

«Однажды я увидела Спивакова в действии. Напали на нас в двух шагах от отеля «Рафаэль»
—
— Вы сейчас нарисовали идеальную картину мира. Не думайте, что мне предложили Теннесси Уильямса, Чехова, а я сидела и размышляла: ой нет, это я не хочу, это я не буду, а вот это, пожалуй, попробую. На самом деле, если у человека с моим характером был такой долгий перерыв в профессии, он берется за все. В юности, когда я снималась в кино, в Ереване, на «Арменфильме», главные роли шли косяком. Но мне предлагали еще массу каких-то съемок, в том числе эпизодов, и я эти сценарии не читала. А папа говорил: «Снимайся во всем, потому что может наступить время, когда не будет даже эпизодов». С тех пор я про это помню. Конечно, откровенный «мусор» играть не буду. Но для меня сейчас главное — продолжать в том же темпе, в котором последние годы идет моя театральная жизнь, и играть, играть, играть. У меня с коллегами есть, например, антрепризный спектакль «Высокая вода венецианцев», который мы сейчас редко играем, но вот недавно возили его в Ташкент на фестиваль. Я счастлива, что уже шесть лет выхожу на сцену «Гоголь-центра» в спектакле «Машина Мюллер».
Сверхзадача, которую, кажется, частично удается выполнять, — увести зрительское представление о себе как можно дальше от классической музыки, с которой меня обычно ассоциируют. Мне важно снять с себя эту табличку, этот ярлык… Тут очень сложная история для психолога. Классическая музыка — моя среда, моя кровь. Я с детства в этом живу. Папа, мама, бабушка — музыканты. Естественно, я училась в музыкальной школе. Но в 17 лет отрастила длинные ногти, закрыла крышку рояля и сказала: никогда больше. И поступила в театральный институт в Москве. Но музыка всю жизнь накрывала меня как волна. Сначала муж, потом телеканал «Культура», где я веду программу «Сати. Нескучная классика»… Причем там я тоже иногда старалась сломать стереотип и предлагала: «А давайте я буду вести ток-шоу о жизни». — «Нет, твоя ниша — музыка». В какой-то момент я поняла, что смешно сопротивляться, потому что в силу жизненных обстоятельств знаю музыку, понимаю ее, на одном языке говорю с музыкантами. Это уникальный багаж. Но, с другой стороны, я же себя готовила не к этому, когда пять лет училась в ГИТИСе, у меня большая насмотренность и накопленный годами опыт именно драматической актрисы.
— Возвращаясь к вашей героине в спектакле. Известный факт:
Мария Каллас сказала Онассису: «Если хочешь, я не буду петь». И
отказалась от своего дара. Думаю, это немножко о вас. Потому что
ваш муж

— Параллель для меня неочевидная. Ведь Каллас была мегазвездой,
а Онассис — просто толстосумом, ревностно относившимся к ее славе!
В моем же случае все было иначе. Представьте ситуацию. Мне 22 года,
я выпускница ГИТИСа и выхожу замуж за очень известного музыканта,
дружеский круг которого —
То есть нашлось бы во мне тогда больше рвения и куража,
возможно, жизнь театральная сложилась бы по-другому. Хотя вряд ли.
Приоритеты были выстроены иначе, мне хотелось создать семью. Ведь
Володе было почти сорок, а семьи как таковой он никогда не имел. И
вообще, долгие годы всепоглощающая любовь к нему и детям не
оставляла во мне места для профессии… Как говорит
— Фанни Ардан в свое время тоже играла Марию Каллас…
— Да, я ее видела в спектакле «Мастер-класс», который ставил в
свое время
Когда пропал голос, не стало сцены, предал любимый человек, жизнь Каллас продолжалась, но закончилась судьба. Она потихоньку перестала общаться сначала с одним другом, потом с другим. Замкнулась в каком-то пузыре, где говорила только со своим прошлым, только с тенями. Она жила в центре Парижа, в квартире с зашторенными окнами. Принимала много лекарств — снотворных, транквилизаторов, антидепрессантов. После внезапной смерти ее быстро кремировали, хотя Мария была православной гречанкой и не хотела этого. Были конспирологические версии ее ухода в возрасте 53 лет. Мы же выдвигаем гипотезу, что она просто включила программу самоуничтожения…

Эта история важна для меня еще и потому, что я фактически знала Каллас через одно рукопожатие. Мишель Глотц, ее артистический директор и близкий друг, с 1997 года и до самой своей кончины в 2010 году был импресарио моего мужа. И Мишель так много рассказывал о Каллас каких-то бытовых деталей, что стало казаться, будто я ее прекрасно знаю. Он вспоминал, как она, еще молодая, чуть за сорок, вдруг стала бояться выходить к публике, как невероятно волновалась, хотя голос был еще в порядке…
— Интересно, многие ли из тех, кто обладает божественным даром, волнуются перед встречей с публикой?
— Многие. Например, великий пианист Алексис Вайсенберг волновался безумно. Я как-то пришла перед концертом за кулисы и увидела, как помощница льет ему на руки из чайника практически кипяток. Он говорил: «Я должен согреть руки, я должен согреть руки…» От волнения у него пальцы становились ледяными… Еще помню, как была в Мадриде на концерте Дмитрия Башкирова, замечательного пианиста и потрясающего педагога, зашла в антракте в его маленькую артистическую уборную. А он нервно ходил из угла в угол с искаженным лицом и говорил: «С собой поладить не могу». Вот это «с собой поладить не могу» — очень страшная история… Далеко ходить не надо. Мой муж всю жизнь играл на скрипке как бог, и у него, как у всех великих скрипачей-солистов, был определенный репертуар больших скрипичных концертов. Допустим, концерт Чайковского — это концерт для супер-виртуоза, но Володе он удавался фантастически. И все же с годами муж все менее охотно соглашался его исполнять. Помню концерт в Варшаве лет пятнадцать назад. Огромный зал, дирижер Энтони Вит. Все получилось идеально, просто «пластиночная» версия. Я влетела за кулисы, говорю: «Володенька, ну как же ты играешь!» — «Но больше я этот концерт не буду играть. Не ставьте мне его больше в репертуар». — «Почему?» — «Потому что сегодня я его сыграл именно так, как мне хотелось, лучше у меня уже никогда не получится, а хуже не хочу».
— Ему страшно быть неидеальным?
— Наверное.

— А вам страшно быть неидеальной?
— Нет. Мне уже ничего не страшно, в моем случае можно руководствоваться формулой: «не бойтесь совершенства, его вы не достигнете». Но волнение, конечно, мне знакомо. Вот уже раз пятьдесят играла спектакль «Наше всё…» Тургенев. Метафизика любви» в Театре Наций, но за 10—15 минут всякий раз начинается… Уже подключили все микрофоны, и тут, простите, срочно надо в туалет. Смотрю в зеркало, мне кажется, что здесь недокрашено, тут прядь не так лежит. И руки холодные. У меня есть несколько амулетов, которые надо подержать в руке, но до конца волнение не уходит. В спектакле «Машина Мюллер» первые 15 минут, пока зрители собираются в зале, я и главный герой лежим на сцене, я в темных очках. Первое время закрывала глаза, потому что по-другому страшно. Потом стала экспериментировать. Дай-ка, думаю, все-таки открою глаза под темными очками и посмотрю минуточку, после первого звонка, до первых трех зрителей, а потом закрою. Дальше я уже осмелела до того, что стала смотреть, насколько заполнен зал, а он всегда заполнен на этом спектакле. Но чтобы так осмелеть, нужно было сыграть спектакль больше 60 раз. Как говорил Иегуди Менухин (выдающийся американский скрипач и дирижер. — Прим. ред.): «Если волнуешься, просто иди от задачи к задаче, и все».
— Иегуди Менухин медитировал перед концертами, он же был йог.
— Да, он иногда просто на голове стоял в асане. Я видела, как Менухин лежал на полу под распятием в часовне, в которой должен был состояться концерт. Настраивался. Но он, кстати, никогда не волновался.
— Вы общались с таким количеством гениев! Возможно, знаете, что в них особенного?

— Кроме таланта их отличает невероятная непосредственность и детскость восприятия мира. Мы же все как приемники, но работающие с диким количеством помех, вот у гениев практически нет этих помех. У них все как будто в первый раз и каждый день миллион открытий.
— Ростропович гений?
— Безусловно, абсолютный. Очень непосредственный. Помню, как мы встречали Новый, 1990 год в Германии. И Ростропович пригласил Спивакова и Башмета играть 30-го и 31 декабря со знаменитым Берлинским филармоническим оркестром, которым он дирижировал. 30-го был просто концерт для публики, а 31-го — концерт-символ, который шел в прямой трансляции по всему миру. Помню эти бешеные нервы у всех. Спиваков играл вальс-скерцо Чайковского. Обычно его играют студенты. Но было такое психологическое напряжение оттого, что весь мир на тебя смотрит… Я редко видела, чтобы муж так нервничал, как в тот раз, исполняя музыкально несложное сочинение...
Мы жили в трех разных отелях в шаговой доступности. Ростропович сказал: «Старики, встречаем Новый год в нашем с Галиной номере, только ничего не приносите». И вот концерт закончился, был уже вечер, и я говорю мужу: «Пойдем погуляем, еще девять, а Слава ждет нас в одиннадцать встречать Новый год». Володя ответил: «Я должен позаниматься». Ему ведь предстояли еще концерты в первых числах января. Пошла гулять одна. Помню потрясающее ощущение праздника: как будто бы весь мир справлял чью-то бесшабашную пьяную свадьбу. В ноябре пала Берлинская стена, на улицах еще лежали гигантские обломки. Поскольку было тепло, публика в каких-то легких пальто, в босоножках. Все пьяные и счастливые, целуются, обнимаются, хоть никто друг друга не знает. Пиво с вином хлещут вперемешку. Потом мы встречали Новый год в номере отеля, вокруг маленького стола с водочкой, селедочкой, с черным хлебом. Это Ростропович утром ходил на рынок и нашел там русский магазин. Купил и грибов соленых, и огурчики. И еще какой-то домик керамический со свечкой внутри. Ну казалось бы, гениальный человек, мог бы кому-то поручить — нет, он все сам: и бегал за продуктами, и стол сервировал… Вшестером — Юра Башмет с женой Наташей, мы с Володей и Галина Павловна с Мстиславом Леопольдовичем — сидели, наверное, часов до пяти утра. Боюсь, это самое приличное, что я могу рассказать.
— Потому что классические музыканты — большие хулиганы!

— Конечно! Муж хулиганит безумно. По крайней мере, раньше хулиганил. У меня ощущение, что классические музыканты обладают гораздо большим чувством юмора и большей изобретательностью, чем актеры. Музыка — язык более метафоричный. Да, у них совершенно другое восприятие. Они одарены в самых разных сферах, кроме музыки…
— Ваш муж, например, прекрасно боксирует.
— Это миф! На самом деле он давно не боксировал. Начал в школе, потому что ему, интеллигентному мальчику со скрипочкой, нужно было защищаться от шпаны. Ходил в секцию с 16 до 20 лет, получил юношеский разряд. Но потом в консерватории его педагог Юрий Исаевич Янкелевич стал подозревать, что Володя выпивает. А он не пьет алкоголь совсем. От него пахло спиртом, потому что ему примочки постоянно делали от синяков. И когда педагог узнал, что Володя ходит в секцию бокса, сказал: «Либо ты занимаешься только скрипкой, либо уходишь из моего класса». Но Володя до сих пор иногда любит перчатки надеть и показать какой-то хук или апперкот. И фотографироваться так любит.
— Когда-нибудь он вас защищал?
— Эта история тоже связана с Ростроповичем. Мы были у них в гостях после Володиного концерта в Париже. Посидели допоздна, потом пошли в наш отель. Володя в светлом плаще, у него скрипка в футляре, а там деньги за три концерта (это еще времена, когда весь заработок полагалось отдавать в Госконцерт). Я на каблуках, несу его фрак. Напали на нас в двух шагах от отеля «Рафаэль» на авеню Клебер. Три человека — африканец, два араба. Я увидела, как мощный кулак летит в лицо моего мужа. Уходя от удара, Володя споткнулся и упал. Скрипка отлетела. Я упала на землю, инстинктивно закрывая ее собой. Трое обступили Володю, в воздухе мелькнул нож. Я стала орать. Муж потом шутил: «Ты орала как тысяча армянских женщин». Было действительно страшно, в какой-то момент подумалось, что его сейчас убьют у меня на глазах! Но тут я увидела Спивакова в действии. Он размахнулся и ударил одного прямо в нос. Хлынула кровь. Спиваков вскочил и пошел на них, страшно матерясь. Он выглядел свирепым, как Леонов в фильме «Джентльмены удачи», который орал: «Пасть порву, моргалы выколю!» И бандиты разбежались. Володя был в эйфории, ведь он их всех победил. Когда мы прилетели в Москву, оказалось, у мужа сломаны ребра, он потом долго ходил в корсете.


Один раз Спиваков подрался в самолете, но я была в Москве и этого не видела. Мне потом позвонили и сказали, что по радио сообщили: он кому-то дал по морде. Позже я стала свидетелем еще одной истории. Мы ехали на машине в Испании, муж за рулем, я рядом. На коленях сумка, я говорила по мобильному телефону. На светофоре мы остановились. Окна открыты — муж не выносит кондиционера. И вдруг справа в окне появляется лицо с выражением «меня здесь нет, я вас не отвлекаю», и чья-то рука тянется к моей сумке. А слева перед моим носом в это лицо летит кулак моего мужа и попадает ему между глаз. Это одна секунда. Следующая секунда — человек отлетает, я слышу звук падающего тела. Видимо, он подъехал на скутере к перекрестку, остановился на светофоре, увидел, что сидит дамочка с полураскрытой сумкой, в которой кошелек, болтает по телефону. И какой-то милый седой дядечка за рулем. И вот он так залез на секундочку в эту машину, а его выбило, как пробку из бутылки. Что с ним было дальше, я не знаю, потому что зажегся зеленый свет, и я услышала: «Закрой окно, что ты сидишь как дура с открытой сумкой, да если бы не моя реакция…»
— Скажите, вы в судьбу верите? Могло случиться так, что вы бы не встретили Спивакова?
— Нет, невозможно было не встретить Спивакова. Ведь своих людей
сразу видишь. Это относится не только к любви, но и к дружбе. У
меня бывали случаи, когда входит человек, и такое ощущение, что я
знала его когда-то. Или что я его долго-долго ждала, и вот он
пришел.
— Мне Фрейндлих рассказывала, как им в театре очень не хватало Товстоногова после его ухода, и, чтобы пообщаться, они устроили спиритический сеанс.
— Я это очень понимаю. Вообще всех этих великих ушедших от нас людей очень не хватает.

— Когда я недавно перечитывала вашу первую книгу, я поймала себя на мысли, что многих, о ком вы пишете, уже нет с нами.
— Но связь не прерывается. Остается энергия. Я очень верю в энергии! У меня везде стоят в рамках фотографии дорогих людей, и тех, кто ушел, и тех, кто жив. Утром просыпаюсь и вижу фото, где мы с Фанни сидим в обнимку, значит, все хорошо. А есть фотография, подписанная Георгием Александровичем Товстоноговым. 1987 год, он, Володя и я у него в кабинете. А еще как-то раз Товстоногов с сестрой Нателой подарили нам рог для вина в серебре, он у нас дома стоит. Храню и подаренную Товстоноговым маленькую серебряную табакерочку. Мне важно, чтобы эти вещи были рядом.
— Удивительно, как вам удалось, выйдя замуж совсем юной за выдающегося человека, который старше вас на целое поколение, не потеряться рядом с ним, остаться отдельной личностью.
— Наверное, это воспитание. Мой отец всегда говорил, что женщина
не декоративное существо, она должна иметь свое дело, быть
личностью, иначе мужчине с ней рано или поздно станет скучно. Я ни
в коем случае не считаю, что личностью не является женщина, которая
всю себя посвятила мужу, стала ему тылом, фундаментом. Я знаю таких
женщин в музыкальном мире, честь им и хвала, я преклоняюсь. Но сама
не смогла бы так существовать. И, более того, у меня ощущение, что
Спивакову в какой-то момент стало бы очень скучно, если бы я была
только при нем, он бы сошел с ума. Понимаю, что живу с личностью
мирового масштаба. Его дар — это вершина, до которой мало кто смог
бы добраться. Ну а я — спокойненько в своем уголочке «починяю свой
примус». Бывает, встречаются две глыбы:
— В одном интервью вы говорили, что больше жена, чем мать. И все же, какая вы мама? Как воспитывали дочерей?

— Я разрывалась между тем, чтобы быть с ними и чтобы ездить с Володей на гастроли. К счастью, была жива моя мама, которая помогала мне. Так что, когда я уезжала, оставляла дочек не на нянек, а с бабушкой. Иногда кого-то из девочек брала с собой. У нас с ними, к счастью, не было никаких проблем, никаких кризисов. Это не значит, что мы никогда с дочерьми не конфликтовали. Но вот я знаю много случаев, когда дети по отношению к родителям находятся в дикой, совершенно глухой оппозиции, живут с какой-то затаенной жуткой обидой на них, или когда родители безумно недовольны достижениями детей, даже если они этого не показывают. К счастью, у нас этого не было никогда. Я даже не помню детально, как дочерей воспитывала, но меня абсолютно устраивает результат. Они умные, талантливые, целеустремленные. И теперь уже они меня воспитывают, а я их слушаюсь, советуюсь с ними. Считаю, что главное мое достижение — теперь, когда они взрослые, а я еще не старая, — общение с ними как равной с равными. И с отцом у них то же самое. Сейчас же распространены чаты в мессенджерах, так у них с Володей отдельный чат, а со мной отдельный. Не знаю, как называется чат со Спиваковым. Но название нашего — французское, шутливое и не очень переводимое.
— Ваша старшая дочь Катя живет в Америке. Она клипмейкер и музыкальный продюсер...

— Да. Продюсер именно по части видеоконтента. Очень этим увлечена. Она замечательно пишет, училась на сценариста и всегда хотела заниматься кино, даже снимала короткометражки. До сих пор пишет стихи и очень интересные истории в форме японских хайку. Но сейчас ей интересен видеоконтент.
— Ваша средняя дочь Татьяна — актриса, как и вы.
— Актриса и режиссер. Меня это поражает, потому что я исполнитель, солдат, что мне режиссер сказал, то и де?
Комментарии