Социальный портрет среднестатистического ваххабита со временем изменился, сейчас у данной идеологии, которая напоминает ранний революционный марксизм, имеется достаточно много сторонников среди образованных и обеспеченных мусульман. На это обратил внимание политолог Илья Ухов.
"В радикализм идут уже далеко совсем не бедные и
отчаявшиеся люди. Не от безысходности и наличия финансовых проблем,
а, наоборот, через рост информационной вовлечённости и воздействие
салафитских проповедников. В террор приходят люди с высшим
образованием, люди, которые могут себе позволить выезд за рубеж,
многие имеют успешный бизнес", —
По словам эксперта, бесконтрольная миграция создаёт опасную ситуацию: идеология ваххабизма в РФ выходит на "режим самоокупаемости". Он добавил, что сегодня уже не нужно ввозить в страну "чёрный нал" для организации терактов и обеспечения работы салафитских проповедников. В то же время формируется радикальная идеология, которая предполагает, что чуждые традиционным коренным народам этносы будут жить не вместе с другими, а "вместо" них.
Как заметил Ухов, кроме идеологического существует и силовое крыло ваххабитов, которое развивается в подпольных поп-ММА клубах. Опыт государств Центральной Азии показывает, что салафиты могут проникать и на руководящие позиции в силовых структурах
Говоря о сходствах ваххабитской идеологии с ранним революционным марксизмом, политолог в первую очередь обратил внимание на апеллирование к идеалам "всеобщей справедливости" и эксплуатацию социальных проблем в не самых благополучных регионах.
"Во-вторых, это провозглашение политического универсализма, принесение России в жертву всемирным идеалам — будь то всемирная революция или псевдоджихад. В-третьих, проводниками салафизма также всё чаще становятся люди из средних слоёв общества. В-четвёртых, такая же опора на массы манипулируемых пролетариев", — заключил Ухов.
Комментарии