Полине Костюкевич 19 лет. Она талантливая
художница с врожденным чувством композиции, и в ее
жизни были уже две выставки собственных работ. А вообще,
признается мама Полины, картин, написанных дочкой, дома более двух
сотен. На многих из них один и тот же
герой — усато-хвостатая бессменная меховая муза по имени
Мишель.
Мишель — кот породы невский маскарадный,
генератор любви в семье Костюкевичей и главный пароль
к сердцу Полины.
Фото из личного архива семьи
Костюкевич
Дело в том, что Полина живет с аутизмом.
Аутизм заставляет ее бояться новых ощущений, мест, людей
и правил игры в современном обществе. Но он же
создает мир, в котором есть все, что Полина любит: животные,
шум моря, порывы летнего ветра и яркие краски — такие,
как в мультиках, которые она может пересматривать раз
за разом. Такие, как на ее полотнах.
— Я долго не знала, что Полина
особенная девочка, хотя своим поведением она отличалась
от сверстников лет с двух, — вспоминает мама Полины
Ирина.
— Мы списывали это на то, что
в раннем детстве ей пришлось пережить несколько
ортопедических операций
Занимались с ней как с обычным ребенком: где-то процесс
воспитания шел тяжелее, где-то легче, и я, как всякая мама,
надеялась, что с возрастом все выровняется и станет
хорошо.
Но к 6 годам, когда я сама стала
обучать Полину грамоте, осознала: она совсем не может
запомнить буквы. Мы сидели над карточками часами,
и я понимала, что ни один преподаватель
не сможет работать так долго. Да и у Полины
не получалось удерживать внимание, концентрироваться
на том, что мы пытались выучить.
Я, конечно, обращалась к самым разным врачам,
но тогда, в начале двухтысячных, никто еще не ставил
детям диагноз «аутизм»… Все, что нам говорили: «Да, у ребенка
есть особенности»…
Ранние работы Полины
Главная особенность Полины в том, что окружающему
миру очень легко ее травмировать. А потому все, что
ей незнакомо, вызывает у девочки тревогу и желание
спрятаться.
— Полина с раннего детства абсолютно
не может выносить громких звуков. Просто закрывает уши руками,
потому что любой шум для нее — катастрофа. А когда
мы попробовали отвести ее в детский садик,
выяснилось, что она отказывается общаться с другими детьми.
Полине было так страшно, что она могла вообще ни с кем
не разговаривать по несколько часов.
Но самое худшее для Полины — заставлять
ее что-то делать на скорость, в ограниченный
промежуток времени. Поверьте, время для Полины не такое, как
для нас с вами: она не чувствует его течение так, как
другие люди… Время связано у Поли не со стрелками
часов, хотя она и понимает их расположение,
а с определенными действиями, событиями, ассоциациями,
которые известны и понятны только ей.
Автопортрет Полины
Помимо размеренного режима жизни, для Полины очень
важны постоянные, знакомые ей тактильные ощущения: сменить
одежду — травма для девочки, потому что новые вещи иначе
ощущаются на теле.
— Так же и с новыми местами
в городе или в мире, — объясняет Ирина. — Когда
Поля была маленькой, она путешествовала со мной по всей
Европе. А теперь она может отправиться только туда, где
ее ждет что-то знакомое, близкое и родное. Какой-то
ее личный маячок, важная ассоциация с событиями
прошлого.
А еще Полина не может привыкнуть
к новой еде: уже 15 лет ее меню состоит из 8 блюд.
Ее можно привести на любое застолье, с самым
разнообразным меню, но если она не увидит того, что
привычно для нее по запаху и вкусу, — будет сидеть
голодной.
При всей внешней закрытости Полина остро ощущает мир:
например, очень сопереживает всем животным, чувствует
их настроение, ощущения, потребности.
Мы всегда знали это, но не ожидали, что
Мишель станет для нее открытием этого мира — с его
помощью она находит с ним общий язык.
Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Трехмесячный котенок оказался мудрым переводчиком
между Полиной и жизнью, а главное — лучшим другом
для молодой художницы:
— В школе все знали, что у Полины есть
особенности, и учителя следили за тем, чтобы дети вели
себя корректно. Поэтому о буллинге речи не шло… Но
и о дружбе тоже. И я могу это понять: ведь
Полина говорит только о том, что ей интересно. Она
никогда не станет из вежливости подключаться
к разговору, если тема кажется ей скучной. Она
не может поддержать видимость интереса или заставить себя
увлечься тем, что не находит в ней отклика.
Поэтому поддерживать постоянные дружеские отношения
с другим человеком для Полины очень сложно. А вот
с Мишелем все сложилось иначе.
Когда мы принесли этот трехмесячный комок
в дом, Полина спросила: «Ну, и кто это?».
Я ответила: «Это Мишель». (По паспорту имя у кота
еще более аристократичное — «Жан-Мишель»).
Полина сказала, чтобы мы вернули его назад,
но я убедила: нам нужно попробовать хотя бы немного
пожить вместе. И, конечно, уже на вторые сутки расстаться
с этим созданием она не могла.
Мишель удивительно добродушное существо, генерирующее
и отдающее огромное количество любви всем, кто живет
в этом доме. Полине он помогает во всем: они
общаются на понятном только для них языке, вместе рисуют
и ночуют — он всегда стережет ее сон.
Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Мишель ценит не только хорошую живопись,
но и литературу. Мы с Полиной часто читаем друг
другу вслух — так она лучше усваивает информацию.
И Мишель слушает книги так внимательно, как будто понимает
каждое слово. Муж смеется, что кот у нас — истинный
интеллигент.
Помимо дружбы, Мишель дал Полине чувство
ответственности за то, что происходит в доме. Ирина
признается, что благодаря коту ей удалось вовлечь дочку
в реальность, где нужно делать простые бытовые вещи: мыть
миски, менять наполнитель в лотке, пылесосить…
— Полина заботится о Мишеле и через
день пылесосит, потому что у кота очень длинная шерсть
и он оставляет ее по всему дому. Больше того:
Полина выезжает на дачу только потому, что туда нужно отвезти
друга — она видит, что Мишель очень счастлив
на природе.
Это поразительно: насколько Полина замкнута
с людьми, настолько преображается рядом с Мишелем
и когда говорит о нем. Обычно она очень быстро
истощается — 30 минут общения, работы или внимания
к чему-либо уже ее утомляют. Но делиться историями
про Мишеля она может даже в таком состоянии.
Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Полина рассказывает всем, какой Мишель хороший, как
он помогает ей рисовать, как лезет лапой в краску
и оставляет мазки на мольберте, как боится подходить
к открытому окну, но очень хочет ловить бабочек, как
любит шоколад и травы, как хватает ее лапкой
за ноги, когда она идет по квартире. Кстати,
он всегда делает это очень мягко и любезно, без
когтей — как будто просто придерживает, говорит:
«А я тут. Давай поиграем?».
И этой мягкой лапе удается сделать то, что
не под силу большинству людей: достучаться до сердца
Полины и открыть его.
Помимо Мишеля, у Полины есть еще два проводника
в наш мир — мультфильмы и, конечно, рисование:
— Мне, как и многим взрослым, поначалу
казалось: ну мультики и мультики, какие-то пони, кошки…
Ничего серьезного. А когда я посмотрела любимый
мультфильм Полины, оказалось, что он обо всех, в том
числе и глобальных, проблемах, с которыми в своей
жизни сталкивается человек.
Выходит: все, что так или иначе связано
с человеческими отношениями, Полина усваивает с помощью
сюжетов мультфильмов и поступков героев.
Смотреть фильмы с реалистичными, жизненными
сюжетами ей очень трудно, как и разбираться
в перипетиях реальных отношений — это слишком сильно
ее травмирует.
Другое дело — фантастический мир, который
существует в мультфильмах и ее картинах.
Мишель на картинах Полины. Фото из личного архива семьи
КостюкевичейМишель на картинах Полины. Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Рисовать Полина начала еще в 7 лет, как только
пошла в школу — это было единственным, к чему она
проявляла неподдельный интерес.
Но мы долгое время не могли найти
своего преподавателя: и это понятно, не каждый готов
работать, когда настроение ребенка за время занятия может
поменяться кардинально, когда он отказывается рисовать
на бумаге нового формата, когда непонятно — будет ли
вообще какой-то результат.
В какой-то момент я отчаялась найти педагога
для Полины, позвонила своей подруге — белорусской художнице
Людмиле Щемелевой — с просьбой: «Посоветуй хоть
кого-нибудь, кто мог бы заниматься с Полиной»…
Люда ответила, что «хоть кто-нибудь» нам
не нужен, с Полиной будет работать ее сестра
Маргарита.
И Маргарита не просто нашла к Полине
какие-то особые ключи, но и стала для нее важным,
близким, любимым человеком. Полина ценит ее мнение, слышит
ее советы… Да она даже выпекает к ее приходу
печенье! (Улыбается.)
Я думаю, что Маргарита добилась этого
искренностью. Настоящей заинтересованностью в личности Полины
и ее развитии. Способностью увидеть, что эта девочка
может многое, несмотря на то, что видит мир по-другому.
Поначалу Полина рисовала только динозавров,
и Маргарита, не ломая ее, через этих самых динозавров
показывала дочке возможности живописи, учила работать
с разными материалами и в разных техниках. Потом она
очень мягко увела ее от динозавров к другим
темам.
На картинах — родители Полины
Сегодняшние картины Полины полностью отражают
ее фантастическое восприятие мира, перекличку реальности
с нереальностью, которая всегда происходит у Полины
внутри.
И чем больше она рисует, тем сильнее
раскрепощается, тем увереннее себя чувствует: на полотно
проливается то, что у нее в душе. В рисовании, как
и с Мишелем, она абсолютно открыта, не пытается
спрятаться, отдает все, что может. Наверное, дело в том, что
Полина, когда любит, готова совершать над собой какие-то
невероятные усилия.
Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Ирина говорит обо всех особенностях Полины спокойно,
почти буднично. И с безусловным уважением к личному
пространству дочери, в которое она сама не всегда может
найти вход:
— Я, наверное, только недавно смогла говорить обо
всем этом спокойно, потому что пришло принятие, а это процесс
долгий и непростой. И, конечно, потому что я глубоко
люблю свою дочь. Не только как родного человека,
но и как личность, как душу, которая пришла в этот
мир со своей задачей и изменила всех тех, кого встретила
на пути.
Я понимаю чувства мам, которые только-только
узнали, что их дети живут с аутизмом. И хочу сказать
им: пройти этот путь поможет только вера и любовь. Важно
их не потерять, как бы ни было сложно.
Несмотря на то, что мы с Полиной, как
мне кажется, сегодня попробовали все, что предлагает медицина
и педагогика — арт- и иппотерапию,
нейрогимнастику — мы продолжаем поиски.
И я верю: жизнь еще даст подсказки, встречи, события,
которые помогут моей дочери раскрыться.
А пока, помимо живописи и Мишеля,
на Полину потрясающе влияет природа. У нее есть любимое
место в жизни: поселок Юодкранте в заповедном лесу
на берегу Балтийского моря. Мы выбрали его
по неизбежности: когда Полинке было два года,
мы не могли вместе выбраться ни на один
привычный курорт — она отовсюду убегала. В прямом смысле
слова! Маленькая, юркая, подвижная — ей удавалось быстро
скрываться из виду среди людей.
И случайно-неслучайно нашлось это удивительное
место: пустой пляж, заповедный лес и абсолютное отсутствие
чужих людей… Мы ездим туда 17 лет, и Полина считает его
вторым домом, раем на земле. Приехав туда, она может просто
расплакаться и сказать: «Как же я люблю быть
здесь».
Фото из личного архива семьи
Костюкевичей
Когда вокруг — гармония, дети с аутизмом
тоже находят ее в себе. Именно поэтому у них такая
тесная связь с миром природы и животных: там все понятно,
естественно и нечего бояться.
Ну, а что касается мира людей и внутреннего
мира Полины… Мы делаем все возможное, чтобы навести между ними
мосты.
Можно ли до нее достучаться? Да, иногда
получается. Но в этом не помогают никакие навыки,
это просто разговор сердцами, которым удалось услышать друг
друга.
— Мама Полины и благотворительная
общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» ищут место для
продолжения выставки работ молодой художницы «Мой друг Мишель»
и рассматривают все предложения.
Выставка будет носить благотворительный характер.
Собранные средства пойдут не только на краски
и холсты новых произведений, но и на развитие
Полины. Девушке необходимо начать работать с поведенческим
аналитиком, который на профессиональном уровне поможет
выстроить ее быт, общение с родными и внешним миром.
Таких специалистов у нас в стране пока нет. Но они
есть за рубежом и стоят очень недешево.
Как организовать такую работу, мы знаем
и понимаем, что начинать ее нужно именно здесь
и сейчас — с возможности быть увиденной
и услышанной как художник, как личность, как человек
с огромным потенциалом, желаниями, мечтами, интересами. Связаться с мамой Полины можно по телефону: +375
29 615 04 66 (Ирина).
Перечислить деньги можно с помощью ЕРИП
или перевода денег на благотворительный счет организации
«Дети. Аутизм. Родители» с назначением платежа
«Благотворительный взнос для Полины Костюкевич». Телефон для
юридических лиц и подтверждения получения платежа:
+375296425846 (Viber, WhatsApp).
Комментарии