Между двумя влиятельными личностями в космонавтике заочно
состоялся короткий, но при этом очень многозначительный разговор.
Недавно на лекции в Государственном музее истории космонавтики
имени К.Э. Циолковского в Калуге глава "Роскосмоса" Юрий Борисов
Главу SpaceX заинтересовало высказывание Юрия Борисова. Маск
Технические характеристики ракеты с многоразовой первой ступенью "Амур-СПГ" © "Роскосмос"
Итак, "Амур-СПГ" — двухступенчатая ракета для полётов на околоземную орбиту, которая должна поднимать в космос 12,5 тонны полезного груза, если её первую ступень не возвращать
СПГ — это "сжиженный природный газ", то есть преимущественно метан. Это топливо ценят за экологичность. У Falcon 9 и "Союзов" двигатели работают на керосине и кислороде. На первой ступени "Амура-СПГ" — пять двигателей на метане и кислороде РД-0169А от воронежского Конструкторского бюро химавтоматики. Интересно, что предусмотрена система "горячего резервирования": если вдруг один двигатель откажет, остальные немедленно наращивают мощность и компенсируют потерю.
Но самое интересное, как должна будет приземляться после запуска первая ступень: в целом точно так же, как и у Flacon 9, а именно — вертикально — "на ноги". На профессиональном языке это называется ракетодинамическим способом. Правда, в схемах возвращения этих двух ступеней есть некоторые отличия.
Что происходит при посадке первой ступени Falcon 9: через две с половиной минуты после пуска на высоте около 70 километров вторая ступень отстыковывается, а первая немедленно включает свою систему ориентации, чтобы уйти от сопел второй ступени. А дальше — в зависимости от того, где предстоит садиться: на суше или на плавучей платформе.
Схема возвращения первой ступени Falcon 9 на плавучую платформу. Фото © SpaceX
Если на плавучей, то ступень по инерции ещё какое-то время продолжает подниматься, а потом достигает пика и начинает снижаться носом вниз, то есть двигателями кверху. Вот в этот самый момент её надо развернуть "вверх ногами", и это делается с помощью специальных небольших азотных двигателей. А дальше для торможения три раза включаются двигатели: сначала для задания нужного направления, потом при входе в атмосферу и, наконец, у самой земли (точнее, платформы), где раскрываются посадочные штанги и ракетная ступень садится, а лучше сказать, встаёт.
Фрагмент видео © SpaceX
Если же надо вернуться на посадочную площадку на космодроме, то есть туда же, откуда стартовали, то после расстыковки в космосе первая ступень тоже переворачивается, а потом запускает двигатели и летит в обратную сторону. Дальше всё так же.
Так вот, за посадку у ступени "Амура-СПГ" отвечает лишь один — центральный — двигатель. У "Фалькона" включаются сразу три. Этот единственный двигатель для приземления надо запустить два раза (у Маска даётся три импульса). То есть в общей сложности за весь полёт центральный двигатель "Амура" включается три раза: на старте, при входе в атмосферу и у земли. Естественно, у ступени, как и у Falcon 9, есть решётчатые рули для стабилизации ("вафельницы") и посадочные опоры.
Инфографика © ТАСС / Антон Мизинов, Анастасия Зотова, Сабина Вахитова
Стартовый комплекс для "Амура-СПГ" планируется строить на
космодроме Восточный и там же, соответственно, должна быть
платформа для приземления ступени. Недавно в Центре эксплуатации
объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ)
Что касается платформы для посадки первой ступени, то в 2021
году в "Роскосмосе"
Можно ли сделать многоразовой не только первую ступень ракеты,
но и всю ракету целиком? В теории да, но на практике,
Меж тем в центре Хруничева прорабатывают интересную идею: сажать вертикально ракету "Ангара-А5", а именно всю её нижнюю секцию, целиком — центральный универсальный ракетный модуль УРМ-1 и четыре боковых ускорителя. Вместе, без отделения. То есть вообще по стандартной схеме боковым блокам положено первыми отделяться, и они представляют собой первую ступень. А дальше отделяется центральный, который служит второй ступенью. Так вот, по схеме возвращения предлагается не отделять их друг от друга до самого момента отстыковки третьей ступени, а там они выдают тормозной импульс, разворачиваются, снижаются все вместе двигателями вниз и перед самой посадкой снова включаются и выдвигают штанги.
Динамика посадки на опоры — самое сложное в ракетодинамическом приземлении, но если это удастся воплотить, то мы получаем одновременную посадку сразу двух ступеней ракеты-носителя. Это же уже почти "святой Грааль ракетостроения", о котором твердит Илон Маск!
Стоит упомянуть и ещё об одном способе возвращения ракет на землю — посадке "на крыло". На рубеже двух тысячелетий, задолго до появления на небосклоне Илона Маска, российские ракетостроители из НПО "Молния" сделали приблизительно следующее: взяли универсальный ракетный модуль УРМ-1, установили в его носовом отсеке двигатель истребителя МиГ-29, прикрепили крыло размахом 17 метров, хвостовое оперение, шасси и прочее нужное оборудование и получили то, что произвело фурор на Авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году.

Ракета "Байкал" на выставке в Ле Бурже (Франция) в 2001 году. Фото © ТАСС / Александр Кондрашев
Схема полёта такая: в момент пуска крыло сложено вдоль корпуса ракеты, а после того как ракета сделала своё дело, то есть вывела в космос вторую ступень и от неё отделилась, крыло начинает разворачиваться, ракета "на автопилоте" снижается и направляется в сторону аэродрома, где и садится на своём авиационном двигателе.
Впоследствии из ракеты "Байкал" вышел проект крылатой ракетной ступени "Крыло-СВ". А теперь ту же самую схему хотят реализовать для лёгкой "Ангары", потому что у неё всего один УРМ-1 в качестве первой ступени, то есть его можно сделать похожим на самолёт и таким образом благополучно возвращать на землю и запускать многократно.
Как подчёркивали в ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, посадка ракеты "по-самолётному" технически сложнее вертикальной, но, с другой стороны, для неё не нужны ни посадочный комплекс, ни средства транспортирования — она сама прилетает на аэродром.
И в заключение: после появления возвращаемых "Фальконов" начались споры о том, насколько целесообразно вообще многоразовое использование ракет: не слишком ли дорого будет обходиться подготовка к новому пуску, не слишком ли снижается грузоподъёмность и так далее. Факт существования проекта "Амур-СПГ" означает, что многоразовость всё-таки признана логичным следующим шагом, прогрессом в ракетостроении.

Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии