«Покровские ворота», «Служебный роман», «Мимино»: где теперь их адреса?

Звезды

65 Просмотры Откликов

Гостиница «Россия»
Гостиница «Россия» в историческом районе Зарядье. 1974 г.
Фото: РИА Новости

Кинематографическая слава столицы понемногу тускнеет. Дома, которые когда-то были полноправными героями любимых фильмов, исчезают либо меняются до неузнаваемости, а режиссеры предпочитают масштабные декорации аутентичным московским дворам.

Но сейчас город, кажется, решил немного исправить ситуацию: фасады знаменитых зданий чистят, красят в исторические цвета, приводят в порядок подъез­ды и крыши. Будто пытаются вернуть им былой лоск, чтобы хоть как-то сохранить связь между кино и реальностью.

Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян
Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино». 1978 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

Вот, например, Дом полярников на Садовой-Кудринской — тот самый, где разворачивалось действие фильма «Полоса препятствий» с молодым Олегом Меньшиковым

Дом отреставрировали, вернули миндально-белый цвет, и сейчас он снова выглядит так, будто вот-вот из-за угла выйдет герой старой картины. А дом сотрудников Академии НКВД на Покровке, знакомый нам по «Убийству свидетеля», теперь сияет благородным бежевым оттенком — старую штукатурку счистили, словно стерли с него пыль времени. Скоро очередь дойдет и до дома на Малой Бронной из «Нежданно-негаданно» — его ждет та же счастливая судьба: чистка, покраска, обновление.
Леонид Броневой
Леонид Броневой в фильме «Покровские ворота». 1982 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media
Дом из «Покровских ворот»
Дом из «Покровских ворот» на Краснопролетарской (в реальности снимали в Нащокинском переулке) изменился до неузнаваемости — теперь это просто еще один московский особняк, лишенный кинематографической магии
Фото: Amm789/Wikipedia.org

Но многое утрачено. Нет больше гостиницы «Россия», где в «Мимино» поселились незадачливые «эндокринологи» Валико и Рубик. Нельзя подняться на ту самую крышу, куда выходила подышать воздухом героиня Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Дом из «Покровских ворот» изменился до неузнаваемости — теперь это просто еще один московский особняк, лишенный кинематографической магии.

И все же кое-что осталось. «Дом со зверями» из «Подкидыша» по-прежнему стоит на своем месте, будто ждет, когда к его подъезду подкатит такси с Фаиной Раневской. Институт, где учились Шурик и Лида («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), по-прежнему работает. «Мужик в пиджаке» из «Джентльменов удачи» как будто застыл во времени: «А кто ж его посадит? Он же памятник!»

Дом на Малой Бронной из «Нежданно-негаданно» тоже скоро ждет реставрация. 2025 г.
Фото: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов/Официальный портал мэра и правительства Москвы

Но Москва для кино больше не та. Режиссеры теперь редко снимают на улицах — зачем, если на «Мосфильме» и в парке «Москино» есть целые кварталы-декорации? Там и Кремль в натуральную величину, и княжеские палаты, и даже Витебский вокзал. Можно воссоздать Москву 40-х для военных драм или снимать в идеальной версии центра города — без проводов, рекламных баннеров и случайных прохожих. Удобно? Безусловно. Практично? Еще бы. Но все же, все же…

Юрий Богатырев и Татьяна Догилева
Юрий Богатырев и Татьяна Догилева в фильме «Нежданно-негаданно». 1983 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

Жаль, что Москва постепенно перестает быть соавтором великих фильмов. Ведь именно ее улицы, набережные, мосты и переулки делали великие картины Калатозова, Рязанова, Данелии, Гайдая, Козакова такими живыми. Именно в этих дворах звучали диалоги, которые мы цитируем десятилетиями, на этих площадях разворачивались сцены, которые знает наизусть вся страна.

Дом из «Подкидыша»
А вот дом из «Подкидыша» стоит на своем месте, будто ждет, когда к его подъезду подкатит такси с Раневской
Фото: РИА Новости
Фаина Раневская
Фаина Раневская в фильме «Подкидыш». 1939 г.
Фото: Mosfilm/Legion-Media

Конечно, декорации — это прогресс. Но разве может искусственный квартал передать дух города так, как это делает настоящий, пропитанный историей дом? Разве стек­лянные небоскребы и новоделы способны вдохновить так же, как старая Москва с ее уютными двориками и атмосферными переулками?

Хочется верить, что город еще вернет себе статус киногероя. Что режиссеры снова будут снимать не только в павильонах, но и на набережных, на проспектах, заберутся на крыши и взглянут на Москву свежим, не замутненным подсчетами затрат взглядом. Что мы еще увидим новые фильмы, где Москва — не просто фон, а живой, дышащий киногерой. Ведь она прекрасна. Не правда ли?

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии