Без диплома телевизионщика: Как художник Ворошилов обманул систему и создал культ
Телепередача «Что? Где? Когда?» впервые вышла в эфир Центрального телевидения СССР в 1975 году. В то время телевидение находилось на подъёме, а общество жаждало новых форматов. В таких условиях зрителям предложили уникальное для тех времён зрелище: не соревнование спортсменов или артистов, не обсуждение новостей или политических реалий, а напряжённая битва умов, где знания, логика и интуиция становились главным оружием.
Её автором стал Владимир Ворошилов — художник по образованию, режиссёр и телеведущий, человек необыкновенной харизмы. Именно он сумел объединить театральность, интеллектуальность и телевизионную динамику в один уникальный формат.
Изначально идея игры выглядела просто: зрители направляли свои вопросы, а команда знатоков пыталась на них ответить в ограниченное время. Однако за этой простотой скрывался целый комплекс организационных и режиссёрских решений. На экране впервые появилась концепция, где аудитория не просто наблюдает за происходящим, а активно участвует в процессе, поскольку именно её вопросы определяли ход игры. Поэтому «Что? Где? Когда?» можно считать одной из первых интерактивных программ на советском телевидении.
Первые выпуски проходили в формате телеспектакля
Интересно, что в самом начале передачи не существовало привычного сегодня «волчка» — вращающегося барабана, определяющего, чей вопрос будет задан. Он появился лишь в 1980 году и сразу стал символом программы, подчеркнув её азарт и непредсказуемость. С этого момента каждая игра превращалась в маленькое шоу, где случай и судьба играли не меньшую роль, чем знания.
Режиссёр вместо гуру: Почему после Ворошилова ведущим взяли непубличного Крюка
В СССР передача выполняла особую функцию. Она демонстрировала, что в социалистическом обществе интеллект — это ценность, которая достойна массового внимания. «Что? Где? Когда?» предлагала идеал эрудита, способного быстро мыслить и принимать решения. Именно тогда появились первые «звёздные» знатоки, имена которых знала вся страна: Александр Друзь, Наталья Соловьёва и другие.
ЧГК фактически стала первым интерактивным интеллектуальным шоу. Фото © ТАСС / Игорь Зотин
Зрительские письма шли мешками, поскольку им предоставили уникальную возможность — сыграть против знатоков. Победа зрителей считалась не менее значимой, чем успех игроков за столом.
В конце 1980-х годов программа пережила переосмысление. Атмосфера экспериментов не обошла стороной интеллектуальную игру: вопросы стали более разнообразными, а иногда даже провокационными. На телевидении появилось больше развлекательных шоу, и «Что? Где? Когда?» пришлось конкурировать за внимание зрителей.
В 1990-е годы игра сохранила своё уникальное место, хотя общество переживало кризис. В условиях хаоса и нестабильности программа напоминала о том, что интеллект и культура остаются важными ценностями. Ведущим по-прежнему оставался Ворошилов, и именно его фигура помогла сохранить передачу в непростое для страны время.
После смерти Владимира Ворошилова в 2001 году ведущим стал Борис Крюк, который ранее был режиссёром программы. Он сохранил традиции, но внёс и новые элементы. Появились специальные выпуски, расширился состав знатоков, усилилась визуальная составляющая.
Борис Крюк ведёт ЧГК с 2001 года. Фото © ТАСС / Вадим Тараканов
К этому времени игра окончательно превратилась в культовую. Существовали даже клубы поклонников передачи, а имена «долгожителей» среди знатоков вошли в культурный обиход.
Сегодня «Что? Где? Когда?» продолжает выходить на Первом канале и остаётся одной из немногих программ с советским «стажем», сохранившихся в эфире. Несмотря на то что телевидение изменилось и уступает позиции интернету, игра держит планку. Для многих зрителей она — островок традиции, интеллектуальное шоу, которое противопоставляется массовому развлекательному формату.
Украденный саундтрек и волчок-самозванец: Какие символы «ЧГК» появились по ошибке
Вращающийся барабан, который стал одним из главных атрибутов проекта, появился только спустя пять лет после первого выпуска. Он не только сделал игру зрелищнее, но и стал символом случайности, подчёркивая, что даже самые умные не могут контролировать всё.
Особый интерес к этой передаче вызывает её закрытость. Войти в клуб знатоков нельзя по открытому конкурсу. Кандидаты отбираются по рекомендациям действующих участников и редакторов программы.
Музыкой, сопровождающей игру, служит фрагмент произведения Михаила Спиридонова «Времена года». Сегодня данная мелодия воспринимается в массовом сознании не иначе как «саундтрек интеллекта».
В советские годы редакция телепередачи получала сотни тысяч писем ежегодно. Многие вопросы писались от руки и сопровождались иллюстрациями. Существовали даже случаи, когда зрители целыми коллективами придумывали задания.
Как волчок на самом деле решает судьбу миллионов. Фото © ТАСС / Борис Дембицкий
Ещё одним новшеством, которое запустила передача «Что? Где? Когда?» стал «чёрный ящик». Первый ящик советские телезрители увидели в 1983 году. Тогда в нём находилась старинная антиалкогольная рюмка, которая создавала у человека иллюзию, что в ней плавают мухи. В дальнейшем формат «чёрного ящика» переняли и другие телепроекты, например «Поле чудес».
Вопрос, который сломал всех: Зачем пилотов кормят разной едой и почему знатоки его ненавидят
- Из художников в игре «Что? Где? Когда?» чаще всего говорили о Леонардо да Винчи, из поэтов — о Пушкине, из писателей — о Набокове. А какой учёный чаще всего упоминался в игре «Что? Где? Когда?» (Ответ: Сергей Королёв. Дело в том, что тогда из игры в игру телезрителей призывали присылать письма с вопросами по одному адресу: г. Москва, ул. Академика Королёва, д. 12.)
- Какое правило неукоснительно соблюдают стюардессы всех американских авиакомпаний при кормлении первого и второго пилотов самолёта? (Ответ: пилотов кормят разной едой, так как в этом случае риск отравления минимальный.)
- Внимание, два чёрных ящика! В этих чёрных ящиках находятся похожие предметы, но между ними есть и различия. То, что в маленьком, поменьше и там есть, например, деревня. А в большом деревни ещё нет, но зато есть город. В маленьком — двор, а в большом — поле. В маленьком — речка, а в большом — пруды. В маленьком — остров, а в большом — горы. Что же находится в каждом из ящиков? (Ответ: в маленьком чёрном ящике схема метро Санкт-Петербурга, в большом — схема метро Москвы.)
Комментарии