Обязанность собственников платить за жилищно-коммунальные услуги
(ЖКУ) установлена
До недавнего времени доказать, что управляющие компании и поставщики коммунальных ресурсов неправы, было чрезвычайно сложно. Но сейчас практика изменилась, и в случае требований оплаты за реально не полученные ресурсы можно не только избежать повышенных платежей, но и получить компенсацию. В ряде ситуаций для этого даже не понадобится обращаться в суд.
Исправление ошибки плюс компенсация
Проблемы с возможными неверными начислениями могут возникнуть практически у любого владельца квартиры, и чаще всего это вызвано не умыслом управляющей компании, а нежеланием вовремя исправить ошибку
— Ошибки при начислениях иногда случаются, но любая управляющая компания сама заинтересована в скорейшем их исправлении, иначе это для неё может обернуться вполне реальными штрафами, — на условиях анонимности рассказал сотрудник из ГБУ "Жилищник" города Москвы. — В большинстве случаев всё решается перерасчётом платежей в течение недели со дня поступления заявления от собственника. В отдельных ситуациях, например, такой, как у Алексея, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломб и исправность квартирных и общедомовых счётчиков и зафиксировал снятые показания в акте, на основании которого будут вноситься корректировки.

Фото © Shutterstock
И действительно, согласно пункту 155.1 Правил предоставления коммунальных услуг, если будет выявлено необоснованное увеличение платы, то УК обязана уплатить потребителю штраф в размере 50% величины превышения. Чтобы получить компенсацию, потребителю следует обратиться с заявлением в УК, которая в течение 30 дней должна дать ответ о выявлении нарушения (полностью или частично) и о выплате потребителю штрафа (полностью или частично) путём снижения размера платы в будущих периодах.
Если УК этого не сделает, то рискует в дополнение к штрафу в
пользу потребителя получить ещё и взыскание от Госжилинспекции,
предусмотренное статьёй
Разбираемся с "электроначётом"
Москвичка Екатерина всегда передавала показания электросчётчика
в срок. Но с нового года она стала замечать, что в приходящих
квитанциях указывается не совсем тот объём ресурсов, который она
потребила. В разные месяцы ей "плюсовали" от 5 до 20 лишних
киловатт-часов. Не желая переплачивать, Екатерина обратилась в
компанию, от чьего лица ей выставлялись счета за электричество. И
получила ответ, что, мол, данные, указанные в её платёжке,
сформированы на основе информации от контролёра-обходчика и именно
они являются приоритетными для расчётов. Екатерина подала жалобу
— Как правило, если энергоресурсы поставляются не через УК, а напрямую, то урегулировать спорные ситуации проще. Потребитель обязан платить только за месячное потребление, зафиксированное электросчётчиком. И отговорки энергокомпании о неких данных, полученных ею от своего контролёра, состоятельны только в том случае, если была проведена реальная проверка с оформлением соответствующих документов и получением подписи собственника в журнале. А если процедура не соблюдалась, то счёт должен быть выставлен строго на основании данных, переданных потребителем, — пояснил адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин (так закреплено в подпункте "г", пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг утв. Постановлением Правительства РФ № 354. — Прим. Лайфа).
Как отстоять свои права
Обычно на проблемы с завышенными счетами за коммунальные услуги жалуются в Госжилинспекцию или местное управление Роспотребнадзора. Но стоит иметь в виду, что данные организации будут рассматривать обращение только при наличии письменного ответа от УК или ресурсосбытовой компании (хотя бы в виде СМС-сообщения). А вот жалоба в Контрольное управление администрации города может быть принята, даже если УК вообще не отвечает. Однако вам самим обращение нужно подавать только в бумажном виде.

Фото © Shutterstock
Чтобы не запутаться в действиях, нужно помнить о нескольких правилах.
Во-первых: для проверки платёжки на наличие ошибки достаточно показания квартирного счётчика умножить на тариф и сравнить с теми, что указаны в платёжном документе. Кстати, тариф обязательно должен быть указан прямо в квитанции на оплату. А плата за содержание дома и придомовой территории определяется как тариф, умноженный на количество квадратных метров, принадлежащих собственнику.
Тут стоит обратить внимание на некоторые тонкости:
- Поставщик услуг обязан принимать показания не позднее 25-го числа, но, согласно пункту 34 правил № 354, у потребителя такой обязанности нет, поэтому, если данные счётчиков указаны после 25-го, может возникнуть ситуация, когда показания учтены неверно, однако это не значит, что они не должны быть исправлены в следующей платёжке.
- Повышенный платёж за потреблённые ресурсы всё-таки может быть установлен, но только в случае, если у прибора учёта истёк срок поверки и начисления происходят по нормативу.
Во-вторых: если выявили ошибки и не согласны за
них платить, придётся обращаться со своей платёжкой к той
организации, которая выставила счёт, и
Пока практика показывает, что примерно в половине случаев управляющие компании добровольно исправлять свои ошибки не спешат, значит, придётся жаловаться в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор или Контрольное управление администрации города. Либо защищать свои интересы через суд. Последнее — более хлопотно, но зато судебное решение можно поручить исполнять приставам. И в этом случае компенсация может быть не в виде пересчёта будущих платежей, а в рублях.

Фото © Shutterstock
Часто ли вы получаете платёжки с ошибками?
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии