В Киево-Печерской лавре хранится много мощей русских людей:
святых и героев. Но о могиле одного из них знают все от мала до
велика — это герой былин Илья Муромец. В лавре его зовут монахом
Ильёй Печерским, а на Западе именуют Ильёй Русским. Именно этот
человек, по преданиям, был богатырём, защитником Древней Руси.
Кто он, Илья Муромец
О могучем богатыре Илье
Муромце, пролежавшем на печи тридцать лет да три года, все знают со
школы. Илья Муромец был богатырём с чувством собственного
достоинства, верным слову и долгу. До 33 лет лежал на печи в
родительском доме в маленьком селе Карачарове у города Мурома. Его
исцелили три старца-странника — «калики перехожие» и дали ему
огромную силу
Богатырь сражался с половцами, защищал города от разбойников и
вызволял девиц из полона. Была у Муромца и жена ему под стать:
богатырша поляница Савишна.
Начиная с XIX века среди учёных развернулись горячие споры о
том, существовал Илья Муромец на самом деле или это сказочный
персонаж. В XIX веке лингвисты и этнографы склонялись к тому, что
богатырь был мифическим, к середине XX века стала преобладать
теория, что в былинах шла речь о конкретном человеке. И только к
концу существования СССР учёные догадались связать былинный образ
богатыря с мощами русского святого преподобного Илии (Ильи)
Печерского, которые лежали в Киево-Печерской лавре и пользовались
всенародным почитанием. Простые люди знали, что это и есть
легендарный заступник Руси — Илья Муромец.
Открытие произошло случайно. Особого пиетета к святыням в СССР
не испытывали, и с 1989-го по 1992 год межведомственная комиссия
Министерства здравоохранения Украинской ССР провела всестороннее
исследование целой череды мощей русских святых в Киево-Печерской
лавре. Среди них оказались и останки Ильи Печерского.
Комплексные исследования длились три года. В них принимали
участие сотрудники Киевского мединститута: судмедэксперты,
патологоанатомы, рентгенологи, биохимики и даже гигиенисты.
Датирование останков проводили специалисты Института геологии
Академии наук. Какие же аргументы оказались в пользу того, что в
лавре лежали останки Ильи Муромца?
Рентгенологические исследования показали, что рост преподобного
Ильи составлял один метр 77 сантиметров — то есть он был на голову
выше окружающих. Средний рост русских мужчин вплоть до XIX века
составлял один метр 63 сантиметра. Рост других святых в лавре был
160–165 см.
У преподобного Ильи было редкое заболевание позвоночника —
спондилоартроз, которое приводило к сильнейшим болям и ограничению
подвижности. На спондилоартроз указывали изменения в позвоночнике.
Вероятно, болезнь случалась приступами и богатырь то и дело был
вынужден отдыхать на печи. Потом ему становилось лучше — и он снова
мог участвовать в сражениях. Это могло породить легенду о чудесном
исцелении Ильи Муромца каликами.
Строение костей монаха Ильи Печерского рассказало учёным о том,
что у него были развиты мышцы. Это ещё один аргумент в пользу того,
что в лавре покоятся останки богатыря Ильи Муромца.
У Ильи было ещё одно редкое отклонение — акромегалия. То есть
отдельные части тела были непропорционально большими. Например, у
него были очень широкие плечи и крупная голова. Более того, кости
черепа были толще, чем у обычного человека. Пробить их было сложно.
Там, где другой человек падал с размозжённой головой, Илья
Печерский продолжал биться. Ещё одной особенностью богатыря были
крупные ключицы и крепкие запястья.
При жизни Илья Печерский имел множество боевых ранений: у него
были порублены рёбра; имелась рубленая рана ключицы и ранение
плоским колюще-режущим предметом в ладонь.
И наконец, монах скончался в возрасте 45–50 лет от проникающего
ранения в грудную клетку. Проще говоря, кто-то ударил его копьём в
сердце. Историки предполагают, что это случилось в 1204 году, когда
Киев был осаждён войсками половцев и князя Рюрика Ростиславовича.
Следовательно, родился Илья Муромец между 1150-м и 1165 годом.
Датировка мощей святого осуществлялась с
помощью аминокислотного анализа. У живых людей аминокислоты
находятся в L-форме, а после смерти принимают D-форму. Чем больше
D-форм, тем древнее останки. Анализ показал, что Илья Печерский жил
в XI–XII вв. Как видите, совпадений слишком много, чтобы они были
простой случайностью.
Сейчас бы эти исследования стали сенсацией, но в конце 1980-х –
начале 1990-х годов никто им даже не придал значения. Между тем
состоялось ещё одно уникальное событие: антрополог и судмедэксперт
Сергей Никитин сумел реконструировать облик богатыря. Сделано это
было с помощью рентгеновских снимков. Сначала учёный
реконструировал череп Ильи Муромца, а затем и его лицо. Именно он
обратил внимание на толщину костей черепа — особенно антрополога
удивили лобные кости, теменные и затылочные.
«Очень толстые были кости лобные, теменные, затылочные,
они заметно превышали норму. А что это значит? Одному человеку
молотком ударят, и у него вдавленный перелом, травма
черепно-мозговая. А с таким черепом кувалдой ударить — ничего не
будет с ним», — так позже он комментировал
результаты исследования.
Как видите, на реконструкции по методу Герасимова перед нами
предстаёт мужчина славянской наружности, с приятными чертами лица.
Настоящий Илья Муромец. Ещё одна деталь, на которую обращали
внимание и более ранние исследователи. Это тот факт, что правая
рука Ильи Печерского сложена в двуперстие. Он, как и положено было
в Древней Руси, крестился двумя пальцами, а не тремя.
Как оказался Илья Муромец в Киево-Печерской лавре
Однако пессимисты считали,
что физические данные святого ещё не говорят о том, что он
богатырь. Ведь предполагаемый Илья Муромец был монахом. А монахи
оружие в руки, как правило, не брали.
Отгадка таится, как это ни странно, в европейских литературных
источниках. Уже в XIII веке на территории Германии был сложен эпос,
одним из персонажей которого стал воин Илья Русский. По сюжету
богатырь был тяжело ранен в бою и дал Богу обет, что если выживет,
то уйдёт в монастырь и примет постриг. Так Илья Муромец и сделал
после выздоровления. А потом на монастырь напали враги и убили
настоятеля. Увидев это, Илья Муромец снова взял в руки меч и погиб,
защищая братию монастыря. Случилось это как раз в самом начале XII
века.
Илья Муромец был не единственным монахом, кто брал в руки
оружие. Спустя почти два века, в 1380 году, оружие взяли в руки два
монаха — Пересвет и Ослябя. Сделали они это по благословению
святого Сергия Радонежского. Они участвовали в Куликовской битве и
погибли. А в 1854 году оружие в руки взяли монахи Соловецкого
монастыря. Его стены стали военной крепостью, когда в наши воды с
агрессивными намерениями пожаловали два английских военных корабля:
«Миранда» и «Бриск». С помощью артиллерии монахи не только
предотвратили высадку англичан на Русской земле, но и обратили их в
бегство.
Комментарии