О феномене групповой динамики, определяющей женскую идентичность, рассуждает наш эксперт, психолог и писатель, автор книги «Права и счастлива» Татьяна Огнева-Сальвони.
Групповая динамика была всегда. До нас дошли сведения том, что носили женщины в 20-х—30-х годах ХХ века и какой тренд в женском поведении был в фаворе.
Неожиданно короткие платья (для того времени короткие), короткие волосы, бурная эмансипация полным ходом, первые кардинальные нововведения в институт брака, отчаянные эксперименты и поиски новых форм отношений мужчина-женщина.
Потом — возвращение к традиционным семейным ценностям, потом вновь бурная оттепель, а затем очередной беби-бум, семейное гнездо, консервативные ценности. То женщина освобождается из-под гнета домашнего рабства и идет на работу, начинает учиться и получает равные права с мужчинами, то подрастает новое поколение девушек и говорит, нафиг нам эти ваши права, буду дома сидеть и борщи варить, хочу как бабушка. Но если раньше тренды менялись вместе со сменой субпоколений, то теперь групповая динамика из-за развития интернета чрезвычайно ускорилась.
В начале нашего века уже 85% населения Земли проводили в интернете в среднем по 9,3 часа в сутки. Но тогда еще были в ходу не очень удобные для общения форумы и чаты. С появлением соцсетей в каждом смартфоне, где люди быстро объединяются в группы по интересам и активно присутствуют там до 14 часов в сутки, социальные тренды разлетаются с невероятной скоростью. Если раньше один поведенческий тренд жил около 8–10 лет, пока не подрастало новое субпоколение, которое определяло новый вектор развития и новые ценности в обществе, сегодня модные веяния «сгорают» за год-два
Вот какие какие крупные тренды сменились за последнее десятилетие.
Стервы

- Фото
- CoffeeAndMilk/ E+/ Getty Images
Конец первого десятилетия нашего века ознаменовался формированием новой шуточной «науки» — стервологии. Впрочем, на тот момент ее вполне серьезно преподавали на многочисленных курсах свежеиспеченные коучи (это словечко тоже тогда пришло в активный лексикон продвинутых сограждан и вошло в зенит славы), а пособия-учебники «Как быть стервой» были столь многочисленны, что в книжных магазинах им выделялась отдельная секция. Определение стервы плюс минус такое: сильная, уверенная в себе, красивая, очень ухоженная и одетая с иголочки женщина, которую обижать себе дороже, не лезет за словом в карман, вертит мужчинами как хочет, подруг тоже контролирует, и все-то у не неспроста, все с какой-то тайной подоплекой, продуманно и при этом изящно. Такая непростая шкатулочка с тройным дном, а не женщина.
Ведическая женщина

- Фото
- Deagreez/ iStock / Getty Images Plus
Так как тренды сменяются по типу синусоиды, то если сначала был акцент на гиперконтроль, то вполне закономерно, когда ему на смену пришел новый тренд на повышенную женственность и полное отпускание контроля — «я девочка и я не хочу ничего решать». Ему тут же нашли обоснование в выдуманном учении «веды», которое к настоящим ведам — философско-религиозному течению очень древних индийцев — не имеет никакого отношения. Но кого интересует философия, когда тут такое раздолье. У выдуманных учений есть супердостоинство — ты свободен нести любую чушь, и ее никто не опровергнет.
Быстро откуда-то появилась огромная армия ведических психологов, и они начали массово учить женщин носить длинные платья, быть домашними и мягкими, взбивать подушки, ждать мужа с работы, правильно вздыхать о своих потребностях, чтобы муж догадался и все исполнил, и так далее. А тут еще православие начало набирать силу, а православный образ женщины в чем-то перекликается с образом ведической. Короче, длинные платья и широкие юбки помогли российским дизайнерам пережить тот непростой кризисный период, когда евро скакнул до 100 рублей. Впрочем, именно кризис подстегнул рождение нового тренда активной и зарабатывающей женщины.
Бизнес-леди с двумя высшими

- Фото
- Undrey/ iStock / Getty Images Plus
Это не стерва, которая ничем не гнушается: мол, вижу цель, не вижу препятствий. У бизнес-леди с моральными нормами получше. Это воплощение перфекционизма как стиля жизни. И умная, и красивая, и торт спечет, и последние новости политики откомментирует на уровне эксперта. Вечно в движении, в работе, в карьере, в трудах, в погоне за молодостью, постоянно совершенствуется и учится. Вопрос мужчины рядом с ней более чем второстепенный. В кадре лишь она и ее движение к целям.
Фитоняша из Instagram

- Фото
- G-stockstudio/ iStock / Getty Images Plus
Упасть опять на дно эволюции в просто домохозяйки — этот тренд социум не примет. Но синусоида диктует групповую динамику — надо ослабить хватку. Расслабиться. Или хотя бы изобразить расслабленность. Поэтому в моду входят фитоняши и прочие инста-леди, у которых плюс-минус миллион подписчиков, зарабатывают они на рекламе в своем аккаунте и на вебинарах о том, как увеличить количество подписчиков. Ее жизнь, по крайне мере, в соцсетях, выглядит сказкой про парадиз на земле. То, что поддержание интереса к аккаунту — это работа 24/7 и практически маленькое СМИ, где ты сам себе и журналист, и фотограф, и редактор, и рекламная служба одном лице, как бы теряется за складками бытия.
Каким же будет следующий тренд и кто взберется на вершину синусоиды?
Комментарии