своим восприятием и психологической устойчивостью. Но это занятие уже куда более трудное и тонкое. И в нем также не обойтись без помощи специалиста.

Чтобы все это сделать, нужно хотя бы на мгновение замедлить бег по жизни. И если вы никак не можете найти для этого повод, то вот он, прямо на календаре, – 8 марта! Прекрасный праздник, когда женщины могут наконец-то уделить немного времени себе, расслабиться и принимать поздравления и комплименты. А мужчины – переключиться с бесконечной работы на милые приятные хлопоты: выбор подарков и подготовку сюрпризов. Постарайтесь обрести тонкую гармонию хотя бы на один день, улыбнитесь наступающей весне – и дальше справляться с проблемами станет намного проще. Если, конечно, не пренебрегать полезными советами!

Чек-лист от специалиста

В заключение — небольшой чек-лист о том, как справиться с выгоранием:

— Постарайтесь понять, спровоцировано оно внутренними или внешними факторами. Что является его первопричиной? Какие аспекты вашей профессиональной деятельности или личной жизни тяжелее всего вами воспринимаются и приносят больше всего недовольства?

— Определите, что помогает вам восстановить силы — какой тип времяпрепровождения, какие занятия и увлечения.

— Выберите «период тишины», который вы будете посвящать только себе и своим делам. Рассматривайте его не как упущенное время, а как инвестицию — в себя, свою психологическую устойчивость и будущий успех.

— Обратитесь к грамотному специалисту, который поможет вам лучше разобраться в причинах стресса и выстроить оптимальную стратегию по его преодолению.

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии