
«Решение эмигрировать в Израиль Козаков принял, рыская по Москве в поисках продуктов для семьи. Он зашел к какому-то хапуге, директору магазина. И тот его спросил: «Какой такой Козаков? Ну чего тебе… Колбасы?» Этого унижения Михаил Михайлович выдержать не мог…» — рассказывает главный редактор журнала «7 Дней» Анжелика Пахомова.
СМихаилом Михайловичем мы познакомились в Москве на одном из его поэтических вечеров. Несмотря на неважное здоровье, он довольно активно выступал

Как-то мы с Козаковым затронули тему его романов, о которых ходили легенды. «Что-то правда, но вот романа с Вертинской у меня не было, — признался Михаил Михайлович. — К великому моему сожалению! И не потому, что я не был в нее влюблен. Просто она меня сама отвергла. Вот и весь «роман».
Вообще, откровенность Козакова меня порой поражала. Он рассказывал о себе все начистоту, докапывался до сути произошедшего, искал ответы. Видимо, артист не столько разговаривал с собеседником, сколько мыслил вслух. Зачем он, например, поведал всем, что в 50-е его завербовали в КГБ? Об этом ведь принято молчать, это стыдно… Козаков же рассказал честно — что согласился из страха. Но, слава богу, на коллег стучать не пришлось, ему дали задание соблазнить американскую журналистку, работавшую в Москве. Мол, человек вы видный, красивый, обаятельный, вот вам деньги, действуйте! А Михаил Михайлович оплошал — сам влюбился в эту журналистку и провалил задание. На этом «карьера» агента КГБ закончилась. Не годился Козаков для такой работы…

Когда я с ним познакомилась, актер был уже пятый раз женат — на Надежде, она историк, на много лет его моложе. Знаю, что первую свою жену, художницу Грету Таар, Козаков встретил еще в школе, они поженились студентами, и в этом браке родились дочь Катерина и сын Кирилл. О втором браке — с грузинской художницей Медеей Берелашвили — Козаков всегда вспоминал с сожалением, даже раскаянием. Признавался, что в порыве ярости, которым он был всю жизнь подвержен, чуть не задушил жену. Дочь Манана выросла без участия отца, но потом они тепло общались.
Следующей женой была переводчица Регина, потом продюсер Анна Козакова-Ямпольская… С Анной я поддерживаю связь. Она осталась в Израиле, не поехала за мужем обратно в Россию, но знаю со слов самого Козакова, что Анна осталась для него самым близким, самым родным человеком. Примерно за год до своего ухода Михаил Михайлович принял решение срочно лететь в Израиль на лечение. По моим ощущениям, он летел главным образом к некогда оставленной семье: к Анне и любимым детям Михаилу и Зое. Как-то мы с ним созвонились, я в шутку пожаловалась на своего мужа: «Представляете, Михаил Михайлович, мой муж говорит, что Пушкин — средний поэт…» Козаков долго молчал, а потом выдал: «Разводись на хрен с этим мужем!» — «Вы что, серьезно?» — «Абсолютно». (Кстати, совету Козакова я чуть позже последовала.) Потом я сказала: «Михаил Михайлович, ко мне тут обратилась ваша молодая супруга, Надежда. Она просит дать ваш телефон в Израиле, говорит, что совсем потеряла контакт с вами…» Козаков явно забеспокоился: «Ни в коем случае! Я тебя прошу. Нет! Нет! Пожалуйста, не давай ей мой телефон. Я вышел из той квартиры с одним паспортом. И больше ничего не хочу». Это был наш последний разговор…

Вероятно, в тот период жизни Михаилу Михайловичу хотелось
говорить о прошлом. Поэтому во время наших встреч, а позже по
телефону из Израиля, он много рассказывал о своей жизни. Особенно о
своем детстве в писательском доме на канале Грибоедова в
Ленинграде. Его отец, тоже

Мама Козакова — из дворянской семьи, по крови они сербы, хотя есть и какая-то греческая часть. У семьи когда-то были свои дома, дача, собственный выезд… Есть семейное предание, что Зою Александровну сватали за сына великого художника Бенуа, но свадьба не состоялась. Пришла революция, многие эмигрировали, Зоя Александровна по собственной воле осталась в СССР. У нее было трое детей, и все от разных отцов, людей в свое время заметных. Один из мужей был директором типографии. Он неожиданно покончил с собой, а Зою Александровну и ее старенькую мать посадили, обвинив в шпионаже, несмотря на то что она на тот момент была уже замужем за Козаковым. Мише тогда было всего три года. Его мать выжила, потому что к ней проявил сочувствие следователь, на ночных допросах он позволял Зое спать. Выпустили ее перед войной. Правда, через восемь лет Зою Александровну ждал повторный арест — и снова полтора года в тюрьме, в одиночке. Все это время, чтобы не сойти с ума, она вышивала платок с помощью иглы, которую соорудила из спички. Этот платок Михаил Михайлович потом как святыню хранил всю жизнь.
Удивительно, но, пройдя множество испытаний, Зоя Александровна сохранила женскую привлекательность и получала предложения руки и сердца. После смерти мужа к ней посватался всесильный Константин Федин, секретарь Союза писателей. Но она ему отказала, предварительно посоветовавшись с любимым сыном. Мишенька уже к тому времени был у нее один. Старшего сына, Владимира, убили на фронте, а младший, Борис, нелепо погиб. Мальчики играли с оружием, и в него случайно выстрелил одноклассник.
Сколько бы ни претерпела Зоя Александровна от власти, никаких антисоветских разговоров в их семье не велось. Услышав по радио сообщение о болезни Сталина, мать заплакала, а Миша… молился за него.
Красавец с порочной улыбкой
Когда я спрашивала Михаила Михайловича: «Кем бы вы могли быть,
если не актером?» — он отвечал: «Да кем угодно!» — и начинал
перечислять профессии, которые успел попробовать. Больше всего меня
потрясло то, что он год отзанимался балетом в Ленинградском
хореографическом училище! Почему балет? Михаил Михайлович
вспоминал, что все началось с детского впечатления. К ним в гости
пришли
Комментарии