Отцы и дети в кино: какие родительские привычки прививает нам поп-культура

ЖенскийЖурнал

26 Просмотры Откликов

Образы родителей и детей из поп-культуры влияют на паттерны поведения в жизни. В этой статье Алия Алексеева, предпринимательница, медийная мама и основательница приложения для развития детей KidsUp, вместе с детским психологом Теоной Томи на конкретных примерах рассказывают, какие паттерны поведения отражают фильмы и стоит ли их перенимать.

Теплые семейные отношения на экране: примеры здорового родительства в кино

«Одаренная», фильм, США, 2016 год

В картине рассказывается история маленькой девочки Мэри, математического гения. Ее мать покончила с собой, поэтому ее воспитывает родной брат мамы — Фрэнк. На протяжении всего фильма происходит серьезный конфликт за воспитание Мэри между дядей и ее бабушкой, Ивлин.

Мы обратимся к сцене судебного разбирательства, где решается, кто станет опекуном девочки. Фрэнк настаивает, что Мэри нужна обычная жизнь, наполненная друзьями и детскими радостями. Бабушка убеждена: гениальность требует особого подхода, строгого графика и специализированного обучения. Во время заседания раскрывается, что именно давление Ивлин в прошлом стало одной из причин трагедии в жизни матери Мэри.

Девочка оказывается между двух огней: Фрэнк стремится сохранить ее детство, а бабушка — реализовать собственные амбиции через внучку

При этом мнение самой Мэри долгое время не учитывается. Если влияние дяди помогает сформировать ей здоровую самооценку и способность к эмоциональным связям, то поведение бабушки, напротив, порождает стресс и внутреннюю борьбу.

К счастью, в финале им удается найти компромисс. Мэри живет с дядей, ходит в обычную школу, но параллельно посещает занятия для одаренных в колледже. Этот исход — хороший пример того, как взрослым нужно уметь договариваться и находить общий язык ради блага ребенка, давать ему выбор и понимание разнообразных перспектив. Такое поведение, согласно теории привязанности Д.Боулби, способствует развитию надежной привязанности у детей.

«Это мы», сериал, США, 2016 год

Сериал о Пирсонах, который показывает несколько десятилетий жизни этой семьи и описывает динамику отношений между родственниками.

Джек и Ребекка Пирсоны очень хотят детей и ждут появления на свет тройняшек, но переживают гибель ребенка и забирают к себе приемного младенца. Несмотря на собственное горе, родители справляются с ним вместе и решают дать шанс другому малышу.

В сериале мы видим, как растут дети, развиваются отношения, как благополучные семьи решают конфликты и справляются с трудностями. Несомненно положительная черта этого произведения — постоянное присутствие любви и поддержки между родителями и детьми.

Несмотря на это, здесь показано, что идеальных семей не бывает, и даже в хороших все равно будут случаться недопонимания и конфликты. Этот урок очень оздоравливает — особенно молодых мам, переживающих из-за ссор с ребенком.

Однако проблемы люди решают разными способами. Известный психолог Джон Готтман на основе исследования тысячи пар вывел интересное наблюдение: супруги делятся на два типа в зависимости от того, как они справляются с конфликтами в семье. Он назвал их «разрушители» и «созидатели» (Masters and Disasters): одни стараются уничтожить «противника», забывая, что это их любимый партнер или ребенок, а другие всегда об этом помнят и стараются выйти из ссоры с уважением для всех участников.

В этом сериале много примеров именно «созидателей», они проявляются в ситуациях, когда любящие люди справляются со своими травмами и помогают близким. Они не пытаются добиться правоты любыми способами, а стараются сохранить в семье мир и покой, решив при этом недопонимания.

«Мы купили зоопарк», фильм, США, 2011 год

Фильм основан на реальной истории отца-одиночки Бенджамина Ми, который после смерти жены решает кардинально изменить жизнь своей семьи и покупает дом вместе с зоопарком.

Такое решение — хороший пример нестандартного, но действенного способа преодоления утраты. Вместо того, чтобы замкнуться в боли, отец выбирает создавать новый смысл. Восстановление зоопарка становится для семьи «спасательным кругом», который помогает им пережить горе, переключить энергию на созидание и двигаться дальше. Это важный психологический механизм: позитивные перемены помогают обрести новую цель и выйти из кризиса.

Фильм также показывает, как важно сохранять эмоциональную связь с детьми в трудные периоды. Бенджамину удается найти подход и к подростку, который переживает бунт, и к младшей дочери-мечтательнице. Он не только заботится о них, но и подает личный пример стойкости и веры в свои идеи. Его поступок показывает детям, что, несмотря на потерю, жизнь продолжается, а отец остается для них опорой. Такой опыт формирует у них ощущение безопасности и учит важным ценностям: строить крепкие отношения, не сдаваться перед трудностями и вместе создавать общее дело.

Опасные сценарии: фильмы с разрушающей моделью родительства

«Похороните меня за плинтусом», фильм, Россия, 2009 год

Страшное кино о Саше Савельеве, которого рвут на части своим «воспитанием» мать и бабушка.

Фильм — жесткое напоминание о том, что насилие порождает насилие, а гиперопека и контроль могут быть такими же деструктивными, как и открытая агрессия.

Главный герой живет с бабушкой и дедушкой, которые заменили ему родителей. Однако бабушка превращает заботу в жесткий контроль: запугивает, унижает и подавляет любую самостоятельность. Она уверена, что его мать — ужасный человек, а единственная достойная судьба Саши — быть рядом с ней. Под предлогом любви бабушка лишает мальчика права на собственное мнение и эмоции. Мать Саши — жертва той же гиперопеки, она не может защитить своего сына, поскольку сама ранее не научилась выстраивать границы.

Этот фильм показывает, как травмы передаются из поколения в поколение, а насилие — физическое или психологическое — формирует разрушительные модели поведения.

В отличие от позитивного примера разрешения конфликта между взрослыми в фильме «Одаренная», здесь они больше заняты борьбой за власть и желанием доказать свою позицию, чем благополучием ребенка, и в итоге это противостояние разрушает ему жизнь.

С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, дети, пережившие подобное насилие, вырастают с крайне негативными установками: «Мир — это угроза», «Я ничтожество», «Никому нельзя доверять». Эти убеждения разрушают самооценку, мешают строить отношения и могут привести к проблемам в карьере и жизни. Из раненых детей вырастают небезопасные травмированные родители, которые воспроизводят такую же модель в своих будущих семьях.

«Тоня против всех», фильм, США, Великобритания, 2017

Кино о фигуристке Тоне Хардинг, одной из самых скандальных спортсменок в истории. Он показывает, как девочка из неблагополучной семьи с деспотичной матерью добивается успеха, но сталкивается с несправедливостью спортивной системы, абьюзивными отношениями и, в конечном счете, с громким скандалом, который разрушает ее карьеру.

Обсудим эпизод, в котором мать Тони, Лавона, приходит к дочери после скандала с нападением на Нэнси Керриган — главную соперницу Хардинг. Перед национальным чемпионатом неизвестный напал на Нэнси и ударил ее по ноге железной дубинкой, пытаясь вывести из соревнования. Позже выяснилось, что за организацией нападения стоял бывший муж Тони — Джефф Гиллули — и его друг Шон Экхард. Общественность сделала фигуристку главным виновником, и хотя Хардинг не была напрямую причастна к нападению, ее отстранили от спорта навсегда.

В этот момент Лавона появляется у дочери якобы с утешением и поддержкой. Это кажется неожиданным, поскольку до этого она лишь унижала и избивала Тоню. Однако вскоре становится ясно, что мать пришла с недобрыми намерениями — она тайно записывает разговор на диктофон, надеясь получить компрометирующую информацию, чтобы продать ее журналистам.

Лавона — типичный пример деспотичной матери, у нее ярко выраженные нарциссические черты и, возможно, антисоциальное расстройство. Такие взрослые часто используют детей в качестве инструмента достижения своих целей и гиперкомпенсации желаний, не давая им права на слабость или ошибку. Скорее всего, семья Лавоны воспитывала ее таким же образом, через насилие, холодность и отсутствие любви. Такое воспитание оставляет глубокие травмы: Тоня, даже став чемпионкой, так и не смогла почувствовать свою ценность, не научилась радоваться победам и отделиться от токсичной матери.

Если понимаете, что ваши травмы могут аналогично сказываться на ребенке, попробуйте технику из нарративной психологии — «Переписывание своей истории». Как работает техника? Сначала нужно вспомнить свою историю, прокрутить в голове все воспоминания, связанные с травматическими событиями. Затем определить, какие негативные установки возникли из-за этих ситуаций, и заменить их на позитивные. Например, если в детстве вас любили только за достижения, важно научиться видеть свою ценность независимо от успехов и учить этому своих детей.

«Папы против мам», фильм, Россия, 2023 год

Российская комедия «Папы против мам» на первый взгляд — легкий фильм о семейных разногласиях. Но за юмором скрывается серьезная проблема: родители, уставшие от бытовых ссор, объявляют друг другу бойкот, и их дети оказываются заложниками конфликта.

В результате конфликта дети оказываются в сложной ситуации, они вынуждены лавировать между враждующими сторонами. Перед мамой они ведут себя так, как хочет она, а перед папой — иначе. При этом ответственность за свои ссоры супруги возлагают на детей. Так, сами того не осознавая, родители ставят их в очень затруднительное положение. Психика детей расщепляется на две части и постепенно разрушается.

В долгосрочной перспективе такая модель воспитания приводит к формированию нездоровых сценариев привязанности. Ребенок может вырасти либо удобным, подстраивающимся под всех, с размытыми личными границами, либо с избегающим типом привязанности, неспособный доверять другим людям и строить близкие отношения. Такие дети часто живут с ощущением покинутости, страха ошибки и внутреннего беспокойства.

Конечно, не всегда легко быть взрослым и правильно справляться с эмоциями. Но важно помнить: молчание и бойкоты — самые травмирующие формы конфликта для ребенка. Если нет сил на решение спора, лучше честно проговорить это, а не заставлять детей самим искать выход. Взрослость — это не только про ответственность за себя, но и за эмоциональную безопасность тех, кто рядом.

Хотя анализ любимых фильмов порой полезен, важно помнить: поп-культура — мощный инструмент, но не истина в последней инстанции. Прежде всего потому, что образы в кино часто гиперболизируют, чтобы было проще донести свой посыл до зрителей. Поэтому надо критически оценивать образы родителей на экране, выбирать те, что соответствуют вашим ценностям, и, главное, осознавать какое влияние они оказывают на вас и ваши семьи. Ведь в конечном счете именно мы решаем, какие уроки вынести из кино — и какие передать нашим детям.

Алия Алексеева

Предпринимательница, медийная мама и основательница приложения для развития детей KidsUp.

Фото: кадры из фильмов

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии