Какие компании больше всего пострадают из-за новых ограничений
Коронавирус больно ударил по экономике. Новые ограничения могут окончательно разорить бизнес, которому с трудом удалось выжить после простоя весной и в начале лета. Только к концу августа многие компании начали понемногу налаживать работу и компенсировать убытки. Теперь их ждут очередные испытания, которые выдержат не все. По данным опроса Inc. Russia и агентства Omnibus, почти треть российских предпринимателей сомневаются, что их бизнес сможет пережить вторую волну коронавируса.
— По нашим оценкам, рискуют закрыться ещё 15% магазинов непродуктового ретейла. Пострадают сферы услуг и развлечений
Стоит отметить, что бизнес сейчас пугает не столько перевод на удалёнку сотрудников, сколько дальнейшие ограничения. Все помнят, что весной власти сначала рекомендовали вывести часть людей на удалённую работу, а затем начали закрывать рестораны, магазины и даже парки. Сейчас есть риск, что история повторится.
— Сам по себе переход на удалёнку без дальнейших ограничительных мер на экономику сильно не повлияет. Среди отраслей, которые больше всего пострадают от очередной волны коронавируса и самоизоляции, будут те же компании, что и в первый раз: общепит, туризм и логистика, ивент-агентства, парки развлечений, кинотеатры, катки и так далее. То есть все те компании, которые обеспечивают досуг людям вне дома, не предоставляют услуги первой необходимости и не продают товары первой необходимости, — отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Сколько денег потеряет бизнес
Потери в этих секторах экономики пока оценить сложно. Но, по оценкам Артёма Деева, только ресторанный бизнес потеряет несколько десятков миллиардов рублей выручки. Примерно такие же убытки понесут фитнес-индустрия, сфера развлечений, непродуктовый ретейл.
Как показала аналитика Сбериндекса, осенняя вспышка коронавируса уже успела отразиться в оперативной оценке динамики потребительских расходов по итогам недели 21–27 сентября. Так, в кафе и ресторанах люди стали тратить на 17,7% меньше денег, чем в тот же период прошлого года. Для сравнения: неделей ранее аналогичный показатель был всего на 3,9% ниже. Расходы на развлечения упали на 49,6%, в то время как за неделю до этого снизились на 41,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
— Эти данные отражают ситуацию ещё до рекомендации мэра Москвы перевести на удалённый формат работы до 30% штата и работников старше 65 лет. Сейчас звучат прогнозы о том, что выручка многих компаний может упасть на 20–30%. Но я считаю их завышенными. Такие потери бизнес может понести только в том случае, если вернётся режим всеобщего карантина, — говорит председатель правления КПК "Обновление" Михаил Дорофеев.
Пока же речь идёт в основном об ограничениях для офисных сотрудников. Промышленные предприятия, торговлю и даже сферу услуг в Москве везде, где требуется очное присутствие сотрудников, ограничивать не планируется.
— В принципе, такие "мягкие" ограничения выглядят разумно, но явно недостаточно, чтобы остановить вторую волну заболеваемости. Тем не менее даже такие меры скажутся на доходах сферы питания и услуг, а возможно, и на доходах "изолируемой" категории граждан, — говорит шеф-аналитик "ТелеТрейд" Пётр Пушкарёв.
По мнению Петра Пушкарёва, на повторный полномасштабный карантин власти пойдут в последнюю очередь. Уже с середины октября, скорее всего, будет понятен масштаб таких ограничений. Если же жёстких мер принято не будет, то потери от нынешних ограничений будут в пределах 10% от выручки.
Комментарии