
Минцифры России представило второй пакет инициатив, направленных на борьбу с кибермошенничеством. Соответствующие проекты документов уже размещены на портале нормативных актов для общественного обсуждения.
В министерстве пояснили, что новые предложения призваны усилить защиту граждан в цифровом пространстве. В частности, планируется законодательно закрепить различные способы восстановления доступа к учётной записи на портале «Госуслуги» в случае её блокировки злоумышленниками. Для этого можно будет использовать биометрическую идентификацию, приложение или сайт банка, национальный мессенджер, а также обратиться в МФЦ. Кроме того, на «Госуслугах» появится единая платформа, где можно будет отслеживать все ранее данные согласия на обработку персональных данных — как онлайн, так и офлайн.
Также предлагается наладить автоматизированный обмен информацией между банками и операторами связи через государственную систему «Антифрод». Это позволит скоординировать их действия для более эффективного противодействия мошенникам. Отдельно разрабатывается механизм компенсации ущерба: если с мобильного счёта абонента были похищены деньги из-за бездействия оператора связи, то именно оператор будет обязан возместить потери
Среди других мер — возможность для абонентов полностью запретить входящие вызовы с иностранных номеров. Все международные звонки, которые не попадут под блокировку, будут помечаться специальным предупреждающим индикатором. Это, по мнению Минцифры, поможет оградить пользователей от мошеннических звонков из-за границы.
Кроме того, для фишинговых сайтов и ресурсов, распространяющих вредоносное программное обеспечение или предлагающих несертифицированные средства связи, будет введён внесудебный порядок блокировки.
В министерстве отметили, что все предложенные меры направлены на создание многоуровневой системы защиты, которая учитывает баланс между безопасностью и правами пользователей.
Комментарии