В этом году российский фильм снова
номинирован на "Оскар": "
"Разгром немецких войск под Москвой", "Оскар-1943"
Первый "Оскар" нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.
Фильм начал сниматься в 1941 году по заданию Сталина и был создан в рекордно короткие сроки, ведь перед режиссерами Леонидом Варламовым и Ильей Копалиным, помимо эстетических задач, стояли и чисто утилитарные. Лента должна была служить целям пропаганды — поднимать боевой дух народа, показывать первые победы над фашистами и фиксировать зверства немецкой армии. Однако назвать эту хронику, снятую фронтовыми операторами в нечеловеческих условиях, агиткой — язык не повернется, настолько искренней, драматичной и безжалостно правдивой получилась картина.
Неудивительно, что она удостоилась "Оскара". В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — "Москва наносит ответный удар" (Moscow Strikes Back).
"Баллада о солдате", "Оскар-1962"
И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.
Но на "Оскар" фильм Григория Чухрая претендовал не в категории "Лучший иностранный фильм", а, пожалуй, в более престижной номинации — "Лучший оригинальный сценарий".
Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации
"Война и мир", "Оскар-1969"
И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.
Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже "Игре престолов" не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и "Золотой глобус". На "Оскаре" у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.
Людмила Савельева на премии
"Оскар-1969"
"Братья Карамазовы", "Оскар-1970"
Еще одну номинацию на "Оскар" нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический "Идиот" с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя "Братья Карамазовы" режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.
Фильм получил международное признание и был номинирован на
"Оскар", однако в тот год победа досталась не "Братьям". Не можем
не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому
"Чайковский", "Оскар-1972"
Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на "Оскар" — "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший саундтрек", но не выиграл ни в одной.
Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя "Щелкунчика" и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, "возможно, могло быть иначе".
"...А зори здесь тихие", "Оскар-1973"
...зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего "Оскара", зрителей во всем мире она просто покорила.
Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.
"Дерсу Узала", "Оскар-1976"
Второй художественный "Оскар" СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.
"Изменить" стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с "лесным человеком" по имени Дерсу Узала.
"Белый Бим Черное Ухо", "Оскар-1979"
Непонятно, как можно считать "Хатико" самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть "Белый Бим Черное Ухо" Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.
Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост ("Вся жизнь впереди"). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.
"Москва слезам не верит", "Оскар-1981"
А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.
Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!
"Частная жизнь", "Оскар-1983"
И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на "Оскар" удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: "Оскар" фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.
"Военно-полевой роман", "Оскар-1985"
Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского "Военно-полевой роман" не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине "Диагональ слона" с явным антисоветским настроением.
Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.
"Очи черные", "Оскар-1988"
А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом "Дерсу Узала": хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента "Очи черные" выдвигалась все-таки именно как итальянская.
Впрочем, на "Оскаре" номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.
"Урга — территория любви", "Оскар-1993"
Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. "Оскар" фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.
"Утомленные солнцем", "Оскар-1995"
С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.
У соперников "Утомленных солнцем" в тот год на "Оскаре" не было шансов — уверенная победа в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
"Кавказский пленник", "Оскар-1997"
Не только фильмы Михалкова часто оказывались на "Оскаре", но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего "Кавказский пленник" с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.
Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.
"Вор", "Оскар-1998"
Сын режиссера "Баллады о солдате" Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до "Оскара" — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.
Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — "Русалка" Александра Петрова, представленная в категории "Лучший короткометражный анимационный фильм".
"Восток-Запад", "Оскар-2000"
Этот фильм Россия снимала совместно с несколькими другими странами, но на "Оскаре" в 2000 году картина представляла Францию. Режиссер был французский (Режис Варнье), а вот история — нашей: советский репатриант Алексей Головин (Олег Меньшиков) после Второй мировой войны возвращается на родину вместе с женой-француженкой и сталкивается с суровой действительностью тоталитарного сталинского режима.
Но выиграл в тот год Педро Альмодовар с лентой "Все о моей матери".
"12", "Оскар-2008"
В России судебную драму Никиты Михалкова о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима, критики обласкали, а вот с "Оскара" фильм уезжал несолоно хлебавши. Оно и понятно — уж слишком амбициозным был замысел: оригинальный американский фильм Сидни Люмета "12 разгневанных мужчин", которым вдохновлялся Никита Сергеевич, в США имеет статус культового.
"Старик и море", "Оскар-2000"
Крупная победа ярославского мультипликатора Александра Петрова и всей российской анимации в целом. Фильм "Старик и море", снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории "Лучший короткометражный анимационный фильм".
Это была уже третья номинация на "Оскар" Петрова (после "Коровы" в 1990-м и "Русалки" в 1998-м) — и первая победа. В 2008 году работа художника "Моя любовь" снова получила номинацию, но победу не одержала.
"Старик и море"
"Моя любовь"
"Левиафан", "Оскар-2015"
Суровая драма Андрея Звягинцева "
"Нелюбовь", "Оскар-2018"
Похоже, Андрей Звягинцев претендует на лавры Никиты Михалкова,
который на данный момент является рекордсменом среди отечественных
режиссеров по количеству номинаций на "Оскар". У "
Обычная, на первый взгляд, семейная драма, которая приводит к чудовищной трагедии, не оставила равнодушным никого — настолько безжалостно режиссер препарирует человеческую натуру.
В ночь с 4 на 5 марта SPLETNIK.RU в режиме онлайн проведет текстовую трансляцию церемонии вручения премии "Оскар" — ищите на нашем сайте все самые интересные подробности мероприятия!
А в нашей
Комментарии