1 июля 2023 года демпфер для нефтяников должны были сократить в два раза. Это позволило бы сэкономить порядка 30 млрд рублей в месяц бюджетных расходов. Впрочем, весной бензин начал стремительно дорожать на бирже, что всерьёз обеспокоило и бизнес, и простых автомобилистов. В результате ожидаемые поправки к налоговому кодексу так и не внесли в Госдуму. Соответственно, вступление в силу этих изменений переносится.
— Решение по снижению выплат государством в двукратном размере нефтяным компаниям, которое должно было произойти с 1 июля текущего года, отложено на неопределённый срок. В мае законопроект Минфина о сокращении бюджетных субсидий правительством не был согласован и ближайший срок рассмотрения перенесён на начало августа. Вероятно, это решение было принято ввиду того, что существуют опасения по поводу повышения розничных цен на автозаправках
Демпферный механизм используется государством для смягчения цен на внутреннем рынке. Суть его заключается в том, что государство доплачивает нефтяным производителям разницу в цене на бензин и дизельное топливо, если экспортная цена превышает цену на внутреннем рынке. В прошлом году, когда правительство сократило выплаты по демпферному механизму, это привело к дефициту автомобильного топлива на внутреннем рынке, который продолжается до сих пор, поскольку для нефтяных компаний выгоднее экспортировать бензин за рубеж. Также, в связи с сокращением предложения бензина на бирже, только за апрель текущего года цены на АИ-92 и АИ-95 подскочили на 20%, достигнув рекордных значений.
— По всей видимости, это также стало одной из причин, почему правительство пока отложило решение о сокращении выплат в рамках демпферного механизма. Несмотря на то что Минэнерго призвало нефтяные компании увеличить объёмы поставок топлива на внутренний рынок, оптовые цены продолжили рост, и в будущем это может сказаться на конечном потребителе, — пояснил Георгий Свирин.
Как сообщила исследовательская группа "Петромаркет", чистая прибыль автозаправочных станций при продаже АИ-92 и АИ-95 составляет уже менее одного рубля за литр, поэтому, скорее всего, в июне цены вырастут. Уже с 16 по 22 мая стоимость бензина на АЗС увеличилась на 0,2% по сравнению с прошлой неделей. Однако, прогнозирует Георгий Свирин, сильного повышения цен ожидать не стоит, так как стоимость бензина и дизеля на внутреннем рынке регулируется государством, которое позволит повысить цены только в пределах инфляции. Годовой уровень инфляции пока невысокий и в пределах нормы, по официальным данным, на конец апреля составлял 2,3%.
— Считаю решение правительства правильным и своевременным. Дело в том, что маржа АЗС сейчас и так на грани рентабельности. Тогда как бензин на бирже бьёт исторические рекорды уже больше полумесяца. Был взят потолок за тонну АИ-95, и динамика сохраняется положительной. Пусть с небольшим отставанием, но АИ-92 и летний дизель тоже уверенно растут, — рассказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.
По его словам, роста цен в рознице пока незаметно как раз именно из-за механизма демпфера, который и было решено сохранить. Иначе стоимость топлива на бензоколонках резко вырастет.
— Понятно, что надо как-то подлатать бюджет, который идёт с отставанием. Но если механизм демпферов отменить, то мы увидим скачок цен в вилке пяти-шести рублей за литр уже к июлю. Тогда как при сохранении текущего положения подорожание будет в районе трёх рублей к концу лета, — добавил Артём Деев.
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Комментарии