«Никита победил в соревнованиях, – странички в соцсетях моей приятельницы Инны пестрят фотографиями семилетнего сына. — Никита пошел заниматься английским. Никита ходит на дзюдо. Никита нарисовал картину для выставки».
Для справки: у Инны еще две дочки. Каждая из них – умница и красавица. Занимаются художественной гимнастикой, занимают места в творческих конкурсах. Инна, конечно, ими тоже гордится

Может быть, это просто мамино сердце тает от маленького мужчины? Но по такой логике папы должны быть без ума от очаровательных дочурок. Однако ж…
Кирилл – счастливый отец. Во втором браке у него подрастает пятилетняя Любочка, которую папа балует до невозможности. Голубые глаза, светлые кудряшки – само очарование. В Instagram Кирилла много милых сценок: семья на даче, семья катается на коньках, семья на утреннике.
Но самые популярные снимки не эти. Кирилл постоянно выкладывает фотографии с хоккейных тренировок своего девятилетнего сына от первого брака. И они собирают на порядок больше «лайков» его приятелей. Опять же для справки: Люба ходит в бассейн, танцует и поет. Но публичной гордости у Кирилла этот факт не вызывает.
Главные герои
Аналитики подтверждают: сыновья стали популярнее дочерей. По
крайней мере, в соцсетях их мам и пап. Родители чаще пишут о
Исследование провели директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Елизавета Сивак и заведующий лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования Центра Иван Смирнов. Они изучили публичные записи 630 тысяч пользователей «ВКонтакте» в возрасте от 18 до 50 лет, чтобы изучить такое явление, как sharenting (от share и parenting). Это когда мамы и папы охотно делятся в сетях своими родительскими достижениями.
«В постах родители рассказывали, как проводят время с детьми (27% сообщений), о важных событиях в жизни детей (появление на свет, дни рождения, достижения – 19%), – рассказывают авторы исследования. — Свыше четверти постов (26%) – это признания в любви к своим детям. При этом главные герои родительских историй – мальчики. В среднем на одну женщину приходится 2,3 поста о сыновьях и 2,1 сообщения о дочерях. На одного мужчину – 1,7 поста о мальчиках и 1,5 сообщения о девочках».
Можно было бы отчасти объяснить этот феномен тем, что мальчиков банально больше – в России на 100 новорожденных девочек приходится 106 пацанов. Но ведь в детских книгах тоже все не так просто. Исследователи предлагают просто обратить внимание: в художественной литературе персонажи чаще мужского пола. И бьют тревогу: даже в учебниках про слабый пол пишут реже.

Лайк малышу
При этом другие пользователи соцсетей поддерживают такое гендерное неравенство. Записи, в которых фигурируют сыновья, «лайкают» чаще, чем посты о девочках. Получается, что люди косвенно больше одобрят достижения пацанов, чем девчонок.
Дочери «недостаточно представлены в нарративе родителей о детях в социальных медиа», подчеркивают исследователи. Такое проявление гендерных предпочтений может давать понять, что девочки «менее важны, чем мальчики, или что они заслуживают меньше внимания». А это вклад в копилку неравенства.
Чем это нам грозит? Да ничем хорошим. Это, конечно, не селективный аборт (да-да, такое явление до сих пор живо), но все же.
«Повышенное внимание к сыновьям и более слабое – к дочерям может убедить девочек в том, что они менее значимы для родителей, – резюмируют исследователи. — А это не только психологическая травма, но и закрепление мыслей, что девочки менее важны, чем мальчики или, что они заслуживают меньше внимания».
Эксперты полагают, что на родителей могут влиять схемы поведения, принятые в соцсетях. Возникает «эффект спирали» – стереотипы воспроизводят сами себя. Люди уделяют внимание сыновьям, убеждаются, что это нормально и демонстрируют это другим. А женщины нередко сами подыгрывают этим гендерным стереотипам.
Комментарии