Проект «Правовая инициатива» выпустил доклад
об «убийствах чести», как на Северном Кавказе называют
расправы родственников-мужчин над женщинами, подозреваемыми
в неподобающем, с точки зрения семьи, сексуальном
поведении. С исследованием под названием «Убитые сплетнями»
можно ознакомиться на
Социологическое исследование проводилось в республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня. Авторы доклада отмечают, что убийства женщин по мотивам «чести» являются одной из самых жестоких форм насилия в отношении женщин, семейного насилия и дискриминации по признаку пола. Нередко убийства совершаются на основе слухов или клеветы.
При этом абсолютное большинство случаев убийств «чести» остаются скрытыми. О них не хотят говорить вслух, их скрывают родственники, на них стараются не реагировать правоохранительные органы либо применяют по ним более мягкие наказания. Среди мест в мире, где наиболее часто встречается эта практика, международные правозащитники называют Пакистан, Иран и Палестину
По данным авторов доклада, с 2008 по 2017 год произошло 33 случая, в результате которых были убиты 39 человек. Этими жертвами были 36 женщин и трое мужчин. Убивают преимущественно молодых незамужних девушек либо разведенных, реже замужних женщин в возрасте от 20 до 30 лет. Убийцам они приходились дочерьми, сестрами, женами, племянницами, падчерицами. Из этих 33 случаев только 14 дошли до суда.
В основе убийств «чести» лежат не мусульманские традиции, а самоуправство и своеволие авторитетных членов семей, а также давление общественного мнения и сплетни.
«Как можно без этого? Необходим порядок»
В процессе работы исследователи столкнулись с трудностями сбора информации, так как зачастую такие убийства считаются частным закрытым семейным делом, а официальная статистика о такой практике или ее распространенности полностью отсутствует. Реальное число таких убийств гораздо больше, чем удалось включить в доклад.
«Когда часто сталкиваешься, задумываешься, реально понимаешь, что проблема есть. Но это такая проблема… Это личное. В нее не принято вмешиваться. Я не собираюсь особо вникать в эту тему», — рассказал журналист из Чечни. «Как можно без этого? Необходим порядок», — отметил чеченский общественный деятель. «Такое бывает. Но редко когда известно становится. Это же все скрывается семьей. Даже если что и просочится, семья будет скрывать», — пояснила правозащитникам сельчанка из Ингушетии.
Исследователи взяли интервью у 44 респондентов и 26 экспертов, все они слышали о том, что в местности, где они проживают, совершаются убийства «чести».
«Наш родственник убил дочь и парня. Несколько лет назад это было. Он отсидел» (родственник, Дагестан). «Нашу родственницу так убили» (родственник, Дагестан). «Несколько лет назад здесь один наш мужчина совершил преступление — убил сестру» (родственник, Дагестан). «Такие убийства в районе встречаются. Об этом я тоже слышала, что брат убил сестру. Слухи-то пошли. Люди догадывались, что ее нет» (односельчанин, Чечня). «Такое ужасное событие. Так страшно убили. Всех» (односельчанка, Ингушетия).
Некоторые респонденты отмечали, что пик убийств «чести» приходился на 1990-е годы, а сейчас о них почти не слышно. При этом есть те, кто считает, что эту «традицию» следовало бы возродить — «это очень полезно для общества». Правда, другая часть опрошенных не замечает снижения числа таких убийств или даже наоборот, недоумевает по поводу их роста.
Тема убийств «чести» табуирована и закрыта для широкого обсуждения, поэтому люди крайне неохотно что-то рассказывают на эту тему — им это представляется опасным.
Причины убийств «чести»
Дело в том, что в силу традиционности кавказского общества автономность женщины в нем намного ниже, чем мужчины, и вся ее жизнь максимально контролируется родственниками и членами сообщества. При этом на женщину возлагаются многие важные функции, в том числе и сохранение своей личной и коллективной «чести». «Честь женщины — честь рода, честь общества», — принято считать на Кавказе. Поэтому честь женщины должна быть безукоризненной.
«Мы наслышаны, что в селе Нечаевка часто совершаются
такие убийства, когда тихо, молча убивают девушек, чье поведение
не понравилось родственникам, и этот факт укрывается.
Девушку могут повесить, утопить, отравить и т.д.»
(из материалов уголовного дела
Абсолютное большинство респондентов полагает, что убийство по мотивам «чести» выполняют несколько важнейших для общества функций. А именно, выступают наказанием за нарушение традиционных норм; становятся актом очищения, «смыванием позора», попыткой реабилитации чести; третья функция — назидание женщинам, мера их устрашения на будущее.
«Честь женщины — это не только ее честь, это и честь рода. У нас, например, на Кавказе одна личность не отделена от мира всего… Кровная месть — огромный сдерживающий фактор. Боязнь не за свою жизнь, а за жизнь окружающих. Это очень огромный сдерживающий фактор, и я за саму кровную месть. Убийство „чести“ — тоже сдерживающий фактор… Я, например, уверенно могу сказать: я достиг, чего я хотел по жизни, чего можно достичь, но я готов отсидеть, я готов пожертвовать своей жизнью, но для меня честь и убийство „чести“ важнее, чем моя личная карьера, чем моя личная жизнь» (историк, Чечня).
Для совершения убийства достаточно голословного утверждения. Истинность подозрения не имеет значения: честь мужчины затронута уже тем, что может подумать общественность.
«Она убита за сплетни. Поводом к убийству стало получение SMS. Очень хорошая девочка. Просто SMS в телефоне. Это дяди у нее такие» (родственница, Дагестан). «Он сидел в компании, и там ему было сделано замечание о поведении его сестер» (односельчанин, Дагестан). «Скорее, из-за слухов. Братья сговорились, позвали ее на море и в отдаленном месте утопили» (родственница, Дагестан). «Двоюродный брат делал ей замечания по поводу накрашенных ногтей и ношения одежды с коротким рукавом» (родственница, Дагестан).
Исследователи выяснили, что на Кавказе принято считать, что если на семье есть позор — реальный или даже надуманный (не подтвержденный никем и ничем), то это повлияет на жизнь всех остальных родственников и поколений: женщины не выйдут замуж, мужчины не смогут нормально жениться и устроиться на работу и пр. С одной стороны, полагают, что если совершить убийство, то позор можно смыть, избавившись от девушки, и тем самым доказать, что больше не имеешь к ней и ее «вине» отношения. С другой стороны, респонденты отмечали, что подобное убийство «становится признанием позора и греха» семьей. Раз убили — значит, была виновна".
«Какой же ты мужик, если до сих пор не убил ее!»
При этом велико давление общества. «Какой же ты мужик? Какой ты горец, если допускаешь такое поведение и до сих пор не убил ее!» — такие слова, полагают респонденты, пришлось слышать достаточно большому количеству мужчин, прежде чем они совершали «убийство чести».
Убийцами по мотивам «чести» в большинстве случаев становились отцы женщин или их братья, чуть реже — другие родственники и мужья. Само убийство обычно совершают в отдаленном уголке природы (за городом, у реки, на море, в горах, в лесу). Если же дома, то тело убитой уносят куда-либо, чтобы спрятать. Многие таким образом убитые женщины объявляются родственниками исчезнувшими либо уехавшими, но об их исчезновении в правоохранительные органы, как правило, не заявляют.
Способы убийства самые разнообразные: от удушения и ударов топором до утопления в море или реке и отравления. Наиболее распространены убийства ножами и топорами. Иногда женщин принуждают к самоубийству.
«Не убивал, а увел из жизни, чтобы не позорила отца и родственников»
Если же дело все же доходит до расследования убийства «чести», тут также много препятствий: правоохранитель может быть родственником семьи и быть солидарным с ней, а виновной традиционно считать жертву преступления.
«Только немногие из подобных дел доходят до суда. Обычно вопросы, касающиеся семьи (убийства „чести“, похищения невест, изнасилования и т.д.), мы стараемся решить посредством переговоров, внутреннего урегулирования. Такое выносить на публику не принято» (следователь, Дагестан).
Из 33 случаев только 14 дел дошли до суда: в 13 случаях обвиняемого осудили, в одном — оправдали. В разных случаях убийц приговорили к сроку от шести до 15 лет отбывания наказания в колонии строгого режима.
Авторы доклада цитируют адвоката по одному из дел об убийстве «чести». «Дело в том, что Даурбеков не лишал свою дочь жизни, он ее не убивал. Надо говорить так: он увел ее из жизни, чтобы она не позорила саму себя, своего отца и всех близких родственников. Так будет правильно. Отец, убивший дочь после того, как двадцать лет терпел оскорбления с ее стороны, аморальное поведение мусульманки-дочери, он в принципе не может отвечать по ст. 105 УКРФ», — заявлял адвокат.
Министр Чечни: это «попытка выставить регион каким-то таким пещерным обществом»
Власти Чечни уже прокомментировали доклад «Правовой инициативы».
Министр Чечни по нацполитике, внешним связям, печати
и информации Джамбулат Умаров заявил радиостанции
«Я причисляю все это к фейковой информации… Это очередная попытка очернить наш регион, выставить его каким-то таким пещерным обществом, где совершаются казни, расправы и нарушаются права человека», — сказал Умаров.
«Я думаю, что это последняя агония так называемых либеральных сил. Пора положить конец всем этим провокациям. Мы с этим боролись, боремся и будем бороться до конца, пока этой гидре… не лишим ее многочисленных голов», — пригрозил он.
Отметим, глава Чечни Рамзан Кадыров ранее заявлял, что после
окончания суда над главой чеченского «Мемориала»
Фотография на титульной: скриншот @firdaws_officiel
Комментарии