Насколько ценит общество ту или иную профессию? Пожалуй, один из самых надежных способов узнать — сходить в кино. По тому, в каких образах предстанут перед вами врачи, рабочие и инженеры, можно судить об отношении большинства современников к ним. Какими мы видим педагогов в фильмах и сериалах сегодня? С этим вопросом мы обратились к редакционному директору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.
— Мария, как бы вы охарактеризовали роль школьного учителя не в кино, а в жизни?
— Я бы сказала так: это проводник ребенка в мир взрослых. Родители, бабушки и дедушки охраняют нашу детскую вселенную от проблем, не позволяя нам раньше времени повзрослеть. Свои первые самостоятельные шаги мы делаем под присмотром именно учителей.
— Поэтому мы видим их на экранах так часто?
— Да. Если один из ключевых киногероев — ребенок, то его учитель в фильме непременно появится. К тому же это одна из самых распространенных профессий: жители отдаленного села могут ничего не знать об айтишниках или дальнобойщиках, но нет на земле человека, в судьбе которого не было бы школьного учителя
— Тем не менее образ педагога на экране постоянно меняется…
— Это свойственно всем профессиям и в жизни, и в искусстве.
Помните, как выглядят на экране работницы колхозов в фильмах
— Совсем непохоже на Нестора Петровича из «Большой перемены»….
— Конечно! К середине 1960-х так называемый «школьный фильм»
становится особым жанром — с устоявшимися формулами и штампами. В
нем мудрые педагоги тонко наставляли своих хулиганистых подопечных
на путь истинный — и те к финальным титрам, конечно же,
перевоспитывались. К слову, подлинные кейсы девиантного поведения в
данном формате, как правило, не рассматривались: проступки
школьников сводилось к двойке по физике и к нежеланию переводить
бабушку через дорогу. Нередко выходило слишком назидательно — и
невероятно скучно. Кинематографисты почувствовали, что надо что-то
менять. Так появился один из лучших фильмов
Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968).
Персонаж, сыгранный Вячеславом Тихоновым, в принципе,
привычные шаблоны не разбивал: это был добрый и умный интеллигент,
бесконечно преданный своему делу. Но и уже не ходячий бронзовый
монумент, изрекающий прописные истины, а живой человек — усталый,
сомневающийся, ранимый… Зрители не могли этого не заметить. После
этого образ учителя в кино стал стремительно терять излишне
героический ореол. Упомянутый Вами Нестор Петрович в исполнении
— Как бы то ни было, все эти образы — со знаком плюс…
— «Минус» появился позднее, уже в 1990-х. Впрочем, своего рода
водоразделом стало чуть раньше «Чучело»
— Разве учителя в нем — отрицательные персонажи?
— Нет, но это педагоги, которые не в состоянии контролировать ситуацию. Их бессилие и слепота становятся очевидными на фоне жесткой травли, которая возникает в обычной школе. И это уже откровение для советского кино: ни о чем подобном публично раньше не говорили. Вообще, коренные изменения образа учителя в кино связаны именно с реконструкцией образа школы. 1990-е заставили нас по-новому взглянуть на жизнь подростков: на смену милым Петровым и Васечкиным пришла «Авария — дочь мента» (1989) Михаила Туманишвили и ее бесчисленные клоны. И учитель из чуткого наставника или обаятельного недотепы Нестора Петровича превратился в равнодушного сухаря-крючкотвора, которому нужно только одно — чтобы дети сидели тихо. Также появился образ вредоносной училки-директрисы с пучком и в очках, для которой самые злейшие враги — ее ученики.
— Разве такие проекты не влияют негативно на имидж профессии?
— Влияние, безусловно, есть, но эти образы возникли не на пустом месте. 1990-е — трудное время, да и школа сама перестала нуждаться в романтично-розовом флере. Если проблема есть, о ней нужно говорить — по этому принципу снимаются и современные «школьные фильмы».
— И как выглядят на экране педагоги сегодня?
— Я бы выделила две разнонаправленные тенденции. С одной
стороны, многое делается для реабилитации имиджа педагога. К
примеру, одна из приоритетных тем крупных питчингов — «создание
проектов, направленных на укрепление положительного образа
учителей». И такие задумки реализуются: в прошлом году вышел сериал
«Крутая перемена» Карена Оганесяна с
— Кино может служить инструментом для повышения престижа работы учителем?
— И может, и должно! Но тут важно найти правильный подход. Если
мы попытаемся возродить на экране образ благостного ментора из
1930-х, такая попытка обречена: ничего общего с реальностью она не
имеет, поэтому аудитория нам не поверит. Но давайте вспомним
недавние «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко. Была ли у
авторов цель «повысить имидж учителя»? Точно нет. Но хотели бы вы,
чтобы вам преподавала физику такая учительница, как Кира, мать
Алисы, в исполнении
Комментарии