Его имя известно всем, кто хоть раз смотрел телевизор в канун нового года. По всем центральным каналам традиционно крутят классику советского кинематографа: «Ирония судьбы», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Карнавальная ночь». Все эти и другие, засмотренные до дыр картины, принадлежат одному мастеру — великому Эльдару Рязанову.
Будущий талантливый режиссер и сценарист Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. А вот раннее детство прошло в Тегеране, где родители работали в советском торговом представительстве. Этот персидский город так нравился маме и папе Эльдара, что даже имя для своего сына они выбрали из местных:
«Имя Эльдар родители привезли мне из Персии, — вспоминал позже сам мастер. — Оно редкое, красивое. Я очень благодарен родителям: сочетание экзотического имени и обыкновенной русской фамилии, пахнущей избой, сразу запоминается, и это помогает в творческом пути».
Увы, родители мальчика разошлись, когда ему было 3
«В Москве отца назначили начальником винного главка. И тут произошла трагедия — он начал пить. Возвращался с работы в невменяемом состоянии, бывало, в одном нижнем белье, начал поколачивать мать. И мать взяла меня, трехлетнего, в охапку и ушла жить к подруге. Отец женился второй раз, а в 38-м году его посадили. В начале 60-х он меня нашел по моим фильмам. Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно не знакомый мне, сломанный жизнью, разбитый человек. Ну, а мать вышла замуж, и меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был потрясающий человек, рядовой инженер, но с огромной внутренней интеллигентностью».
Не можешь путешествовать — пиши книги про путешествия
Эльдар, с детства обожавший читать книги про приключения в дальних странах, решил поступить в мореходное училище в Одессе. К счастью, его документы там затерялись. Тогда абитуриент приступил к плану Б: не могу путешествовать как в книгах — научусь писать такие книги. И поступил во ВГИК.
«Проучусь полгода пока тут, а как придет ответ из мореходки — сразу же туда», — думал он, но судьба решила иначе.
Наставником Рязанова во ВГИКе стал режиссер Григорий Козинцев, автор «Шинели» и «Нового Вавилона». Юный Эльдар, которому в ту пору было всего 16 лет, ему не очень-то понравился.
«После первого курса Козинцев его вообще хотел отчислить, — рассказывает внук Эльдара Александровича. — Ссылаясь на то, что Рязанов слишком молод для режиссера. На что дедушка со свойственной ему иронией ответил: „Год назад я был еще моложе, вы могли заметить это еще тогда“. В институт ведь он поступил в 16 лет, окончив школу экстерном».
Ситуация скоро выправилась и вот уже сам Сергей Эйзенштейн («Броненосец Потемкин»), называет Рязанова самым талантливым студентом. А еще, на своем курсе Эльдар познакомился с будущей женой — Зоей Фоминой. Вскоре они расписались и на свет появилась их единственная дочь Елена.
Сразу после окончания ВГИКа, Эльдар Рязанов устроился на работу в Центральную студию документальных фильмов. В экспедициях он объездил всю страну и подолгу отсутствовал дома. Благодаря такому жизненному обстоятельству у них с женой, помимо любовного, случился и настоящий эпистолярный роман. Сотни писем с нежными признаниями, описаниями съемок, быта и нравов конца 40-х — начала 50-х годов бережно хранят память о том времени и тех прекрасных чувствах, которые испытывали молодожены друг к другу.
«Здравствуй, любимая, родная! Через два дня будет четыре года, как мы с тобой в один прекрасный солнечный день пошли в загс, а мальчишки у входа бросали вверх шапки. Приятно здесь вспомнить эти дни, черт побери! Меня очень радует, что и через четыре года я люблю тебя очень и очень».
«И хорошее настроение не покинет больше вас!»
В 1955-ом году Эльдар Рязанов переходит на «Мосфильм». Его первую картину, снятую под сводами легендарной кинофабрики, замечает звезда советской режиссуры — Иван Пырьев. Он предлагает Рязанову срежессировать комедию «Карнавальная ночь». Молодой режиссер долго сомневался, но жена его уговорила. И не зря: на следующий день после выхода картины все ее участники и создатели проснулись суперзнаменитыми. Только в первый год проката ленту посмотрели 45 млн зрителей, а песня про «Пять минут» — уже много лет эталон новогодней музыкальной композиции.
Новая работа — и снова 100%-ное попадание: «Девушка без адреса» (1957) также стала народным хитом. А вот следующая картина, чуть не завершила его так удачно начавшуюся карьеру. Фильм «Человек ниоткуда» партийные критики разнесли в пух и прах и положили на полку на 27 лет. Рязанова даже хотели уволить со студии, но снова помог Пырьев. Он лично поручился за Рязанова и дал ему в работу новую ленту.
Музыкальная комедия «Давным-давно» шла в десятках театров, а вот с ее экранизацией все никак не складывалось. Эльдар Рязанов справился на раз-два: он окончательно и бесповоротно понял, что лучше всего ему удаются комедии. «Гусарскую балладу» (1962) в первый год посмотрели 48 миллионов человек, а исполнители главных ролей стали настоящими кумирами советских зрителей.
«Эльдар Александрович — человек, который умел открывать звезды, — призналась позже Лариса Голубкина (Шурочка Азарова в картине). — После „Гусарской баллады“ я проснулась, как говорят, знаменитой. Рязанов рассказывал, что искал на роль девушку-пацанку, перепробовал множество претенденток. Про меня он говорил, мол, мне понравилось, что у нее была такая мальчиковая фигурка».
«Свободу Юрию Деточкину!»
В конце 60-х у Эльдара Александровича постепенно вырисовывается костяк команды, с которой он создаст лучшие образцы советской комедии: любимый композитор Андрей Петров, соавтор-сценарист Эмиль Брагинский и оператор Владимир Нахабцев. Что касается актеров, то и тут у Рязанова были свои предпочтения: Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Георгий Бурков, Евгений Евстигнеев, Алиса Фрейндлих, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Юрий Яковлев, Валентина Талызина и Валентин Гафт.
«В 1963 году Юрий Никулин предложил Рязанову сюжет для фильма, — рассказывает писатель Федор Раззаков. — Эту реальную историю Никулину рассказали на гастролях в Куйбышеве — о том, как некий шофер с местной автобазы, желая насолить теневым воротилам, стал угонять у них автомобили, которые затем продавал, а деньги переводил в детдома».
По мотивам этого оригинального сюжета в 1966 году на экраны выходит новый фильм Эльдара Рязанова — «Берегись автомобиля». Сценарий написал он сам, в соавторстве с неизменным Эмилем Брагинским. Долго выбирал актера на роль главного героя — благородного Юрия Деточкина. Предложил Никулину. Но тот отказался, так как был не согласен с финалом, в котором Деточкина отправляют за решетку. Остановил свой выбор на Иннокентии Смоктуновском. Но тот, как назло, за год до этого сыграл самого Ленина. Министр культуры Фурцева протестовала: «Вчерашний вождь мирового пролетариата не может играть вора!». Рязанов уперся и таки добился своего.
«Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал»
В следующие пару лет выходит еще несколько (и снова очень успешных) комедий режиссера Эльдара Рязанова: «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Старики-разбойники» (1971).
В основе этой картины также лежала реальная история. Однажды Эльдар Рязанов попал в больницу с сердечным приступом. Сосед по палате оказался разговорчивым и постоянно жаловался режиссеру, как на его работе «уходят на пенсию» хороших специалистов, освобождая места для тех, кто помоложе и имеет хорошие связи. Вот тут Юрий Никулин с удовольствием согласился исполнить роль центрального персонажа. Компанию ему составили блистательные Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, а также Андрей Миронов и Георгий Бурков.
«Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»
Обязательная как оливье, елка и Дед Мороз в Новый год, картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова вышла в прокат 1 января 1976 года. К ее созданию Рязанова вновь подтолкнула реальная история. Правда на этот раз — его собственная.
После 20-ти лет брака он принял непростое решение расстаться со своей женой.
«Расстаться с тобой — все равно, что содрать с себя кожу», — писал он ей. Но как бы ни было больно, решения своего не изменил. Эльдар Рязанов без памяти влюбился в киноредактора «Мосфильма» Нину Скуйбину. Она, по его же признанию, стала женщиной всей его жизни. Подобно Жене Лукашину, он оставил свою Галю, чтобы воссоединится с прекрасной Надей.
Забавный факт: Эльдар Александрович любил сниматься в крохотных ролях в своих фильмах: «Участие в эпизодах напоминает мне ситуацию, когда художник рисует огромное многофигурное полотно, а где-то внизу и себя. Это своеобразный автограф, которым я пользуюсь». Таких автографов он оставил почти два десятка, но самое запоминающееся появление Рязанова на экране, было, несомненно, в «Иронии судьбы». Помните, того самого пассажира рейса Москва-Ленинград, на плече которого проспал весь полет Женя Лукашин?
«Этот эпизод мы снимали в аэропорту „Домодедово“ в воскресенье. Чтобы эту сцену сделать живой, нужен был актер, который бы подсел к персонажу Мягкова. Но никого подходящего не было, а если бы мы стали искать артиста в воскресенье, то не успевали бы закончить до конца смены. Тогда я сел рядом и проиграл эту сцену».
За фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдар Рязанов, Барбара Брыльска и Андрей Мягков получили Государственные премии СССР.
«У природы нет плохой погоды»
Еще одна Государственная премия, правда на этот раз РСФСР была присуждена Рязанову за «Служебный роман» (1977)
Актеров на эту картину выбрали быстро, правда над деталями пришлось поработать. Чтобы исключить всякие ассоциации с героем Андрея Мягкова в «Иронии судьбы», актеру сделали нелепые усы и водрузили на нос огромные очки в роговой оправе.
По решению Рязанова, в кадре было много импровизации. Так, например, в картине появились две лучшие сцены: «романтического застолья» Калугиной (Алиса Фрейндлих) и Новосельцева (Андрей Мягков) у нее дома и сцена обращения Новосельцева с «рационализаторским предложением» к Калугиной, на дне рождения Самохвалова.
Слова для знаменитой песни «У природы нет плохой погоды» Эльдар Рязанов написал сам, чего очень стеснялся. Поэтому, когда отдавал текст композитору Андрею Петрову, приписал авторство поэту Уильяму Блейку. Музыкальные партии исполнили Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, за которого, к слову, в «Иронии судьбы, или С легким паром!» все песни пел Сергей Никитин.
«Я за машину Родину продал!»
«Гараж» (1979) родился снова-таки из реального случая на Мосфильме, когда между тамошними сотрудниками распределяли места в гаражном кооперативе:
«Я приехал домой после собрания как оглушенный. Ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых». Поэтому он немедленно положил все свои мысли по этому поводу на бумагу и снял отличный фильм.
«Мой зритель уже умер»
«Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные». С годами фильмы Рязанова приобретали все более трагическую окраску. «Романс», к слову, стал мелодрамой, подарившей лучшую роль в карьере Ларисе Гузеевой.
А в «Небесах обетованных» зрителям если и хотелось смеяться, то только сквозь слезы.
Печальную тему картины продолжили «Старые клячи» и «Тихие омуты». Эльдар Александрович грустил в творчестве, и в личной жизни. Его супруга Нина Скуйбина умерла в 1994 году.
«Они с мамой очень любили друг друга, — поделился пасынок Рязанова Николай Скуйбин. — Когда мама умирала, мы с ним договорились не говорить ей, что у нее рак, говорили, что это язва желудка. Эльдару Александровичу на тот момент было уже 67 лет. Тогда он сказал: «Больше не женюсь».
Но третья супруга у него все же появилась. Ею стала его старый друг — журналистка Эмма Абайдуллина. Женщина трепетно оберегала своего гениального мужа вплоть до самых последних его минут.
«Мне очень повезло со всеми тремя женами», — поделился как-то Рязанов.
В конце своего жизненного пути Эльдар Рязанов очень тосковал:
«Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда». Но вместе с тем его очень поддерживала зрительская любовь: «Меня втаптывали в грязь, по мне ездили бульдозерами. Но, когда я иду по улице, то каждый второй прохожий благодарит за то, что я сделал замечательные фильмы».
Погибло все мое! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Все это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта.
Эльдар Рязанов покинул нас в ноябре 2015 года после продолжительной болезни.
Его смерть стала огромным горем для коллег и друзей.
«Рязанов был не только талантливым, не только классиком советского и русского кино, он был совершенно не прогибаемым. Он — как, впрочем, все мы — прекрасно понимал, что такое хорошо и что такое плохо, но в отличие от большинства из нас он с плохим не мирился», — сказал Владимир Познер.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище, но вряд ли это место стало настоящим последним пристанищем грандиозного человека. Не его масштаб. Мало кто знает, но имя Эльдара Рязанова носит одна из малых планет Солнечной системы — астероид 4258 (Ryazanov). И это очень символично: и при жизни, и после смерти, великий Рязанов находится на недосягаемой высоте, среди звезд.
Комментарии