
Скульптура Урса Фишера "Большая глина № 4"
Несколько дней назад на Болотной площади в Москве была установлена скульптура "Большая глина № 4" швейцарского художника Урса Фишера, которая едва не рассорила всех и вся. Отлитая из алюминия скульптура представляет собой увеличенную в 50 раз копию кусков глины, которые разминал художник (на скульптуре даже видны его отпечатки пальцев), однако многие сравнивают ее с фекалиями. Защитники произведения швейцарца обвиняют оппонентов в отсутствии вкуса, узости взглядов и невежестве.
До сих пор споры по поводу того, вписалась ли 12-метровая скульптура в архитектуру города или в Москве ей не место, не утихают. Рассказываем, что говорят о творении Фишера звезды и пользователи сети.
Реакция звезд
Дискуссия по поводу скульптуры развернулась благодаря Максиму Галкину, который первым из знаменитостей обратил на нее внимание и высказал свое мнение относительно нее в инстаграме. Телеведущий был весьма прямолинеен и "Большую глину" раскритиковал, а Фишера назвал бездарностью.
Это выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма. Это ужасно, реально отвратительно, мерзко! Там нет никакого смысла, никакого искусства. Почему никто не скажет, что король голый, что такие художники — это просто бездарные люди, которые прячут свою бесталанность за какой-то свободной формой?
— возмутился он.
Галкина поддержали многие его звездные коллеги
Есть у меня такая революционная мысль, что если ты вокруг видишь говно, и во всем видишь говно, и во всех видишь говно, то эта проблема явно имеет какое-то отношение к тебе. Уверена, что до этой свежей мысли никто до меня не додумался, поэтому хорошо, что у вас есть я.
И вот что я сейчас скажу. Есть крутейший художник Урс Фишер, который где только не выставлялся — вплоть до мексиканского Jumex и венецианских арт-биеннале, и чья скульптура встала рядом с передовым музеем Михельсона, который вот-вот откроется. Что видят в этой работе люди? Что пишут об этом в сети? Хорошие вопросы, но у меня есть еще лучше: что они не видят в себе? А не видят они свое сознание лоха или, если мягче, "ненасмотренного человека"? Когда все, что непонятно, все, что мало изучено, надо тут же облить помоями и с ними же сравнить.
И казалось бы, при чем тут политика и власти? А при том, что это показатель: вот такое восприятие современного искусства — показатель того, что наши широкие народные массы заслуживают своих правителей. Это все на том и держится: люди не хотят ничего нового, не хотят ни во что вникать, не хотят ничего современного. Дремучее сознание живет в головах тех же людей, что год за годом, десятилетие за десятилетием выбирают стабильность. И им памятник дедушке Крылову на Патриках или картины Шилова всегда будут нравиться больше, чем вот эта вот классная крутая штука. Вензеля на гипсокартоне, французский замок в русской деревне, шутки про тещу, "голубой огонек" с оливье и вот это все. И правители начинают потакать этому вкусу, а не развивать его: зачем еще и этим вызывать хейт, если можно "дешево" нравиться?
Как трудно идут преобразования в Москве, которые в других городах, в Париже, например, или в Лондоне встраиваются в жизнь естественно и легко и рядом со старой архитектурой гармонично и стильно встают новые крутые штуки. Но нет. Эстетическая эволюция сознания идет крайне тяжело. Так что не на нашем веку, видимо...
— написала Ксения.
Спор о современном искусстве на этом не закончился. Галкина,
очевидно, задели слова и про французский замок в русской деревне
(намек на их с
Ксения Собчак оставила последнее слово за собой, предложив провести круглый стол и обсудить современное искусство с экспертами и его ценителями, включая самого Максима.
Оценил статую Фишера и
Был, смотрел, понравилось. Смотрится в ансамбле с новым зданием отлично. Честно говоря, смыслово ничего выдающегося не вижу. И даже как-то почти банально. Перед галереей современного искусства — нетронутая глина. В общем, просто и без изысков. Крики про говно прекрасны и познавательны. У меня оно больше похоже на памятник Калашникову, например. Но тут уж дело индивидуальное. А место явно будет отличное. Красиво там уже, а познавательно будет чуть позже,
— отметил он.
Сторону Галкина в этом искусствоведческом споре заняли Божена Рынска, Лолита Милявская, Алика Смехова и другие звезды.
Перед выдающимся шедевром промышленной архитектуры сразу видно, где подлинный талант, а где разводка для лохов. Лоховство — это как раз смотреть на какашку и задумчиво тянуть: "Ну... в этом что-то есть, оригинально, свежо". И между картинами Шилова и какахой — расстояние в световой год. И там хорошие крепкие современные скульпторы, подлинные художники, шедевры от тридцатых до Таира Салахова и Нестеровой,
— отметила Рынска.
А вот телеведущий Андрей Малахов не был столь категоричен в своей оценке скульптуры, которую он дал ей после того, как увидел воочию.
Мне кажется, искусство должно будоражить, вызывать эмоции. Оно может нравиться или не нравиться, но основная его цель — заставить человека задуматься,
— сказал он.
Не стал критиковать работу Фишера и Отар Кушанашвили.
Если бы скульптура была красивее меня, люди все равно сказали бы: "Говно". Людям не нравится все кругом. Хоть это и форма глины, они все равно сделают все, чтобы выказать неприязнь. Это просто картинка! Конструкция непонятна, но красота, конечно, в глазах смотрящего,
— отметил он.
Реакция сети
Москвичей новая скульптура тоже равнодушными не оставила — они продолжают обсуждать работу Фишера в соцсетях. Большинство, надо сказать, солидарны с Галкиным.
Скульптуру бездарного скульптора следует убрать и не позорить улицу и сам город. Просто неприятно даже смотреть та такое "произведение искусства". Но кто-то ведь дал разрешение на этом месте установить эту "кучу".
Неужели среди российской молодежи нет прекрасных работ? Надо конкурс в социальных сетях устроить с голосованием электронным, чтобы молодые художники смогли пробиться.
Мне как коренному жителю обидно за город. Прежний облик уже не вернуть, оставьте хотя бы то, что осталось. Больно смотреть. Почему у других городов есть какая-то самобытность? Чем же Москва так провинилась, что над ней проводят такие мерзкие эксперименты с экскрементами?
Хочется рулон туалетной бумаги прихватить, глядя на эту глину. Почему все, что напоминает дерьмо, надо в России выставлять на всеобщее обозрение? И как только мэр пропустил такое?!
— пишут в сети.
Урс Фишер
Несмотря на негативную реакцию, москвичи и гости города приезжают на Болотную площадь, чтобы лично увидеть скульптуру и сфотографироваться на ее фоне. Отрицать то, что ажиотаж она вызвала очень большой, не будет, пожалуй, никто.
Директор Музея современного искусства "Гараж" Антон Белов отмечает, что пока москвичи не привыкли к таким новым "публичным пространствам", поэтому так и реагируют на работу Фишера.
Это не столько реакция на работу Урса Фишера, сколько реакция на появление абсолютно нового публичного пространства в Москве. Все скульптуры и памятники последнего времени вызывают общественную дискуссию, а здесь мы наблюдаем появление скульптуры, которая не посвящена исторической личности, событию, а просто является примером абстрактного искусства. Это большое событие для Москвы и жителей, которые пока к этому не привыкли. Но я уверен, что скоро привыкнут,
— отмечает он.
Впрочем, к таким произведениям оказались не готовы не только москвичи — прежде работа Фишера также стояла на Манхэттене и во Флоренции, и горожане от нее тоже в восторг не пришли.
Скульптура Урса Фишера во Флоренции
Довольно резко в адрес тех, кто раскритиковал скульптуру Урса Фишера, высказался директор Музея имени Андрея Рублева, специалист в области современного искусства и архитектуры Михаил Миндлин:
Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и интересного арт-объекта, который поставлен всего на несколько месяцев в центре города. У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и говорит,
— заявил он.
В Москву скульптура Урса Фишера тоже приехала на время, но на какое — неизвестно. Ее появление приурочено к открытию в столице нового центра современного искусства Дома культуры "ГЭС-2", которое состоится этой осенью.
"Большая глина № 4" посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека. Она представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую увеличенную копию комка глины, который автор разминал в руках. Это движение олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. Произведение апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина, — импульсу к трансформации податливого материала и приданию ему определенной формы. Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста,
— так описывается работа Фишера в инстаграме "ГЭС-2".
Несмотря на негативную общественную реакцию и протестные акции, прошедшие в столице, комиссия по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты города Москвы не стала обращаться к мэру города Сергею Собянину с просьбой убрать скульптуру Фишера с Болотной площади. Стоит отметить, что скульптуру поставил частный фонд V-A-C, так что средства из городского бюджета остались нетронутыми.
С предложением забрать скульптуру Фишера в Екатеринбург выступили организаторы уральского стрит-арт-фестиваля "ЧО", а подходящую локацию для нее они предложили выбрать вместе с горожанами. Но пока о российских "гастролях" творения швейцарца речь не идет.
Сам Урс Фишер сравнил свою работу с Эйфелевой башней в Париже — в том смысле, что это тоже всего лишь объект искусства, который вызывает ту или иную ассоциацию. Он отметил, что, когда башня появилась в Париже, она тоже поначалу вызвала крайне негативную реакцию горожан, а потом стала его символом.
Скульптор добавил, что его работа не несет в себе религиозного или политического подтекста — в ней он отразил момент из личной жизни.
Хорошо помню, как моя первая дочь родилась, и ее вынесли ко мне. Вот она и ее маленькие ручки. И я протягиваю ей палец, вкладываю в ее маленькую ладошку, а она так — оп! — и хватается за мой палец. Сильная! Этот голод. Это желание схватить. Это жест, первобытный, первородный, жест хватания. "Большая глина" — это, если угодно, своего рода запись этого жеста. Когда я делал "Глину", то думал про этот первый жест, объединяющий всех нас.
Моя работа немонументальна. Это очень личный, интимный жест, сделанный в публичном месте,
— сказал он в интервью
Комментарии