Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самодостаточной личностью, однако далеко не каждый готов прикладывать к этому усилия. И дело здесь далеко не в лени. Многих сердобольных мам и бабушек так сильно пугают опасности окружающего мира, реальные и воображаемые, что они не готовы ни на секунду оставить малыша. При этом часто и малыш-то уже не малыш, а вполне себе здоровый, зрелый подросток, только легче от этого не становится – за него и в комнате уберут, и все решения примут. А потом удивляются, что крошка уже давно пережила пубертат, а носки стирать так и не научилась.
Не подстраивайте свою жизнь под детей. Если вы встроите ребенка в свою, то не потеряете себя
Инфантилизм – это не диагноз, а давно ставшая привычной норма, сейчас даже термин специальный придумали – «кризис четверти жизни». Страдающие этим страшным недугом 25-летние взрослые таковыми себя не ощущают, они воспринимают и ведут себя как дети. А потом еще какие-то ученые предложили сдвинуть верхнюю планку переходного возраста до 24 лет – скоро кругом будут сплошные Питер Пэны.
Кому-то может показаться, что ничего плохого в этом нет, но рано или поздно столкнуться с суровой реальностью все-таки придется каждому. Безусловно, осознав всю тяжесть своего положения, инфантил может обратиться за помощью к психологу, но ведь научить ребенка гораздо проще, чем переучить взрослого. Отсюда напрашивается единственный логичный вывод: детей нужно учить самостоятельности, и чем раньше, тем лучше.
Главные ошибки родителей
Воспитание самостоятельности у детей – это долгий, кропотливый процесс, требующий по-настоящему ангельского терпения. Есть несколько распространенных ошибок, которые совершают, пожалуй, большинство мам и пап.
1. «Я сделаю это за тебя»
Некоторые элементарные вещи нам действительно гораздо проще и быстрее сделать самим, чем дождаться, когда с ними справится наш карапуз: завязать шнурки, сложить вещи в шкаф, даже ложку до рта донести. И все-таки важно давать малышам определенную свободу и прощать им ошибки, без которых ни одно обучение не проходит. Если ребенок говорит вам: «Я сам!», не стоит его отговаривать. Ругать в случае неудачи тоже.
2. Гиперопека
Очень распространенная и одна из самых печальных моделей воспитания. Никуда не ходи, ни с кем не говори, сиди дома и книжки читай. Ясное дело, отпускать 6-летнего ребенка одного бродить по темным улицам – идея как минимум безрассудная, а в целом опасная. Но если держать его в золотой клетке, то он так и не узнает, что там, в большом мире, и всю жизнь будет прятаться за мамину юбку. В самом деле, зачем самому принимать решения, если родители сделают это за тебя? А если что-то натворишь, они и ответственность на себя возьмут. Однако во всем важна умеренность: излишнее попустительство и вседозволенность приведут, как ни странно, к такому же плачевному результату.
3. Папа и мама не договорились
Самостоятельный ребенок – это ребенок, уверенный в себе, а потому старайтесь избегать непоследовательности в собственных действиях. Если за один и тот же поступок мама хвалит, а папа ругает, их чадо просто не наберется смелости сделать что-то самому, ведь получить по шапке можно за что угодно.
Мы в ответе за то, что совершили
Итак, с ошибками разобрались. Но это еще не все подводные камни. Просто предоставить ребенку свободу недостаточно – нужно объяснить, что это за зверь такой и как себя с ним вести. За все свои решения и поступки и взрослые, и дети должны нести ответственность. Это не значит, что нужно воспитывать юных спартанцев, но и ситуации вседозволенности в доме быть не должно. Предположим, сын просит у вас машинку, вы покупаете ему игрушку, но с условием, что он будет бережно к ней относиться. Несколько дней спустя от машинки остаются одни запчасти, и ребенок просит еще одну. С одной стороны, нельзя идти у него на поводу, вы ведь договаривались, и он не сдержал слово, с другой – ставить его в угол на горох тоже не имеет смысла. Достаточным наказанием для него станет необходимость отвечать за свой поступок – сидеть без новой игрушки.
Очень важно, чтобы у ребенка была модель для подражания – кто-то, кем он восхищается. Хорошо, если это будет близкий ему по возрасту и поведению герой. Например, главный герой мультсериала «Бен 10» (идет на канале Cartoon Network). Ему всего 10 лет. В этом юном возрасте он становится обладателем инопланетных часов, с помощью которых Бен может превращаться в супергероев. Очень скоро Бену приходится понять, что этот прибор не игрушка, ведь с его помощью можно спасти Землю, а можно и погубить все человечество. Наверняка многие мальчишки и девчонки мечтали бы оказаться на месте Бена, а значит, его можно использовать в качестве образца. Этот подход хорош еще тем, что новая модель поведения не навязывается, а подается в привлекательной форме.
Вы больше не в школе
Дети должны уметь сами себя занять. Почти все мамы и папы сейчас работающие, вечно полагаться на бабушек и дедушек тоже не получится. Разумеется, если поставить ребенка посреди квартиры и отпустить на все четыре стороны, закончится этот эксперимент, скорее всего, массовым погромом. Что можно сделать в этом случае? Выделите место, где будут храниться игрушки, книги, материалы для творчества и все, что может быть интересно вашему сыну или дочери. Только объясните сначала, что если вместо листа бумаги они покрасят простыню, то им потом и спать на ней придется.
Конечно, не стоит ожидать от трехлетнего карапуза, что он на всю семью борща наварит и обои переклеит, – всему свое время. Важно помнить, что здесь все индивидуально, все дети развиваются по-разному и не стоит заставлять их делать то, на что они еще просто-напросто неспособны. Впрочем, общие тенденции в становлении личности все же просматриваются. Дети раннего возраста, от 1 до 3 лет, уже могут складывать свои игрушки, одежду и прочие предметы в нужные места. Они вполне в состоянии принимать элементарные решения вроде того, какую кофточку сегодня надеть: красную или синюю.
Дошкольникам уже вполне можно поручать простые дела по дому: полить цветы, накрыть на стол, покормить домашних животных и, разумеется, прибрать у себя в комнате.
Когда ребенок идет в школу, начинается его учеба. Именно его, а не ваша. Поэтому пускай сам делает домашнее задание, собирает портфель и заполняет дневник.
Одним словом, с понятиями «самостоятельность» и «ответственность» необходимо знакомить малышей с самого раннего возраста, тогда и вам, и им гораздо проще будет вместе расти и развиваться.
Комментарии