Узнав, что у сестры роман с князем, Раневская обиделась

Звезды

520 Просмотры Откликов

«Раневская с сестрой подъехали к нашей высотке на Котельнической набережной, и Фаина Георгиевна...
Фаина Раневская с Василием Меркурьевым С Василием Меркурьевым в фильме «Золушка». 1947 г.

«Раневская с сестрой подъехали к нашей высотке на Котельнической набережной, и Фаина Георгиевна говорит: «Вот, Белла, мой дом, мы приехали». Потом заходят в квартиру, Раневская показывает: «Вот в этой комнате ты будешь жить, а в той я». — «Как? Почему у меня будет только одна комната? У тебя же такой большой дом!» Белла думала, что раз ее сестра кинозвезда, то живет в собственном доме», — вспоминает подруга и соседка Раневской Валентина Ястребилова.

Моему сыну Сереже было четыре года, когда он очень серьезно заболел, восемь дней держалась температура сорок. Наша соседка по высотке на Котельнической набережной Фаина Георгиевна Ранев­ская первая стала настаивать на госпитализации. Врач, приходивший из поликлиники, еще не решил, надо ли, но Раневская била тревогу: «Чего вы ждете?! В больницу, срочно в больницу!» И мы послушались. Сережу положили в инфекционное отделение, а меня отправили домой — родителей тогда с детьми не оставляли, об этом и речи идти не могло

И вот я, печальная, приехала, и тут меня увидела Раневская: «Что?! Как ты могла оттуда уйти?! 

Да твою ж мать, как это можно — оставить беспомощного ребенка одного!» Я пыталась объяснить, что такие правила, что у меня не было выбора. Но она и слушать не хотела: «Наплевать на правила! Ты просто должна вернуться и находиться с ним». Я вернулась в больницу, стала просить заведующую разрешить мне остаться: «Полы буду мыть в отделении, все буду делать, что скажете». Но в ответ слышала только: «Нет». Как бы Раневская ни настаивала, но я, прекрасно осознавая ее правоту, просто не понимала, как добиться, чтобы меня оставили в больнице.

Фаина Раневская с сестрой Изабеллой Раневская с сестрой Изабеллой. 1915 г.

А между тем за Сережей недоглядели, он подхватил еще и воспаление легких, и ситуация стала критической. Тогда Раневская сама позвонила заведующей. Я сидела рядом и слышала их разговор: «С вами говорит Фаина Георгиевна Раневская, народная артистка Советского Союза». Ее собеседница, видимо не расслышав, переспросила: «Какого-какого профсоюза?» Разгневанная Фаина, швырнув трубку, бушевала: «Она же идиотка! Как ты вообще могла доверить ей ребенка? Немедленно езжай и забирай его оттуда! Или я сама заберу!» Не понимая, что мне делать, я поехала в больницу. Как ни странно, звонок Раневской подействовал, и мне вдруг разрешили остаться. Я смогла ухаживать за сыном, и мой Сережа вскоре поправился. А Раневская потом еще долго всем пересказывала, что ее, народную артистку Советского Союза, спросили, из какого она профсоюза. Вот она вся в этом: шумная, вечно недовольная, вспыльчивая, но очень трогательная, неравнодушная и сердечная. А уж к Сереже Фаина Георгиевна была по-особому привязана. 


Загрузка...

«Раневская с сестрой подъехали к нашей высотке на Котельнической набережной, и Фаина Георгиевна...
Фаина Раневская с Павлом Сухановым и Мариной Полбенцевой С Павлом Сухановым и Мариной Полбенцевой в фильме «Сегодня — новый аттракцион». 1966 г. Фото: LEGION-MEDIA

Своих детей у нее не было, даже племянники жили не в России, вот ей и не хватало общения с малышами. Фаина Георгиевна была почему-то уверена, что у меня родится мальчик. И когда Сережа появился, она написала мне коротенькое поздравительное письмецо и прислала в подарок серебряную ложечку «на зубок». Ей не терпелось посмотреть на Сережу. Но так получилось, что, когда у меня дома собралась компания, чтобы поздравить нас с выпиской, я не догадалась позвать Фаину Георгиевну. Не зашла за ней и сестра Светлана… И тогда Раневская пришла сама. Мы уже сидели за столом, когда в квартире раздался звонок, и в дверном проеме появилась смущенная (от того, что пришла без приглашения) Фаина Георгиевна. 

Мои гости так и ахнули — к нам на праздник пришла сама Раневская! Она своими визитами обычно никого не баловала. Мы сами бывали у нее. «Мальчику Сереженьке от Фуфы» — так она подписывала роскошные книги, которые часто дарила моему сыну. Еще она охотно соглашалась с ним посидеть, когда мне не с кем было его оставить. Помню, однажды от Раневской Сережа пришел с медалью в честь 800-летия Москвы. Оказалось, Фаина Георгиевна дала ему поиграть свою шкатулку, в которой хранились «похоронные принадлежности» — так она называла свои награды. Расчувствовавшись, Раневская подарила ребенку одну медальку. Сережа был очень доволен. Но, видимо, потом Фаина Георгиевна все-таки пожалела, потому что через мою сестру Светлану попросила медаль вернуть. Раневская объяснила это тем, что «награды дарить не может».

Моя сестра Светлана Ястребилова тоже жила в нашей высотке. Она была замужем за режиссером Сергеем Майоровым, заслуженным деятелем искусств РСФСР, основателем Мос­ковского драматического театра (который стал потом Театром на Малой Бронной). Сергей с Фаиной были знакомы с двадцатых годов, когда они вместе работали на сцене Бакинского рабочего театра. А спустя десятилетия, оказавшись соседями — Майоровы жили прямо над Раневской, — они по-настоящему сдружились. Но так сложилось, что я больше дружила с сестрой Фаины — Беллой.

Парижанка в советском гастрономе

Фаина Раневская с Михаилом Роммом и Еленой Кузьминой С режиссером Михаилом Роммом и Еленой Кузьминой на съемках фильма «Мечта». 1941 г.

То, что некоторое время у Раневской жила сестра, вернувшаяся из эмиграции, — факт известный, но в этой истории важны совершенно фантастические подробности. Надо сказать, что Фаина (настоящее ее имя — Фанни Гиршевна Фельдман) рассталась со своими родными в 1917 году, когда они, спасаясь от революции, на собственном пароходе уплыли в Турцию, а потом перебрались в Европу, а она осталась «штурмовать» театральную сцену, мечтая стать актрисой. Фельдманы осели в Румынии, но долгие годы Фаина о них ничего не знала: письма из-за границы в СССР просто не доходили до адресата. А ее старшая сестра Белла уехала из России еще раньше — она вышла замуж за француза по фамилии Аллен. Семья не знала, жива ли Фанечка. Дочери богатейшего предпринимателя Таганрога погибнуть в Советской России было проще простого: такое происхождение само по себе тянуло на приговор. И вот в годы оттепели родным удалось восстановить связь. 


Загрузка...

«Раневская с сестрой подъехали к нашей высотке на Котельнической набережной, и Фаина Георгиевна...
Фаина Раневская с Ариадной Шенгела С Ариадной Шенгелая в фильме «Осторожно, бабушка!». 1960 г.

В 1957 году Раневская даже смогла прилететь в Румынию, чтобы обнять свою старенькую мать и брата, отца уже давно не было в живых. Белла тогда из Парижа приехать не смогла, ей не дали визу. А спустя несколько лет, похоронив мужа, она страстно захотела вернуться на Родину. И написала сестре письмо примерно такого содержания: «Дорогая Фанни, я знаю, что ты лучшая актриса в СССР, очень известная. Наверное, у тебя большой дом, ты хорошо живешь, и я хотела бы приехать к тебе. Можно ли это сделать? Я здесь совсем одна, и теперь у меня ничего нет, кроме Родины и тебя». Фаина Георгиевна ей ответила: «Белла, я могу тебя поставить на площадь, если мне разрешит министр культуры». Тогда было такое всем понятное выражение — «поставить на площадь», что означало прописать. Но Белла советских реалий не знала и удивилась: «Я же не памятник, чтобы меня ставить на площадь».

Письмо министру культуры Фур­цевой мы писали все вместе: Раневская, я и Майоровы. Фаина Георгиевна волновалась и считала, что надо как-то правильно все сформулировать, иначе ничего не выйдет. Я, как филолог по образованию, должна была отредактировать текст. Такие уж были времена, что вопрос о том, может ли сестра Раневской приехать и жить с ней, мог быть решен только на самом высоком уровне… Под письмом подписались знаменитые соседи, например, Александр Твардовский, с которым Фаина Георгиевна приятельствовала. И все у нас получилось: министр культуры, симпатизировавшая Раневской, дала разрешение. Впоследствии на одном из приемов Фаина подошла к Фурцевой со словами благодарности: «Спасибо, Екатерина Алексеевна, вы — мой добрый гений!» А та ответила: «Ну что вы, какой же я гений? Я простой советский работник».

И вот в 1960 году Белла прилетела в Москву. Раневская ее встретила на такси. Подъезжают они к нашей высотке, и Фаина Георгиевна говорит: «Вот, Белла, мой дом, мы приехали». Белла оглядывает высотку от цоколя до шпиля и отвечает: «Да, хороший дом у тебя. Большой». Входят в подъезд, поднимаются на второй этаж на лифте, заходят в квартиру. Тут Фаина Георгиевна говорит: «Вот в этой комнате ты будешь жить, а в той я». — «Как? Почему у меня будет только одна комната? У тебя же такой большой дом!» Белла слишком долго жила в Европе, а в понимании европейцев «мой дом» — это весь дом в твоей собственности. И жизнь кинозвезд на Западе и в СССР тоже различалась, о чем Белла не догадывалась. Квартира у Раневской была очень маленькая, две смежно-изолированные комнаты: 13 и 14 метров соответственно. И небольшая кухня. 


Загрузка...

«Раневская с сестрой подъехали к нашей высотке на Котельнической набережной, и Фаина Георгиевна...
Фаина Раневская с Еленой Кузьминой «Помню ее фразу: «Поклонников много, а в аптеку сходить некому». Каждый человек по большому счету одинок. Но на моей памяти Раневская всегда была окружена чьей-то заботой» С Еленой Кузьминой в фильме «Мечта». 1941 г.

Единственное достоинство — высокие потолки. Раневская жила на втором этаже бокового корпуса высотки, окна ее квартиры располагались над служебным входом в кинотеатр «Иллюзион» и булочной. Поздно вечером снаружи доносились голоса зрителей, которых с последнего сеанса выпускали через этот вход. А уже на рассвете грузчики во дворе с грохотом и матом начинали разгружать грузовики с хлебом. Звукоизоляции не было никакой, и Раневская вечно страдала от недосыпа. «Я живу над хлебом и зрелищем» — так она характеризовала свое положение. Когда Фаина Георгиевна выходила к своему подъезду покормить птичек, ее очам открывался вид на помойку. «Это моя дача, — иронизировала актриса. — Здесь я дышу «свежим» воздухом». Поэтому чаще всего посидеть на скамейке она приходила к парадному подъезду центрального корпуса, в котором жила я. Все это стало для Изабеллы полным сюрпризом и поразительным разочарованием.

Тем временем весь дом только и говорил, что о сестре Раневской, парижанке. Всем было любопытно взглянуть на нее. А Белла была дама роскошная! Она была старше Фаины на четыре года, но в свои почти семьдесят и на пятьдесят не выглядела, да и душой была очень молода. Когда меня представили Изабелле Георгиевне, она почему-то сразу мной заинтересовалась и предложила: «Может быть, вы со мной прогуляетесь?» Я тогда была еще несемейной девушкой, свободным временем располагала, так что с радостью согласилась. После прогулки мы зашли ко мне в центральный корпус. Слово за слово — разговорились, и оказалось, что у нас много общего. Я тогда совсем недавно потеряла любимую маму, еще раньше умер отец — Ефим Тарасович Ястребилов, он был начальником строительства Днепрогэса и «Запорожстали» (в этом году исполнилось 120 лет со дня его рождения). До этого у нас была прекрасная квартира на Воронцовской улице. Но, чтобы не оставаться один на один со своим горем, я обменяла квартиру и переехала в высотку, где жила моя сестра. Вот и Изабелла Георгиевна оказалась здесь, потому что бежала от одиночества. Это нас очень сблизило. Кроме того, с Белой, что называется, не соскучишься. Она явилась к нам словно с другой планеты. И в нашем мире ее повсюду поджидали приключения. «Необыкновенные приключения парижанки в России»...

Как Вы оцените?

0

ПРОГОЛОСОВАЛИ(0)

ПРОГОЛОСОВАЛИ: 0

Комментарии