Москва начала превращаться в современный мегаполис при князе Владимире Андреевиче Долгорукове, который управлял ею дольше всех — с 30 августа 1865 года по 26 февраля 1891 года, то есть 25 лет, и трансформировал её в комфортный и уютный город.
Князь Владимир Андреевич Долгоруков. Иллюстрация © Public Domain
Годы его правления пришлись на не очень спокойный период, но ему удалось обеспечить нормальную жизнь города после отмены крепостного права и начавшегося миграционного бума. Тогда в Москву хлынули тысячи освободившихся крестьян. Очень быстро были построены новые больницы, роддома, амбулатории и даже бактериологическая станция по контролю за качеством продуктов.
Начал развиваться городской транспорт. Маршрут первой конки, открытый в 1872 году, шёл от Страстной площади до Петровского парка. Большой популярностью пользовались велосипеды
Вид на конку и Большой Каменный мост от храма Христа Спасителя. Фото © Репродукция Фотохроники ТАСС с дореволюционной открытки
В 1898-м была решена проблема с канализационной системой: в строй ввели первую очередь московской канализации, а это 262 километра сети, насосная станция и Люблинские поля аэрации. Известно, что первые сведения о водосточной трубе в столице относятся к 1367 году, а шла она из Кремля прямо в Москву-реку.
Круг забот градоначальников не менялся из века в век. Надо было отстраивать после очередного пожара сгоревшие кварталы, по возможности исправляя градостроительные ошибки и вводя новые регламенты при строительстве домов. А ещё мостить дороги, разбирать на камень и кирпичи ветхие постройки, бороться с загрязнением московских рек, в которые сливали всё — и промышленные отходы, и бытовые. Отдельную заботу составляла работа с планировкой города. Известно, что этим занимался уже князь Михаил Ромодановский.
Например, Фёдор Балк, который занимал пост московского губернатора с 17 июня 1734-го по 10 ноября 1738-го, в выгоревших после пожара 1736 года кварталах расширял улицы и переулки. Это было связано с техникой безопасности: лепившиеся друг к другу дома очень быстро сгорали. Кроме того, велено было деревянные дома строить в один этаж с мезонином, а каменные — в два, при этом второй этаж разрешалось строить из дерева.
Москва. Тушение пожара. 1895 год. Фото © Репродукция Фотохроники ТАСС
В 1752 году вышел указ "О строении в Москве на пожарных местах впредь домов по плану". В нём регламентировались длина и ширина улиц, эти правила действовали до 1917 года. Тогда же вице-губернатор Семён Ушаков, служивший с 14 января 1751-го по 10 декабря 1755-го, запретил повышать цены на стройматериалы, которые после каждого пожара предсказуемо взлетали. После этого владельцы кирпичных заводов стали их просто-напросто закрывать.
Его сменщик Сергей Голицын принял на себя "кирпичный кризис" и велел разбирать на камни ветхие строения. После этого борьба с пожарами вышла на новый уровень: в центре города стали избавляться от деревянных домов и соломенных крыш. Одновременно начался вывод огнеопасных производств (гончарных и кузнечных) за городскую черту. А также появились пожарные конторы и так называемые заливные трубы, они же пожарные насосы.
Первый отечественный образец был изготовлен в 1752 году московским механиком Михаилом Степановым. За короткое время произошло импортозамещение немецких и голландских агрегатов российскими. И вообще, в эти годы Москва, как сейчас принято говорить, похорошела. Город очищали от грязи и мусора, запретили застройку площадей, колодцы с больших улиц велели перенести во дворы. Это было связано и с переездом царицы Елизаветы Петровны в Москву.
Чуть позже началось укрепление набережной напротив Кремля "деревянным обрубом", а затем и "диким камнем". Губернатор Александр Прозоровский, прослуживший до 1 апреля 1795 года, подошёл к благоустройству города с административным размахом — создал Комиссию о снятии плана города Москвы, к которой привлёк зодчего Матвея Казакова. Это была попытка технически обоснованного подхода к городской планировке: "рассмотреть потребно переулки, которые с такими непристойными поворотами, что стыдно видеть сию связь улиц древней столицы…".
Репродукция литографии французского художника Огюста (Августа) Кадоля "Вид Кремля от Каменного моста" (1825 г.). Фото © ТАСС
Колоссальной проблемой в Москве оставалась питьевая вода. Столичные реки и колодцы были очень грязными. Во второй половине XVIII века в Москве осталось только три колодца с водой, которую можно было пить без опасений, так как эпидемия чумы в 1771 году выкосила четверть городского населения. И москвичи обратились в Екатерине II с просьбой провести в город "хорошую воду". В итоге в 1804 году был закончен Мытищинский водопровод. В Москву пришла чистая вода.
Несохранившиеся Крестовские водонапорные башни Мытищинского водопровода у Крестовской заставы. Москва, 1913 год. Фото © Public Domain
А вот с промышленным загрязнением Москвы-реки и её притоков стали бороться позже. Губернатор Алексей Щербатов (с 14 апреля 1844-го по 6 мая 1848-го) создал комиссию, которая должна была исследовать вред от предприятий на берегу. Он же предложил брать деньги с обывателей за прокладку дорог около их владений.
Улица Сретенка и Сухарева башня, в которой в 1829 году из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший семь тысяч вёдер воды, 1890 год. Фото © Репродукция Фотохроники ТАСС
Работы по благоустройству Москвы, кажется, велись всегда. Однако официально строка "Благоустройство" в городском бюджете появилась в 1897 году, когда власти объединили две статьи расходов — "Мостовые" и "Очистка города" — в одну. Тогда же кратно выросли штрафы за невывоз мусора и город стал миллионником, чтобы бесстрашно вступить в тревожный XX век. Сейчас развитию и благоустройству города посвящена программа мэрии Москвы "Мой район", задачей которой является создание условий для комфортной жизни во всех районах столицы.
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии