6 советских традиций воспитания, которые сегодня признали бы жестоким обращением с детьми

Общество

46 Просмотры Откликов

Поколение, выросшее в СССР, часто вспоминает детство как время строгости, дисциплины и «правильного» воспитания. Но если взглянуть на те методы через призму современной психологии и знаний о детской психике, картина получается довольно мрачная. То, что тогда считалось нормой и даже признаком хорошего воспитания, сегодня классифицируется как психологическое или физическое насилие. Мы не стремимся очернить советское прошлое или обидеть людей, которые выросли в те времена. Просто хотим показать, как изменились представления о том, что полезно для ребёнка, а что может нанести ему серьёзный вред. И почему современные родители так категорично отказываются от методов, которыми воспитывали их самих.

Физические наказания как норма воспитания

Физические наказания в СССР как норма воспитания и их последствия. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Melnikov Dmitriy

Физические наказания в СССР как норма воспитания и их последствия

Фото © Shutterstock / FOTODOM / Melnikov Dmitriy

В советские времена ремень, подзатыльники и шлепки считались неотъемлемой частью педагогического процесса. Родители били детей не от злости, а «для их же блага» — чтобы научить правильно себя вести и уважать старших. Фраза «меня били — и ничего, человеком вырос» стала мемом, но за ней скрывается серьёзная эмоциональная травма. Современные психологи знают: физические наказания не учат ребенка правильному поведению, а только показывают, что сила решает всё. Дети, которых били в детстве, часто становятся либо агрессивными взрослыми, либо неуверенными в себе людьми с низкой самооценкой. Они учатся не анализировать свои поступки, а просто бояться наказания. Сегодня физические наказания запрещены во многих странах и признаны формой домашнего насилия.

Публичные унижения за плохие оценки

Красный уголок с фотографиями отличников и «доска позора» с двоечниками, публичное зачитывание оценок перед всем классом, вызов родителей в школу при всех — советская школа не знала понятия «приватность», когда речь шла об успеваемости. Педагоги того времени искренне верили: если ребёнку будет стыдно перед одноклассниками за плохие оценки, он обязательно начнёт лучше учиться. Детей заставляли вставать у доски и объяснять классу, почему они получили двойку. Имена неуспевающих учеников озвучивали на школьных линейках. Дома родители могли рассказать о плохих оценках соседям или родственникам, добавляя: «Вот посмотри, какой у нас бездарь растёт». То, что взрослые считали «встряской» и стимулом к улучшению, на самом деле формировало у детей комплекс неполноценности. Публичные унижения не мотивировали учиться лучше, а заставляли ребёнка чувствовать себя неудачником.

Эмоциональный шантаж и угрозы

Эмоциональный шантаж в воспитании советских детей и его влияние. Фото © РИА Новости / Марина Юрченко

Эмоциональный шантаж в воспитании советских детей и его влияние. Фото © РИА Новости / Марина Юрченко

«Будешь плохо себя вести — отдам тебя в детский дом», «Если не перестанешь плакать, я уйду и оставлю тебя одного», «От таких детей, как ты, родители отказываются» — подобные фразы в советских семьях звучали постоянно и считались эффективным воспитательным приёмом. Взрослые использовали самый большой детский страх — остаться без мамы и папы — чтобы добиться послушания. Угрозы выгнать из дома, отдать чужим людям или просто уйти и не вернуться срабатывали моментально. Ребёнок переставал капризничать, начинал слушаться, но какой ценой? Дети, которым постоянно угрожали потерей родительской любви, вырастали с ощущением, что мир небезопасен, а любовь нужно постоянно заслуживать хорошим поведением. Они не могли расслабиться и просто быть детьми, потому что любая ошибка грозила катастрофой. Такие угрозы формировали тревожность, которая часто сохранялась на всю жизнь.

Подавление эмоций и принуждение к «взрослости»

«Прекрати реветь как маленький», «Большие мальчики не плачут», «Что ты расклеилась как размазня» — в СССР детей с раннего возраста учили скрывать свои чувства и эмоции, особенно если эти эмоции считались «неподходящими». Советское воспитание стремилось вырастить «стойких» людей, которые не будут показывать свои переживания. Плач, страх, обида, злость — всё это считалось капризами, от которых нужно избавляться как можно скорее. Детей заставляли «взять себя в руки» и вести себя как взрослые, даже если им было всего пять-шесть лет. Подавление чувств в детстве приводило к тому, что взрослые люди переставали понимать свои эмоции и эмоции других. Они не могли выразить любовь, справиться с гневом или попросить о помощи. Многие до сих пор говорят: «Не знаю, что я чувствую», потому что в детстве их научили не чувствовать вообще.

Игнорирование детских потребностей

Игнорирование потребностей ребёнка в советском воспитании как форма насилия. Фото © РИА Новости / Александр Макаров

Игнорирование потребностей ребёнка в советском воспитании как форма насилия. Фото © РИА Новости / Александр Макаров

«Дети должны есть то, что дают», «Спать нужно строго по режиму», «Не хочешь — заставим» — в советском воспитании желания и потребности ребёнка считались капризами, которые нужно подавлять ради дисциплины. Если ребёнок не хотел есть суп, его заставляли сидеть за столом часами, пока тот не доест. Не мог заснуть в тихий час — лежал в кровати и мучился. Хотел в туалет не по расписанию — терпел до положенного времени. Индивидуальные особенности и потребности детей полностью игнорировались ради поддержания порядка. Дети, которых постоянно заставляли делать то, чего они не хотят, и запрещали то, что хочется, теряли связь со своими потребностями. Они переставали понимать, голодны ли они, устали, хотят ли в туалет. Это приводило к проблемам с пищевым поведением, нарушениям сна и другим психосоматическим расстройствам. Современные педагоги и психологи знают: ребёнок лучше взрослых чувствует своё тело и его потребности.

Использование детей как бесплатной рабочей силы

Восьмилетние дети, которые готовят ужин для всей семьи, десятилетки, полностью ухаживающие за младшими братьями и сёстрами, подростки, работающие наравне со взрослыми на даче или в колхозе, — в СССР это считалось правильным воспитанием трудолюбия. Советские родители искренне верили: чем раньше ребёнок научится работать, тем лучше. Детей нагружали домашними обязанностями, которые были им не по силам ни физически, ни эмоционально. Семилетний ребёнок мог отвечать за готовку, уборку и уход за младшими детьми, потому что «так он станет самостоятельным». Дети, на которых взваливали взрослые обязанности, лишались возможности играть, развиваться, просто быть детьми. Они рано взрослели, но это была не зрелость, а психологическая защита. Многие до сих пор не умеют отдыхать, играть, получать удовольствие от жизни, потому что в детстве их научили только работать.

Главная правда: эти методы не работали никогда

Психологические травмы от советских методов воспитания в современном обществе. Фото © РИА Новости / Сергей Соловьёв

Психологические травмы от советских методов воспитания в современном обществе. Фото © РИА Новости / Сергей Соловьёв

Давайте говорить честно — дело не в том, что советские методы воспитания «больше не работают». Они не работали никогда. Просто раньше никто не изучал последствия и не задавался вопросом, какой ценой достигается послушание. Мы жили в обществе, где главное — чтобы ребёнок не выделялся, не задавал лишних вопросов и беспрекословно слушался взрослых. И да, эти методы действительно создавали таких детей. Но какими людьми они потом становились? Если мерить «успех» воспитания количеством депрессий, тревожных расстройств, проблем в отношениях и неспособностью принимать решения во взрослом возрасте, то советские методы работали на все сто процентов. Целые поколения выросли с ощущением, что они недостаточно хороши, что их мнение не важно, что любовь нужно заслуживать безупречным поведением. Разве это можно назвать эффективным воспитанием?

Современная психология просто дала нам возможность увидеть настоящую цену тех методов. Оказалось, что послушный ребёнок и психически здоровый человек — это совсем не одно и то же. Мы наконец поняли: воспитание должно развивать личность, а не ломать её. И главное — у нас появились инструменты, которые действительно работают без побочных эффектов в виде травм на всю жизнь. Мы не осуждаем наших родителей и бабушек — они делали всё, что умели, в тех условиях, в которых жили. Но у нас есть возможность учиться на их ошибках и растить детей с большей любовью, пониманием и уважением к их личности. А ранее Life.ru рассказывал про 11 актёров, которые пугали нас в детстве, но в жизни были совсем другими. Слабо узнать их без грима?

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии