Великая Отечественная война началась внезапно, с вероломного нападения Третьего рейха на западные границы в СССР. Она сразу стала народной — как только до советских граждан дошли сведения о зверствах нацистов на оккупированной территории, дороги назад уже не было — «позади Москва». В советском кинематографе подвиг народа показан особенно пристально. И даже на фронте, в самых жестоких боях, участвовали советские женщины. В материале покажем подборку самых сильных женских образов советского кино о войне.
Вера — «Летят журавли» (1957)
В образе Веры из фильма «Летят журавли» отразились страдания
женщин, которые так и не дождались с фронта своих любимых. Фото ©
Кадр из фильма «
В 1943 году фронтовик Виктор Розов написал пьесу «Вечно живые»
Маша — «В бой идут одни «старики» (1974)
«В бой идут одни «старики» — новое прочтение жанра «фронтовых
будней» и, конечно, всем запомнилась оттуда красавица Маша. Фото ©
Кадр из фильма «
Леонид Быков снялся в своём собственном фильме «В бой идут одни «старики», который быстро стал классикой фильмов о войне. Здесь отлично обыгран традиционный для советского военного кино жанр «фронтовых будней», и на этот раз мы наблюдаем за лётчиками-истребителями. Фразы из этого фильма расходились на цитаты, а песню «Смуглянка» знает каждый. Лейтенант Маша Попова в исполнении Евгении Симоновой — одна из самых ярких и выразительных героинь советского кино о войне. Реальный исторический прототип существовал у её напарницы, капитана Зои, — это Надежда Попова из 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. А знаменитая кукла в военной форме, которую в фильме держит на руках одна из девушек-лётчиц, была у Галины Докутович, штурмана этого же полка.
Екатерина — «Небесный тихоход» (1945)
Екатерина из фильма «Небесный тихоход» — первый образ
девушки-лётчицы, такой же элегантной на земле, как и смертоносной
для нацистов в небе. Фото © Кадр из фильма «
«Небесный тихоход» — один из первых фильмов о войне. Режиссёр Семён Тимошенко снял его в 1945 году в жанре романтической комедии. На тот момент это было необходимо, ведь советскому народу нужно было прожить большую травму, нанесённую ему войной. По сюжету три друга-лётчика — Василий Булочкин, Семён Туча и Сергей Кайсаров — клянутся друг другу не влюбляться даже в самых красивых девушек до конца войны. Ситуация осложняется тем, что Булочкина после ранения перевели со скоростных истребителей на более тихоходные самолёты в ночную эскадрилью, а там, кроме него, служат одни девушки. В итоге даже самый убеждённый холостяк из тройки, Семён Туча, становится женихом такой же убеждённой холостячки Екатерины. Все танцуют, все счастливы, никто не умирает (чего не скажешь о «Стариках»). Песня «Потому что мы пилоты» надолго запомнилась советским зрителям, равно как и сильные женские образы.
Прасковья — «Она защищает родину» (1943)
«Она защищает родину» — это фильм, снятый в самый разгар Великой
Отечественной. Естественно, в нём особенно пронзительно отразилась
тяжёлая судьба советской женщины. Фото © Кадр из фильма «Она
«Она защищает родину» — фильм, который был снят в один из самых тяжёлых периодов Великой Отечественной. Режиссёр Фридрих Эрмлер, будучи в Казахстане, показал людям историю, действительно поднимающую дух. Прасковья Лукьянова — это собирательный образ женщин, которые остались на оккупированной территории. В первые месяцы войны погибла вся её семья. Поэтому Прасковья отправляется в лес и становится командиром группы партизан. Эрмлер знал: измученному войной народу нужно показать историю, у которой будет счастливый конец. Так что даже когда Лукьянову ловят нацисты и приговаривают к смерти, боевые товарищи освобождают её из плена в самый последний миг. Роль Прасковьи исполняет Вера Марецкая, она стала успешной актрисой ещё во времена немого кино.
Ульяна — «Молодая гвардия» (1948)
Ульяна из фильма «Молодая гвардия» — яркий образ советской
антифашистской молодёжи. Фото © Кадр из фильма «
«Молодая гвардия» стала тем фильмом, который привёл Нонну Мордюкову к всесоюзной славе. Александр Фадеев написал одноимённый роман в 1946 году, он был основан на реальных событиях: деятельности советской подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» в оккупированном немцами городе Краснодоне. Герои романа — реальные люди, которые на момент описанных событий были школьниками или же недавними выпускниками. Ульяна Громова — реальный человек, ей не удалось эвакуироваться, потому что нужно было заботиться о тяжело больной матери. В своём посёлке Громова организовала локальную подпольную группу, которая позже вошла в состав «Молодой гвардии». В ночь на 7 ноября 1942 года Ульяна вместе с Анатолием Поповым вывесила красный флаг на трубе шахты № 1-бис в Краснодоне. С этой акции начался настоящий «террор» немецких оккупантов: уже 9 ноября они уничтожили штаб немецкой армии, а потом отрядом в 341 человек неделю удерживали Краснодон. В 1943 году Ульяна вместе с другими подпольщиками была казнена.
Рита — «А зори здесь тихие» (1972)
Фильм «А зори здесь тихие» показывает подвиг советских
женщин-фронтовичек. Фото © Кадр из фильма «
Станислав Ростоцкий, Борис Васильев / Kinopoisk
В 1969 году фронтовик Борис Васильев написал повесть «А зори здесь тихие...» о судьбе пяти зенитчиц и их командира. Через три года режиссёр Станислав Ростоцкий снял по ней фильм. По сюжету военный со стажем, бывший разведчик и ветеран Финской войны Федот Васков руководит взводом противовоздушной обороны. Ему присылают «непьющий контингент», которым оказываются пятеро девушек-зенитчиц. Все вместе они вступают в неравный бой с немецким десантом, и девушки погибают. Пронзительный образ Риты Осяниной, командира отделения, не оставил равнодушным ни одного зрителя. Федот усыновляет ребёнка героини-зенитчицы, Игоря, и тридцать лет спустя приезжает вместе с ним на могилу матери.
Лиза — «Жди меня» (1943)
Лиза из фильма «Жди меня» — яркий образ верной супруги, чья
преданность в итоге оказывается вознаграждённой. Фото © Кадр из
фильма «
Борис Иванов, Александр Столпер, сценарист Константин Симонов
/ Kinopoisk
«Жди меня, и я вернусь. Только очень жди», — строки из стихотворения Константина Симонова, по которому в самый разгар войны был снят этот фильм. Да, всего одно стихотворение — и готов целый киносценарий, который написал сам фронтовой поэт. Режиссёрами выступили Александр Столпер и Борис Иванов. Лизу, жену лётчика Ермолова, играет тут Вера Седова, суперзвезда советского военного кино. Эта героиня подавала пример всем советским женщинам: Лиза ждёт возвращения мужа с фронта и хранит ему верность, а её любовь хранит Ермолова от смерти и приводит обратно, домой. Фронтовой товарищ Ермолова был уверен в том, что мужчина погиб, но Лиза отказывалась ему верить.
В этих советских фильмах подвиг женщин во время Великой
Отечественной показан во всей его красе. Как верные жёны, которые
ждали своих мужей-фронтовиков, так и участницы партизанского
движения, лётчицы и зенитчицы, — все они внесли неоценимый вклад в
Победу над нацистской Германией.
Комментарии